Глава 3 Виды правовых норм




Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты данных норм, обозначить место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Основания классификации могут быть самыми различными.

Нормы права классифицируются прежде всего по тем видам общественных отношений, которые они регулируют.[11]

Следует отметить теоретическую и практическую важность видовой группировки, ибо она помогает в осуществлении теоретически осмысленной законодательной деятельности и более эффективной реализации норм права во всех её формах.

Можно классифицировать по предмету правового регулирования, т.е. в зависимости от видов общественных отношений, которые нормы права регулируют. По данному признаку различают виды норм, соответствующие отдельным отраслям права - нормы конституционного права, нормы трудового права, гражданско-правовые нормы, административно-правовые нормы и т.д. Этот вид классификации облегчает выбор юридических норм и толкование при их применении.

По назначению правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные.

К регулятивным (правоустановительным) относятся нормы, предназначенные для регулирования общественных отношений путём предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Они рассчитаны на правомерное поведение субъектов и составляют большинство юридических норм.

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. «Охранительные нормы специально создаются для обеспечения действия регулятивных норм, охраны регулируемых ими общественных отношений». Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной.

По форме предписания или способам воздействия на общественные отношения нормы могут подразделяться на обязывающие, управомочивающие, запрещающие. Их различие основано на том, на что делается акцент: на возложение обязанности, установление запрета или предоставления права Существенным признаком обязывающей нормы является установление конкретных обязанностей субъекта. Так, норма, содержащаяся в ч 2 ст. 234 Гражданского кодекса Республики Беларусь, предписывает обязанность лиц, обнаруживших клад, содержащий вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, передать их в государственную собственность

Управомочивающие нормы предписывают определённый вид и меру возможного поведения субъектов в регулируемом общественном отношении, т.е. это нормы, которыми предоставляется соответствующее право.

Так, например, в соответствии с нормой, сформулированной в ст.282 Гражданского кодекса Республики Беларусь, собственник в праве истребовать своё имущество из чужого незаконного владения, т.е. возбудить виндикационный иск.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъектов воздерживаться от определённых действий, так, норма, изложенная в ст.215 Уголовного Кодекса Республики Беларусь, запрещает присвоение найденного заведомо чужого имущества в особо крупном размере и устанавливает уголовную ответственность за совершение этого деяния.

В соответствии с вышеуказанным критерием, имеют место поощрительные нормы, т.е. нормы, в которых устанавливаются меры поощрения за совершение действий, особо полезных для общества.

По методу правового регулирования выделяют императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного, уголовного права и др. Например, норма, запрещающая привлечение работников моложе 18 лет к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни, работам в выходные дни (ст. 276 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объёма,

процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определённых случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях. Это, например нормы ст. 581 Гражданского кодекса Республики Беларусь, предусматривающие сроки договора аренды.

Рекомендательные обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения, носят характер советов, предложений и т.п.

Имеет место классификация по юридической силе, т.е. в зависимости от вида нормативно-правового акта, в котором содержится норма. В данном случае следует отметить законодательные, если они содержатся в законах, и подзаконные, если изложены в подзаконных актах (указах, постановлениях и т.п.). Такой вид классификации указывает на соподчинённость юридических норм, на их юридическую силу, что имеет важное практическое значение в процессе их применения.

По времени действия нормы могут подразделяться на нормы с определённым сроком действия, т.е. временные (на время стихийного бедствия), нормы с неопределённым сроком действия, т.е. постоянные, действующие до их официальной отмены, а также нормы с обратной силой.

По месту действия нормы можно классифицировать на действующей по всей территории государства, нормы, действующие на определённой территории (в определённой местности), а также локальные нормы, которые действуют на определённом предприятии, в организации, в трудовом коллективе и т.п. (например, правила внутреннего распорядка на предприятии).

В зависимости от способа изложения юридических норм в статьях нормативных правовых актов различают также нормы прямого изложения, отсылочные нормы и бланкетные нормы.

Прямой способ предполагает изложение всех элементов правовой нормы в статье нормативного правового акта. В этом случае структура юридической нормы совпадает со структурой соответствующей статьи акта.

Особенность отсылочных норм, заключается в том, что их структурные элементы не располагаются в одной статье нормативного акта, в связи с чем делается ссылка на другие статьи нормативного правового акта. «Так, ст. 179 Гражданского кодекса Республики Беларусь устанавливает недействительность сделки, совершенной под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение. Последствия же признания недействительности такой сделки указываются со ссылкой на п.2 ст. 168 этого же Кодекса. Таким образом, норма о недействительности сделки изложена не в одной, а в двух статьях».

В бланкетных же нормах недостающие элементы содержаться в разных нормативных правовых актах. В качестве примера, где норма располагается в разных нормативных правовых актах, можно отметить ст. 317 Уголовного кодекса Республики Беларусь, в которой устанавливается ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации автодорожных транспортных средств. В данной статье правила сами не изложены. Они изложены в специальном акте, к которому следует обратиться для уяснения смысла ст. 317 Уголовного кодекса.

По кругу лиц, на которых распространяется действие нормы, они

подразделяются на общие и специальные.

Общие нормы распространяются на всех граждан независимо от их профессиональной деятельности, принадлежности к определённой социальной группе. К таким нормам можно отнести нормы, которые содержаться, например, в законах о гражданстве, о выборах и т.п.

Специальные нормы распространяются только на определённый круг лиц в связи со специальными условиями их деятельности, по принадлежности к определённой социальной группе, по возрасту, состоянию здоровья и т.п. (пенсионеры, несовершеннолетние и др.). Например, общей нормой (ст. 43 Конституции Республики Беларусь[12], ст. 112 Трудового кодекса Республики Беларусь) устанавливается полная норма продолжительности рабочего времени в неделю для всех работников не более 40 часов, а специальной нормой (ст. 114 Трудового кодекса Республики Беларусь) - сокращённая продолжительность рабочей недели для отдельной категории работников.

Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

В юридической литературе встречается и иная классификация правовых норм. Так, например, В.К. Бабаев классифицирует все нормы в зависимости от их функциональной роли в механизме правового регулирования на исходные правовые нормы и нормы - правила поведения. Ко второму виду он относит типичные нормы, непосредственно регулирующие общественные отношения. В составе исходных правовых норм он выделяет нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции. Указанные виды норм определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, пределы, направления, методы, закрепляют правовые категории и понятия. Они не регулируют конкретные общественные отношения, но создают базу, основы такого регулирования и получают логическое развитие и конкретизацию в нормах - правилах поведения.

Классификация правовых норм по видам обуславливает более эффективную реализацию норм права во всех её видах.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: