01.06
Русский язык
Группа 2
Урок 37
Тема: Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Цели:
1. Образовательная: анализировать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, обобщить и систематизировать знания учащихся о постановке знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.
2. Развивающая: совершенствовать речевые умения студентов, необходимые для создания устного высказывания научного характера.
3. Воспитательная: воспитывать толерантное отношение к мнению собеседника, воспитывать умение работать в паре и в коллективе.
4. Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации средствами технологии развивающего обучения и информационно-коммуникационными технологиями.
Ход урока
1.Сложные бессоюзные предложения (БСП) — это сложные предложения, части которого соединяются только при помощи интонации, без союзов и союзных слов. В тихом саду замолчал соловей; капают капли во мраке с ветвей; пахнет черёмухой.
Между предикативными частями в составе БСП могут быть разные смысловые отношения:
1. последовательность событий: Колчаковская конница преследовала его по пятам, он побросал всех вьючных лошадей и только в полдень попал на знакомую тропу, к госпиталю. Толпа заволновалась громче, послышались вздохи и сдержанный бабий говорок.
2. одновременность: Как-то сразу сломалась ясная погода, солнце зачередовало с дождём, уныло запели черноклёны, раньше всех чувствуя дыхание недалёкой осени. Туман стлался от реки, было холодно.
|
3. пояснение: Оглянись спокойным взором, посмотри: во мгле сырой месяц, словно жёлтый ворон, кружит, вьётся над землёй. За ним гнались: сзади трещали кусты, кто-то ругался со злобным придыханием.
4. условие: Брался [Пика] за шитво — нитки путались и рвались, садился в шашки играть — проигрывал. Будет дождик — будут и грибки; будут грибки — будет и кузов.
5. время: Настанет утро — двинемся в путь. Выйдешь — певучий звон. Калитку тронешь — так и осыплет треском. Смотрю на небо — ни звездочки не видно. Форточку откроешь — резанёт, ожжёт морозом.
6. сопоставление или противопоставление: Лето припасает — зима поедает. Перепрыгнула на лежанку — кошка и туда. Глядь на руки — они все в крови. Мне не дорог твой подарок — дорога твоя любовь. Но и другой, и третий день, и неделя прошла — он не съезжал.
7. причина: Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем науки. Потом Морозка нахохлился и вовсе замолчал: он заметно трезвел.
8. следствие или вывод: Несколько человек работающих было уже ранено — Варя делала им перевязки. Вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи.
9. дополнение: Через окно я увидел: большая серая птица села на ветку клёна в саду.
10. быстрая смена или неожиданный поворот событий: Миг — всадник исчез за поворотом. Взрыв — от старого зимовья ничего не осталось. Прошла неделя, другая — вдруг въезжает ко мне во двор коляска.
От смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения во многом зависит выбор знака препинания.
|
2. Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации.
Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – на интонации.
В бессоюзном сложном предложении ставятся следующие знаки препинания: точка с запятой, запятая, тире и двоеточие.
Смысловые отношения в бессоюзных предложениях выражаются менее четко, чем в союзных. В бессоюзных сложных предложениях велика роль интонации.
Знаки препинания в бессоюзном предложении
Главный ведущий признак выбора запятой или точки с запятой – смысловые отношения между частями сложного предложения, а также степень их распространенности.
Запятая или точка с запятой ставится:
1. Если между простыми предложениями можно вставить союз и, необходимо поставить запятую или точку с запятой.
2. Если между двумя частями предложения отношения перечисления, запятая будет более уместна.
3. Точка с запятой ставится, если одно из простых предложений в составе бессоюзного сложного предложения осложнено, то есть в нем уже есть другие знаки препинания (однородные члены, либо придаточные предложения, либо предложения с причастными и деепричастными оборотами).
Двоеточие ставится:
1. Если второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, то есть между частями можно вставить союзы так как, потому что.
2. Второе предложение (часто несколько предложений с перечислительной интонацией) поясняет первое, то есть между частями можно вставить слова а именно.
|
3. Если второе предложение дополняет слово или одно из словосочетаний первого (такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчиненным предложениям с придаточными изъяснительными); между частями можно вставить союз что.
4. Если между простыми частями сложного бессоюзного предложения можно поставить слова: и увидел, что, и услышал, что.
Тире ставится:
1. Если содержание второго предложения противопоставляется содержанию первого.
2. Первое предложение указывает на время или условие того, о чем говорится во втором предложении.
3. Если второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.
4. Если второе предложение является обозначениемнеожиданного результата или быстрой смены событий.
5. Если второе предложение указывает на сравнение.
6. Если второе предложение является присоединительным.
Бессоюзные сложные предложения с запятой и точкой с запятой, с тире часто используются писателями, поэтами в художественных описаниях.
Задания
Расставьте на месте пропусков знаки препинания:
1. Чичиков посмотрел _ рукав новешенького фрака был весь испорчен.
Чичиков посмотрел и увидел что? – что рукав был испорчен. Здесь необходимо двоеточие, так как можно вставить: и увидел что.
Чичиков посмотрел: рукав новешенького фрака был весь испорчен.
2. Бревно на избах было темно и старо _ многие крыши сквозили, как решето.
Во второй части у нас есть осложнение со сравнительным оборотом и знаком препинания, это интонация перечисления, поэтому можем поставить точку с запятой.
Бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето.
3. Герой сел в экипаж _ бричка выехала из ворот гостиницы.
Второе предложение содержит следствие: выехала из ворот, поэтому надо поставить тире.
Герой сел в экипаж – бричка выехала из ворот гостиницы.
4. Кучеру Селифану отдано было приказание поутру заложить лошадей в бричку _ Петрушке было приказано оставаться дома...
Между частями предложения можно поставить просто запятую, так как осложнения нет и интонация – было приказание – перечисление.
Кучеру Селифану отдано было приказание поутру заложить лошадей в бричку, Петрушке было приказано оставаться дома…
5. Это называл он _ потерпеть на службе за правду.
Смысл первого предложения раскрывается во втором: называл как именно? – потерпеть.
Поэтому необходимо поставить двоеточие.
Это называл он: потерпеть на службе за правду.
Заключение
Мы рассмотрели бессоюзные сложные предложения, в которых части объединены в одно целое по смыслу, и узнали, что соединение их выражается интонацией и расстановкой знаков препинания.
Домашнее задание:
1.Составить и выучить конспект.
Срок с 01.06 до 08.06