Септория. Кровавый ритуал серкетов, который был сильно искажен со временем. Когда на города обрушивались несчастья (засуха, война), всегда находился кто-то, кто вспоминал о септории. Считалось, что если правильно провести этот ритуал, несчастья уйдут. Бродячие артисты показывали искаженную версию септории. В ней змей убивали, хотя настоящая септория Первого Исхода не допускала кровопролития. Ритуал повторял действия Видящего, когда они еще рождались и умели отыскивать врата. В нем участвовал жрец, исполняющий роль Видящего, и семь змей, которые изображали септоров. Но часто их заменяли другие змеи, так как всех септоров, как считалось, истребил Подобный. Жрец-Видящий должен был заворожить септора, попасть в ритм колебаний его тела и заставить проползти через себя, открыв таким образом первые врата. То же самое проделать с остальными змеями. Их нельзя было убивать. Если змеи кусали Видящего, или если он их случайно убивал, септория оказывалась под угрозой. Он должен был поранить себя, чтобы своей кровью искупить промах. В седьмого септора воплощался Нехебкай. Как только он проползал по Видящему, септория Первого Исхода считалась завершенной. Опытные жрецы, исполнявшие роль Видящих, были покрыты шрамами, так как септоры были ядовиты. Их яд, по слухам, вызывал галлюцинации и позволял увидеть Дом Нехебкая. Вызывал привыкание и приводил к смерти. Септория Второго Исхода – септоров нужно было убить. Но даже сам Подобный не знал, сколько змей нужно было убить, чтобы Нехебкай стал единственным богом. Сначала Подобный убивал змей, когда септоры кончились, стал истреблять животных, а потом людей. Массовое убийство остановила смерть Подобного. Однако септория второго исхода смутила Нехебкая, и первый исход стало проводить все труднее. Соперничество серкетов – чей исход будет завершен первым?
|
Пятнадцатая клятва. Каждый керх обязан отомстить за убитого сородича. Это не касается тех случаев, когда керх гибнет в драке, например, при нападении на караван. В этом только его вина, потому что он был недостаточно хорошим воином, раз позволил себя убить. Пятнадцатая Клятва призывает к мести, когда керхов убивают намеренно – устраивают облавы, загоняют в ловушки, уничтожают племена. Ее объявляет Великий Судья. После этого каждый керх-воин считает своим долгом уничтожить пятнадцать драганов. Кучеяры тоже считаются, потому что платят драганам дань. Клятва длится пятнадцать дней по пятнадцать – почти год. Кто первым исполнит, получает награду от Великого Судьи. Убить военного лучше, чем работягу, убить молодого лучше, чем старого – такова Пятнадцатая Клятва.
Полет кинжала. Триста лет назад Подобный заключил сделку с керхами о взаимопомощи. Керхи выжили в Белых Песках не потому, что чем-то отличались от других людей. Им помогала магия Подобного. По условиям договора в обмен керхи должны были отдать свои сабли тому, кто бросит кинжал в Родовое Ущелье в предгорьях Гургарана. По легенде, этот кинжал выковал сам Подобный вместе с вождями трех крупнейших племен Карах-Антара, которым подчинялись остальные керхи. Они дали ему имя – «Смотрящий Вперед». Подобный забрал кинжал с собой, за Гургаран. Столетиями от него не было вестей. Поколения керхов сменялись, однако о клятве помнили не только дети пустыни, но и серкеты. Знала о ней и Белая Мельница. Когда Подобный начал септорию Второго Исхода, иман был уверен, что ждать человека с кинжалом осталось недолго. Он оказался прав - им стал Маргаджан. Отряд Белой Мельницы, охранявший границы Гургаран, должен был помешать ему, но справиться с Подобным они не смогли. Кинжал был брошен, а люди имана бесследно исчезли.
|
Обряд невиновности. Керхский обряд для установления правды. Обвиняемый опускал руки в кипящий котел и доставал со дна какой-либо предмет – камень справедливости. Потом ему заматывали руки до утра. Если утром на них не было ожогов, значит, он был невиновен.
Джаган-джаган. По-кучеярски означал - «поедание головы врага». Накануне сражения, в котором выживет только один, враги признаются друг другу в том, что не решились бы поведать даже близкому человеку. Проводился ночью.
Символика.
Знак сикамора. Привлечение удачи и защита. Популярен среди караванщиков. Янтарная звезда с листом сикамора внутри была подарена родственниками Раду Аджухаму перед его первым переходом по пустыне. Амулет не помог, так как Рада убили люди Маргаджана.
Кадуцей. Знак торговли и символ Торговой Гильдии Балидета. Все капитаны караванов Гильдии его носили.
Змея взбирается по рафии. Символ выполнения невозможного. Рисунок со змеей был нанесен Арлингу на плечо на третьем этапе боев Салаграна – Лале.
Скарабей на фоне солнца. Знак дома Аджухамов. Был вышит у халруджи на поясе
Белая птица в черном круге. Знак принца Дваро. Был на рукаве у Вадара, человека, который встречал Арлинга на пирсе в Согдиане перед отплытием в Ерифрею.
|
Два близнеца, смотрящие друг на друга. Символ етобаров.
Желтый цвет в Сикелии. Цвет презрения. Чтобы рассказать о плохом отношении к человеку, достаточно послать ему букет желтых лилий. Жены керхов вязали своим мужьям желтые платки с черными краями. Если воин бросит на врага такую тряпицу, то его обязательно укусит скорпион.
Красный цвет. Говорит о почитании предков. Если прийти в гости в красном, значит, выказать уважение к предкам хозяев.
Желтый и Красный цвета. Цвета семьи Аджухамов.
Белый Петух. Герб Балидета до того, как город захватили драганы. После того как Балидет вошел в состав Согдарийской империи, петуха на гербе вытеснил тигр – символ драганов.
Тигр. Гербовый зверь Согдарийской Империи.
Факел, который зажегся в темноте. После дуэли Арлинга с Дарреном – его слепота.
Ворота. Знак серкетов.
БЫТ, ВООРУЖЕНИЕ
Аркбаллисты. Осадное метательное орудие, большой станковый арбалет, располагающийся на стрелковых башнях или передвижных стенах.
Алебастр. Строительный материл, род белого известняка, который применяли в Балидете для архитектурного декора.
Баллиста. Осадное орудие для метания камней. От катапульты отличается разными методами стрельбы. Баллиста стреляет камнями под большим углом возвышения, катапульта – почти горизонтально.
Блид. Осадное метательное орудие, разновидность катапульты, которое помимо метания камня, пускало еще и стрелы.
Бушприт. Горизонтальный, либо наклоненный брус, выступающий вперед с носа парусного судна. Предназначено для крепления носовых парусов и улучшения маневренности.
Баглама. Национальный струнный щипковый инструмент, на нем играли все представители аристократии Сикелии.
Бычачья моча. Считалась священной жидкостью. Ее использовали в ритуалах, также умывались, считая, что она обеззараживает. В ней купали младенцев.
Гранат. Камень любви. Дарили беременным женщинам. Сейфуллах спрятал в кольцо с гранатом подарок для невесты – образец редкой ткани «текущая вода».
Джамбия. Кинжал с широким загнутым клинком. Часто носили на шее, на цепочке. Кучеяры переняли его у керхов.
Колокольчики-сарны. Популярный предмет обихода в быту. Их вешали над дверьми, вплетали в бороду. Богатые заказывали сарны с индивидуальным звучанием, отличным от других. Считалось, что они отпугивают пайриков.
Курильницы. Были в каждом кучеярском доме. В них по ночам жгли благовония, отпугивая пайриков. Также зажигались по любому поводу.
Мыльный песок. В Балидете не было проблем с водой, но мыться водой у кучеяров считалось кощунством. Раз месяц ходили в городскую баню, устраивая из мытья праздник и пир. Повседневно использовали мыльный песок, который натирались вместе с благовониями. Регарди не мог привыкнуть к этому обычаю. Тайком купался по ночам в фонтанах.
«Мокрый Камень». Камень, обладающий свойствами постоянно сочиться водой. Колдовство Подобного. Во время перехода через пустыни им пользовалась армия Маргаджана (камень нужно было положить в рот).
Зеркальные факелы. Хитроумное приспособление из Шибана, которое предназначалось для освящения больших пространств. Кучеяры приобрели два каравана с такими факелами. Первый был ограблен керхами (которые позже перепродали их Негусу), второй был распродан по Сикелии. В цирке уродов Самрии зеркальные факелы использовались для освещения номеров. Стали причиной трагедии, когда из-за плохого крепления опора факелов рухнула, и случился пожар, где погибли артисты-карлики.
Курагий. Редкий вид металла, добываемый керхами у подножья Гургарана. Обладал мистическими свойствами, был очень красив. Мог отличить ложь от правды, указать на яд или найти воду в пустыне. Стоил очень дорого. Обруч из курагия – награда тому, кто побеждал на конкурсе «Цирк Уродов». Достался Арлингу, который спрятал обруч в гостинице «Три Пальмы» в кадке с белой лилией.
Керхские серьги. Популярное дешевое украшение у наемников.
Звезда на вершине Алебастровой Башни. Подарок мастеров Иштувэга Балидету в честь его тысячелетия. Самум засыпал город, оставив торчать из огромного бархана лишь кончик звезды, который обнаружил купец Шупелай. Навахи. Драганские суда, на которых перевозили каргалов. Вид грузовых галер.
Бурнус. Плотный плащ с капюшоном из верблюжьей шерсти. Одежда караванщиков, керхов.
Каручан. Саблевидный клинок, насаженный на длинное древко, особенно любили стражники Балидета. Он объединял в себе свойства меча, копья и топора, позволяя наносить удары по разным траекториям на всех уровнях, используя не только лезвие, но и обух древка. В руках опытного воина такой клинок становился подобным смерчу. В Балидете его называли каручаном, что на кучеярском означало - «Ветер Смерти».
Серьги. У кучеяров были в моде, у мужчин тоже. У Беркута было три серьги в одном ухе. Иман также проколол уши Арлингу, но с лечебными целями.
Стрелометы. Вооружение на драганских галерах.
«Текущая вода». Редкий вид шелка, который изготавливали мастера Муссавората для жрецов Амирона по секретным технологиям. Балидет давно мечтал заполучить образец. Миссия Сейфуллаха – выкрасть его. Однако, обиженный на семью, он отдал его Пирам. Однако образец «текущей воды» Сейфуллаха был испорчен Арлингом (опрокинул кофе), а позже был им сожжен.
Тамбурины. Народный инструмент.
Таблы, цимбалы, бубны. Музыкальные инструменты кучеяров, непременный атрибут любого праздника.