по проведению «Минуток безопасности» с детьми в школе




Методические рекомендации

Одной из эффективных форм предупреждения происшествий с детьми на дорогах является проведение в образовательных организациях специальных «Минуток безопасности» дорожного движения.

В отличие от «большого» урока, игры или викторины по Правилам дорожного движения, «минутка» не требует от учителя специальной подготовки либо каких-то особенных знаний предмета. Такое условие специально ставилось при её разработке. Дело в том, что «Минутку» проводит любой учитель, чей урок приходится – независимо от предмета и темы – на конец учебного дня. Ведь одна из главных целей, ради которой проводится это ежедневное экспресс-занятие с детьми, настроить их по дороге домой на внимательное и осторожное поведение на дороге.

Обратите, пожалуйста, внимание на слово «ежедневное» в предыдущей фразе. Именно так: «Минутку» надо проводить каждый день. В этой непрерывности залог того -что у детей появятся спасительные навыки и привычки в результате урока, а не стериотип риска на проезжей части.

Техника проведения «Минутки»: в конце урока (последнего в этой смене) вы задаете ученикам один вопрос и, выслушав ответы нескольких детей, в случае необходимости поправляете их ошибки. При этом можно дать краткие дополнительные объяснения, почему следует поступать так, а не иначе.

Помимо всего прочего, «Минутка» способствует выработке у ребёнка критического отношения к поступкам сверстников и взрослых, нарушающих правила перехода улицы, воспитывает «иммунитет» к подражанию им.

В результате движение детей по улице из школы или дошкольного учреждения в определённой мере является продолжением «Минутки», её практическим приложением. В ряде случаев детям могут быть даны задания на наблюдение обстановки на улице, связанные с вопросом, рассмотренным на «Минутке» (наблюдение за движением автомобилей, пешеходов, обстановкой на остановках, перекрёстках, обратить внимание по пути на различные предметы, мешающие обзору улицы и т.п.).

Для случаев, когда детей сопровождают родители (дошкольные учреждения и частично младшие классы школы), целесообразно, чтобы родители спрашивали у детей, какой вопрос рассматривался на сегодняшней «Минутке», и в процессе движения домой использовали обстановку на улице, чтобы обучить детей наблюдать и правильно оценивать обстановку.

«Минутка» должна быть именно минуткой. Её длительность — 1–2 минуты, максимум — три. Учитель задаёт вопрос (ставит проблему) и, выслушав мнение нескольких учащихся, обобщает их и даёт объяснение. Очень важно создать ситуации столкновения мнений, спора, разнообразия объяснений одной и той же ситуации детьми. В качестве последней «порции» информации, полученной за день в стенах школы, учащиеся приобретают полезные сведения по безопасности на дороге, поданные в интересной, занимательной форме. При проведении «Минутки» следует чаще акцентировать внимание детей на влияние существующих на текущий момент погодных условий на безопасность перехода проезжей части и необходимости использования световозвращающих элементов, как дополнительного источника обеспечения видимости пешеходов.

Целесообразно обсудить с обучающимися следующие вопросы:

 

Вопрос Ответ
Где надо переходить дорогу? Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам: подземным, наземным (по «зебре») и надземным, а при их отсутствии — на перекрёстках по линии тротуаров или обочин.
Как перейти дорогу, если поблизости нет пешеходного перехода? При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрёст­ка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны. Перед переходом дороги следует остановиться, внимательно посмотреть налево и направо, чтобы оценить дорожную обстановку, и ещё раз налево. И только убедившись в своей безопасности, можно начать переход дороги, продолжая наблюдать за дорогой.
Почему для пешехода безопаснее переходить дорогу по пешеходным переходам? Водитель знает, что в этих местах разрешается движение пешеходов, поэтому он более внимателен и снижает скорость. Пешеход, который переходит дорогу в неустановленном месте, не там, где положено, может пострадать сам и подвергает опасности окружающих. Переход по пешеходному переходу не дает 100% гарантии безопасности. Поэтому прежде, чем начать переход пешеход должен убедиться в безопасности.
Почему нужно остановиться перед тем, как начинать переходить проезжую часть дороги? Это нужно для того, чтобы осмотреться. Пересекая проезжую часть «с ходу», не остановившись для наблюдения за дорожной обстановкой, можно не заметить приближающуюся машину. Перед тем, как выходить на проезжую часть дороги, нужно посмотреть сначала налево, потом направо, потом ещё раз налево, убедившись, что автомобилей нет, можно начать переход, постоянно контролируя ситуацию.
Почему переходить дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу (без светофора) опаснее, чем по регулируемому пешеходному переходу (со светофором)? При наличии светофора водитель руководствуется его сигналами, более внимателен и аккуратен. А подъезжая к нерегулируемому пешеходному переходу, водитель самостоятельно принимает решение остановиться и пропустить пешехода, тем самым создавая опасную ситуацию.
Можно ли начинать переход дороги сразу же, как только загорелся зелёный сигнал светофора? Когда загорелся зелёный сигнал светофора, нужно сначала убедиться, что все автомобили остановились или закончили проезд пешеходного перехода. Необходимо посмотреть налево, направо, затем снова налево и только после этого можно начинать переход проезжей части, постоянно конт­ролируя ситуацию.
Часто в городах с интенсивным движением водители паркуют автомобили и у переходов и даже непосредственно на них, нарушая тем самым ПДД. Чем опасен выход на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства? Стоящий автомобиль закрывает или ограничивает обзор дороги. Из-за него пешеход может не заметить другой, движущийся, автомобиль, мотоцикл или велосипед. Водитель приближающегося автомобиля, в свою очередь не видит из-за стоящих автомобилей пешеходов, а значит не принимает мер к остановке.
Почему опасно пересекать проезжую часть бегом? На бегу сложно наблюдать за дорогой, поворачивая голову направо и налево, чтобы оценивать дорожную обстановку. Только идя шагом, можно наблюдать за дорогой и поворачивать голову, не опасаясь упасть.
Почему детям опасно переходить дорогу вдвоём-втроём «под руку» или держась за руки? Когда переходят дорогу двое-трое, то при возникновении опасности реакция у всех детей может быть разная, и дети могут начать тянуть друг друга в разные стороны
Почему опасно переходить дорогу наискосок? Когда идёшь наискосок, то часть пути проходишь спиной к едущим автомобилям и можешь их не заметить. Кроме того, переход становится длиннее, а значит, опаснее.
Где должны двигаться пешеходы, если у дороги нет тротуара? Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам, по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части. При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.
Какая опасность возникает, когда школьник подходит к своему дому? У ребёнка, приближающегося к своему дому, снижается концентрация внимания, и «включаются эмоции». Ему кажется, что дом рядом, и он чувствует себя в безопасности. И в этот момент он может не заметить изменения в дорожной обстановке, например, не среагировать на приближающийся автомобиль.
Чем коварна «тихая», «пустынная» улица, по которой редко ездят автомобили? На «тихой», «пустынной» улице дети часто теряют бдительность и могут не заметить приближающийся автомобиль. Собираясь переходить дорогу в таком месте, нужно следовать всем правилам обеспечения безопасности как и на дороге с интенсивным движением.
На нерегулируемом перекрёстке пешеход пропустил автомобиль. Можно ли сразу переходить дорогу? Пропустив автомобиль, едущий в ближнем ряду, сразу переходить дорогу нельзя. За ним может быть скрыт автомобиль, едущий во втором ряду либо во встречном направлении. Надо подождать, пока дорога будет просматриваться в обе стороны, и переход будет безопасен.
Как обходить стоящее на остановке маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай), чтобы перейти дорогу? Стоящий на остановке автобус, троллейбус или трамвай нельзя обходить ни спереди, ни сзади! Необходимо дождаться, когда транспортное средство отъедет. После этого найти пешеходный переход, дойти до него, остановиться, осмотреться и, убедившись в своей безопасности, перейти дорогу.
Почему опасно болтать с другом, по телефону, а также слушать музыку в наушниках или играть в планшет при переходе дороги? Разговоры и игры отвлекают внимание от наблюдения за дорожной обстановкой. Увлёкшись, можно не заметить приближающийся или поворачивающий «под стрелку» автомобиль, смену сигнала светофора и т.п. Перед началом перехода проезжей части все разговоры и игры необходимо прекратить. Всё внимание — на дорогу.
Что и почему необходимо иметь пешеходу при движении по дороге в темное время суток и условиях недостаточной видимости? Световозвращающие элементы. Они повышают видимость пешеходов на неосвещённой дороге и в условиях недостаточной видимости. 5Чем больше световозвращающих элементов на одежде пешехода, тем он более заметен для водителя.  
Для чего пешеходу нужны световозвращающие элементы? Световозвращающие элементы — это элементы, изготовленные из специальных материалов, обладающих способностью возвращать луч света обратно к источнику. Световозвращающие элементы повышают видимость пешеходов на неосвещённой дороге и значительно снижают риск возникновения дорожно-транспортных происшествий с их участием. Световозвращающие элементы на одежде должны обес­­печивать видимость объекта с четырех сторон чтобы человек был виден водителям приближающихся слева и справа транспортных средств, а также встречного и попутного транспорта.
Какие бывают световозвращающие элементы? Световозвращающие элементы делятся на две группы: съёмные и несъёмные. Съёмные световозвращающие элементы прикрепляются к одежде, головному убору, надеваются на какую-либо часть тела или предметы: сумки, рюкзаки, детские коляски, велосипеды, ролики и др. Их можно легко крепить и снимать. Самые популярные из них — брелоки, стикеры, значки, браслеты, накладки на спицы колёс велосипеда, жилеты. Несъёмные световозвращающие элементы, как правило, пришиты (наклеены) на одежду, обувь, школьные рюкзаки и сумки.
Какие световозвращающие элементы обладают наибольшим световозвращающим эффектом? Световозвращатели белого и желтого цвета.
Почему опасно переходить дорогу в одежде с капюшоном, если он одет? Капюшон ограничивает обзор дороги.
О каких правилах безопасности нужно помнить в дождь, снегопад? Если на улице дождь, снегопад или туман – видимость водителя ухудшается в несколько раз. В таких условиях водителю трудно ехать, расстояние, нужное для полной остановки автомобиля на мокрой дороге увеличивается. При сильном дожде или снегопаде стеклоочистители автомобилей не всегда в полном объеме могут очистить капли дождя или снег со стекла автомобиля, поэтому водитель может вовремя не заметить пешехода на дороге. При переходе дороги обязательно необходимо снять капюшон, закрыть или опустить зонт, так ка они ограничивают видимость и быть внимательными при переходе.  
Как определить самый безопасный путь от дома до школы и обратно? Вместе с родителями или педагогом надо изучить Схемы безопасных маршрутов движения, представленные в Паспорте дорожной безопасности школы. Несколько раз совместно со взрослыми пройти от дома до школы и обратно разными путями и выбрать самый оптимальный и безопасный из них. После этого составить схему индивидуального маршрута «дом–школа–дом».

 

При проведении бесед, занятий, «Минуток безопасности», лекций и блиц - опросов с учащимися общеобразовательных организаций необходимо учитывать их психолого-физиологические особенности.

Рекомендации психолога:

Очень часто школьники не осознают связи между своим поведением, своими поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП. Именно недопустимое поведение является причиной ДТП. Сюда можно отнести:

· неумение предвидеть опасность;

· незнание основ безопасного поведения;

· отсутствие навыков безопасного поведения;

· нежелание соблюдать ПДД, пренебрежительное отношение к ним;

· неосознанное подражание другим лицам (родителям), нарушающим ПДД.

В поведении школьников на дороге проявляется неумение:

· осматривать проезжую часть;

· замечать транспортные средства;

· оценивать скорость автомашин;

· неумение предвидеть возможность появления других автомашин из – за стоящего транспорта.

Все это является причиной таких распространенных нарушений ПДД школьниками как:

· переход проезжей части перед близко идущим транспортом;

· переход проезжей части в неустановленном месте;

· неожиданный выход из-за транспорта, сооружения или насаждений;

· переход дороги на запрещающий сигнал светофора.

Эти и другие нарушения ПДД часто приводят детей к попаданию в «дорожные ловушки», т.е дорожные ситуации со скрытой опасностью.

Многие ДТП происходят с детьми в момент, когда они спешат. Волнуясь и думая, как бы успеть, они теряют осторожность и забывают Правила дорожной безопасности.

Около половины ДТП, происходящих с детьми происходит именно по пути в школу или в учреждения дополнительного образования.

Часто дети любые слова воспринимают буквально. Когда им говорят, что переходить дорогу нужно по пешеходному переходу. Они обычно понимают это буквально как «на пешеходном переходе безопасно». Они безбоязненно вступают на проезжую часть в этом месте, т.к абсолютно уверенны, что поступают правильно и следовательно водители должны их пропустить. Однако прежде, чем перейти дорогу пешеход должен остановиться и убедиться в безопасности перехода. Дети не учитывают, что водители могут нарушить ПДД и не пропустить пешехода на пешеходном переходе. Иногда дети теряют контроль за своими действиями, когда внимание чем – то отвлечено. Это может быть разговор по телефону, получение информации, прослушивание музыки через наушники плеера или телефона.

Не в коем случае нельзя запугивать детей типа: «не бегай через дорогу, не то попадешь под машину». Это вряд ли поможет, так как в критической ситуации ребенок может еще больше растеряться.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста, приводящие к ДТП:

· ребенок до 8 лет плохо распознает источники звуков и слышит только те звуки, которые ему интересны;

· поле зрения ребенка гораздо у же, чем у взрослого, поэтому машины слева и справа остаются им не замеченными. Он видит только то, что находится напротив;

· реакция у ребенка по сравнению со взрослым замедленная. Времени, для того, что бы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. Взрослому для того, чтобы воспринять обстановку и отреагировать потребуется 1 секунда, а ребенку 3-4 секунды;

· надежная ориентация налево- направо приобретается не раньше, чем в восьмилетнем возрасте;

· внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребенок может устремиться к ним, забыв обо всем на свете;

· ребенок не осознает ответственности за собственное поведение на дороге.

Начиная с 10 лет, дети становятся менее дисциплинированными, более самостоятельными в своих действиях. Они более склонны к рискоустойчивому поведению. Особенность этого возраста - формирование характера, выбор своего индивидуального поведения, поступков, стремление к лидерству.

Психологические особенности младших подростков (11-13 лет):

· незрелая нервная система (импульсивность, неуравновешенность);

· неустойчивость внимания, недостаточный жизненный опыт;

· осваивают модели самоутверждения и самовыражения в среде сверстников;

· ориентируются на нормы морали и поведения, принятые в группах сверстников;

· независимость от взрослых и от их требований («чувство взрослости»);

чрезмерно выраженные черты характера (рискованность, ранимость, истеричность, лживость, нерешительность, агрессивность и пр.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: