Знаки препинания в бессоюзном предложении




01.06

 

Русский язык

Группа 2

Урок 37

Тема: Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения

 

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цели:

1. Образовательная: анализировать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, обобщить и систематизировать знания учащихся о постановке знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.

2. Развивающая: совершенствовать речевые умения студентов, необходимые для создания устного высказывания научного характера.

3. Воспитательная: воспитывать толерантное отношение к мнению собеседника, воспитывать умение работать в паре и в коллективе.

 

4. Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации средствами технологии развивающего обучения и информационно-коммуникационными технологиями.

Ход урока

 

1.Сложные бессоюзные предложения (БСП) — это сложные предложения, части которого соединяются только при помощи интонации, без союзов и союзных слов. В тихом саду замолчал соловей; капают капли во мраке с ветвей; пахнет черёмухой.

 

Между предикативными частями в составе БСП могут быть разные смысловые отношения:

1. последовательность событий: Колчаковская конница преследовала его по пятам, он побросал всех вьючных лошадей и только в полдень попал на знакомую тропу, к госпиталю. Толпа заволновалась громче, послышались вздохи и сдержанный бабий говорок.

2. одновременность: Как-то сразу сломалась ясная погода, солнце зачередовало с дождём, уныло запели черноклёны, раньше всех чувствуя дыхание недалёкой осени. Туман стлался от реки, было холодно.

3. пояснение: Оглянись спокойным взором, посмотри: во мгле сырой месяц, словно жёлтый ворон, кружит, вьётся над землёй. За ним гнались: сзади трещали кусты, кто-то ругался со злобным придыханием.

4. условие: Брался [Пика] за шитво — нитки путались и рвались, садился в шашки играть — проигрывал. Будет дождик — будут и грибки; будут грибки — будет и кузов.

5. время: Настанет утро — двинемся в путь. Выйдешь — певучий звон. Калитку тронешь — так и осыплет треском. Смотрю на небо — ни звездочки не видно. Форточку откроешь — резанёт, ожжёт морозом.

6. сопоставление или противопоставление: Лето припасает — зима поедает. Перепрыгнула на лежанку — кошка и туда. Глядь на руки — они все в крови. Мне не дорог твой подарок — дорога твоя любовь. Но и другой, и третий день, и неделя прошла — он не съезжал.

7. причина: Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем науки. Потом Морозка нахохлился и вовсе замолчал: он заметно трезвел.

8. следствие или вывод: Несколько человек работающих было уже ранено — Варя делала им перевязки. Вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи.

9. дополнение: Через окно я увидел: большая серая птица села на ветку клёна в саду.

10. быстрая смена или неожиданный поворот событий: Миг — всадник исчез за поворотом. Взрыв — от старого зимовья ничего не осталось. Прошла неделя, другая — вдруг въезжает ко мне во двор коляска.

От смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения во многом зависит выбор знака препинания.

 

2. Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации.

Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – на интонации.

В бессоюзном сложном предложении ставятся следующие знаки препинания: точка с запятой, запятая, тире и двоеточие.

Смысловые отношения в бессоюзных предложениях выражаются менее четко, чем в союзных. В бессоюзных сложных предложениях велика роль интонации.

Знаки препинания в бессоюзном предложении

Главный ведущий признак выбора запятой или точки с запятой – смысловые отношения между частями сложного предложения, а также степень их распространенности.

 

Запятая или точка с запятой ставится:

1. Если между простыми предложениями можно вставить союз и, необходимо поставить запятую или точку с запятой.

2. Если между двумя частями предложения отношения перечисления, запятая будет более уместна.

3. Точка с запятой ставится, если одно из простых предложений в составе бессоюзного сложного предложения осложнено, то есть в нем уже есть другие знаки препинания (однородные члены, либо придаточные предложения, либо предложения с причастными и деепричастными оборотами).

 

Двоеточие ставится:

1. Если второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, то есть между частями можно вставить союзы так как, потому что.

2. Второе предложение (часто несколько предложений с перечислительной интонацией) поясняет первое, то есть между частями можно вставить слова а именно.

3. Если второе предложение дополняет слово или одно из словосочетаний первого (такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчиненным предложениям с придаточными изъяснительными); между частями можно вставить союз что.

4. Если между простыми частями сложного бессоюзного предложения можно поставить слова: и увидел, что, и услышал, что.

 

Тире ставится:

1. Если содержание второго предложения противопоставляется содержанию первого.

2. Первое предложение указывает на время или условие того, о чем говорится во втором предложении.

3. Если второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.

4. Если второе предложение является обозначениемнеожиданного результата или быстрой смены событий.

5. Если второе предложение указывает на сравнение.

6. Если второе предложение является присоединительным.

 

Бессоюзные сложные предложения с запятой и точкой с запятой, с тире часто используются писателями, поэтами в художественных описаниях.

Задания

Расставьте на месте пропусков знаки препинания:

1. Чичиков посмотрел _ рукав новешенького фрака был весь испорчен.

Чичиков посмотрел и увидел что? – что рукав был испорчен. Здесь необходимо двоеточие, так как можно вставить: и увидел что.

Чичиков посмотрел: рукав новешенького фрака был весь испорчен.

 

2. Бревно на избах было темно и старо _ многие крыши сквозили, как решето.

Во второй части у нас есть осложнение со сравнительным оборотом и знаком препинания, это интонация перечисления, поэтому можем поставить точку с запятой.

Бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето.

 

3. Герой сел в экипаж _ бричка выехала из ворот гостиницы.

Второе предложение содержит следствие: выехала из ворот, поэтому надо поставить тире.

Герой сел в экипаж – бричка выехала из ворот гостиницы.

 

4. Кучеру Селифану отдано было приказание поутру заложить лошадей в бричку _ Петрушке было приказано оставаться дома...

Между частями предложения можно поставить просто запятую, так как осложнения нет и интонация – было приказание – перечисление.

Кучеру Селифану отдано было приказание поутру заложить лошадей в бричку, Петрушке было приказано оставаться дома…

 

5. Это называл он _ потерпеть на службе за правду.

Смысл первого предложения раскрывается во втором: называл как именно? – потерпеть.

Поэтому необходимо поставить двоеточие.

Это называл он: потерпеть на службе за правду.

Заключение

Мы рассмотрели бессоюзные сложные предложения, в которых части объединены в одно целое по смыслу, и узнали, что соединение их выражается интонацией и расстановкой знаков препинания.

 

Домашнее задание:

1.Составить и выучить конспект.

 

Срок с 01.06 до 08.06



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: