Учебные материалы к изучению темы.




РАЗДЕЛ №2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА

Для групп 101-Б-112-Б СПО

ПОНЕДЕЛЬНИК 21-24.09.20.

2 ПАРА 111

3 ПАРА 112

4 ПАРА 109

ЧЕТВЕРГ 17.09.

1 ПАРА 103

2 ПАРА 104

3 ПАРА 105

4 ПАРА 106

Сдача материала на уроках-семинарах с 21.9.20 по 24.9.20.

Все ответы в тетради в письменной форме. Оценка выставляется за ответ в устной форме. Так же допускается оформление и защита реферата или сообщения. Темы прилагаются ниже.

  • Набор текста осуществляется в редакторе МS Word (формат файла.docx/.doc).
  • Текст набирается без жестких концов строк и переносов, без применения макрокоманд и шаблонов.
  • Все сокращения должны быть расшифрованы при первом упоминании.
  • Шрифт – Times New Roman, размер шрифта основного текста – 14, интервал – 1,5.
  • Параметры страницы: поля слева 3 см, сверху и снизу 2 см, справа 1,5 см. Текст размещается без переносов. Абзацный отступ – 1 см.

Студент должен

знать:

- периодизацию первобытной художественной культуры;

- основные памятники первобытной художественной культуры;

уметь:

- узнавать изученные произведения художественной культуры;

иметь представление:

- о религиозных представлениях первобытных людей.

Понятия, составляющие содержание темы: Значение и периодизация первобытной культуры. Причины возникновения художественного творчества. Синкретический характер искусства первобытного человека. Мир в произведениях первобытного изобразительного искусства. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещере Ласко (Франция), Альтамира (Испания) — начало сюжетной живописи. «Сражающиеся лучники» (Арана, Испания).

Древнейшие сооружения человечества. Зарождение архитектуры и ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Мегалитическая архитектура: дольмены, менгиры и кромлехи. Стоунхендж (Великобритания) — выдающийся памятник мегалитической архитектуры.

Подготовить ответы на следующие проблемные вопросы:

1.Каковы причины возникновения художественного творчества?

2.В чём выражается синкретический характер искусства первобытного человека?

3.Расскажите о первых живописных произведениях человека.

4.Каковы первые произведения скульптуры?

5.Что такое мегалитическая архитектура? Назовите основные её виды.

6.Что мы знаем о музыке и танце первобытного мира?

Методические рекомендации:

Цель занятия – ввести студентов в художественный материал первобытной культуры, понять его специфику и движение во времени. При подготовке к занятию студентам рекомендуется самостоятельно рассмотреть памятники первобытного искусства. Особо следует обратить внимание на встречающиеся в современном обществе традиционные типы художественного мышления. При работе над данной темой следует рассматривать первобытную культуру, в первую очередь, как традиционный тип культуры. Формирование культуры как универсального механизма самоорганизации общественной жизни. Синкретичный характер первобытной культуры. Этапы развития первобытной культуры (палеолит, мезолит, неолит).

Регулирование отношений в первобытном обществе и возникновение первичных стереотипов поведения. Формы первобытной социализации: первобытные союзы, инициации, утверждение половозрастной иерархии. Тотем и табу – роль в формировании нравственности. Первобытная картина мира. Специфика первобытного мышления – высокая степень слияния индивида и окружающей его природы, мышление по аналогии, объяснение от противного, ссылка на пример.

Миф как форма родоплеменного осмысления окружающего мира. Виды мифов: космогонические (мифы о происхождении мира), антропогонические (о происхождении человека), мифы о культурных героях, об умирающем и воскресающем боге, эсхатологические (о конце мира) и др. Основные точки зрения на происхождение и сущность мифа.

Религия в первобытной культуре. Представление о жизни и смерти. Становление идеи двойственной природы человека (тело – душа). Анимизм. Культ предков, животных, растений, камней, земли, воды, огня и др.

Фетишизм, магия, шаманство. Методы психического воздействия шамана на общество. Оргиастический элемент в первобытной культуре. Художественная культура

Темы сообщений:

1. Значение и периодизация первобытной культуры.

2. Наскальная живопись периода палеолита, мезолита и неолита.

3. Первые произведения скульптуры.

4. Зарождение архитектуры в первобытную эпоху, древнейшие сооружения человечества.

5. Музыка, танец и пантомима первобытной культуры.

Учебные материалы к изучению темы.

Художественная культура зародилась еще в первобытном обществе. Вместе с зачатками религии у человека формировалась способность к художественно-образному отображению мира. Искусство имеет символическое значение, и несет синкретичное начало, не выделяясь в отдельные виды и жанры. Примером этого служит обряд охотника.

Процесс антропогенеза (формирования homo sapiens — современного вида людей) начался около 3 — 3,5 млн. лет назад. Самые древние палеоантропологические находки обнаружены в XX в. в юго-восточной Африке (олдовайские раскопки). Стоянки первобытных людей найдены во многих районах земли. Это означает, что на протяжении сотен тысяч лет наши предки расселялись и осваивали все новые и новые климатические и географические зоны: вначале тропики и субтропики, предгорные районы, затем умеренный пояс, наконец, местности отдаленные и с более суровым климатом (так называемое «кружевное расселение»). Более миллиона лет назад древнейшие люди через Кавказ прошли в Европу, позднее, через сотни тысяч лет новые людские потоки шли сюда через Балканы. Около 20 тысяч лет назад из Азии люди впервые попали на американский континент. Затем через 10 тысяч лет туда прошла вторая волна заселения. Австралия осваивалась также несколькими заходами, переселенцами из юго-восточной Азии.

Расширение обжитого мира (ойкумены) способствовало возникновению и закреплению расовых отличий между первобытными людьми. Расселение часто сопровождалось длительной изоляцией больших групп людей, что приводило к появлению региональных расовых и культурных различий. Ведь в новой природной среде менялся характер пищи. Люди сталкивались с незнакомыми природными явлениями и материалами и осваивали их.

Так сформировались первые своеобразные очаги первобытной культуры: в африканско-средиземноморском, сибирско-китайском и европейском регионах.

Кроме того, зарождающееся человечество пережило периоды похолодания, засух (это сопровождалось значительным снижением биопродуктивности окружающей среды), повышенной влажности. С экологической точки зрения, человеческий род превосходит всех других близких ему животных в умении приспосабливаться к разнообразным условиям жизни.

Главным средством такого приспособления стал труд, орудийная деятельность, возникшая около 2,5 млн. лет назад.

Каковы же были главные причины возникновения художественного творчества? Ответ на этот вопрос мы можем найти в одной из древнейших теорий, принадлежавшей греческому философу Аристотелю. В ней говорится, прежде всего, о познавательных потребностях человека и о заложенном в нем чувстве прекрасного. Искусно выполненная наскальная живопись, скульптура, керамика и другие предметы обихода действительно отражают стремление первобытного художника к глубокому проникновению в тайны природы и бытия, его потребность в красоте и совершенной гармонии.

Основными этапами развития первобытной культуры являются:

• каменный век (40 тыс. лет — 4 тыс. лет до н. э.);

• бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.);

• железный век (1-ое тыс. до н. э.).

Главные палеолитические стоянки: Киик-Коба, Чокурча, Шайтан-Коба, Волчий Грот, Сюрень I.Стоянки периода мезолита известны в пещерах Замиль-Коба, Фатьма-Коба, Сюрень II (открытые стоянки этого периода обнаружены на яйле). К неолитическим стоянкам относятся Ат-Баш, Шан-Коба.
В степях Крыма возвышается множество курганов, насыпанных в эпоху энеолита и бронзы (III и II тысячелетия до н. э.). В 1954 г. в районе Симферопольского водохранилища было раскопано 15 курганов этих эпох.

Конец эпохи бронзы и начала железа (I тысячелетие до н. э.) связан с появлением кизил-кобинской культуры, названной по месту первых находок в пещере Кизил-Коба.
В Крыму известно несколько десятков поселений кизил-кобинской культуры: Кизил-Коба, Альминское I и II, Красногорское, Белогорское, Змеиный грот и другие. Полагают, что основными носителями кизил-кобинской культуры были таврские племена. Укрепления и убежища тавров обнаружены в горах и предгорьях: Уч-Баш, Таш-Джарган, Кошка, Ай-Тодор, Аю-Даг и т. д.

В степной части и предгорьях Крыма с VI в. до н. э. жили скифские племена. В этих районах, а также на Керченском полуострове исследовано большое количество скифских памятников курганов, селищ и городищ. На юго-восточной окраине современного Симферополя в древности была расположена столица позднескифского государства Неаполь скифский.

Наиболее значительным выражением художественно-образного творчества первобытного человека стали примитивные наскальные рисунки животных. Рисунки представляли собой композиции военной борьбы, охоты, загона скота и т.п. Пещерные росписи пытались передать движение, динамику. Рисунки времен палеолита (древний каменный век, 35–10 тыс. до н.э.) были обнаружены в конце XIX в. испанским археологом-любителем графом Марселино де Саутуолой в трех километрах от его родового поместья, в пещере Альтамира. На своде пещерной камеры Альтамиры изображено целое стадо крупных, близко расположенных друг к другу бизонов. Полихромные изображения содержат черней, и все оттенки охры.

Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных обычно не соблюдались — огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью.

Ущелье Таш-Аир. Бахчисарайский район. Крым.

Наскальные ресунки (петроглифы).

Датировка изображений примерно 10 тысяч лет назад.

 

Петрогли́фы (пи́саницы или наска́льные изображе́ния) — выбитые или нанесённые краской изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую.

Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы. Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги например, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.

Первые произведения искусства каменного века были созданы около XXV тысячелетия до н. э. Это примитивные человеческие фигурки, преимущественно женские, вырезанные из бивня мамонта или мягкого камня. К указанному же периоду относятся выделанные из кости или камня фигурки животных. Постепенно человек не только овладел новыми способами обработки мягкого камня или кости, что обусловило развитие скульптуры и резьбы, но и стал широко использовать природные минеральные краски.

Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм. Звериный стиль — условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей).

Первыми природными материалами, подвергшимися искусственной обработке, стали кость, камень, дерево, шкуры животных, мягкие и гибкие части растений. Исходные производственные занятия наших предков — собирательство, охота, рыболовство, создание домашней утвари. Наряду с этим развивается сфера непроизводственных отношений, досуг, общение, в рамках которого возникают обряды, игры, обычаи, регулируются брачно-семейные отношени.

Большинство первобытных орудий делалось при помощи ка-

мня и из камня, хотя, разумеется, камень никогда не был единственным материалом для их изготовления. Так, например, люди, жившие по берегам морей и рек, использовали ракушки, повсеместно были распространены орудия из дерева, рога, кости, но большинство из них не могло сохраниться до нашего времени.

 

 

 

Поэтому эволюцию можно проследить лишь на каменных орудиях. Камень по-гречески — lithos, в связи с чем эпоха первобытности и была разделена на палеолит (древний каменный век —5 млн. лет назад — 20—12 тыс. до н.э.), мезолит (средний камен-

ный век — 20—10 тыс. до н.э.) и неолит (новый каменный век —

10—3 тыс. до н. э.).

Для периода палеолита были характерны такие орудия труда, как палка-копалка и рубило, представлявшее собой грубо обитый камень. Эти орудия труда при всей их примитивности были многофункциональными. Со временем появились скребла и остроконечники, применяемые для прокалывания и разрезания шкур.

В верхнем палеолите, начавшемся около 40 тыс. лет назад, были изобретены составные орудия, в которых пластины кремня закреплялись в прорези кости. Такие орудия стали прообразами ножа.

В эпоху мезолита возникают микролиты — маленькие, 2 см длиной, заостренные изделия в форме треугольников, ромбов, сегментов и т.д. из различных пород камня. Из них делали

наконечники для копий, стрел. Эти орудия не только обладали более высокими рабочими качествами, но и уменьшали зависимость населения от природных запасов камня.

В мезолитический период появились лук со стрелами; различные рыболовные снасти — крючки, гарпуны, сети и верши; бумеранг — изогнутая плоская палица для охоты на птиц.

В период неолита наблюдается дальнейший прогресс в обра-

ботке камня. Открыты были такие ее виды, как шлифовка и полировка, сверление и распил. Кроме кремня стали использовать более твердые породы минералов: нефрит, жадеит, обсидиан. По- явились «рудники» и крупные «мастерские» по производству каменных орудий, чьи изделия распространялись на большие территории.

В глубокой древности добывали не столько металлы, сколько

кремень. Он являлся основным «рабочим» материалом. Именно

из него или посредством него изготовляли орудия труда.

В Европе, когда был выбран весь наземный кремень, перешли к его подземной добыче. Наиболее древним из известных западноевропейских рудников около 6 тыс. лет. В Австралии есть пещера в Кооналде, где добыча кремня началась около 20 тыс. лет, причем вести ее можно было лишь при искусственном освещении. О глубине первобытных шахт можно судить по сербским медным рудникам. Например, в местечке Рудна-Глава около 6,5 тыс. лет назад были вырыты 20-метровые штольни.

В эпоху неолита начало складываться оценочное отношение к действительности и к человеческой жизни, в том числе с эстетической точки зрения. Люди стали создавать предметы повседневной жизни, украшая их различными росписями.

Изображение связанных сцен, схематизм, геометризм, условность - все это свидетельствовало об усиливающейся способности человека к абстрактному мышлению. Человек составил представление о прямоугольнике, круге, о симметрии, заметил повторяемость сходных форм в природе. Так развивалось прикладное искусство, где утилитарная конструкция предмета, изображение и узор представляли единое целое.

Особое значение в истории первобытной культуры имела неолитическая революция — длительный исторический период, оз­наменовавший переход от присваивающего к производящему хозяйству. Земледелие вызвало колоссальные изменения в жизни людей: улучшается обеспеченность пищей, которая может долго храниться; ритм и объем сельскохозяйственных работ изменяют общественную организацию, возникает социальное разделение труда. Растет численность населения, появляются городища — большие поселения, стабильно существовавшие в течение многих столетий. Накопление знаний о растениях сопровождается изобретением агротехнических приемов и сельскохозяйственных орудий, фактически проводится искусственная селекция в животноводстве.

В неолите люди научились обжигать глину, превращая ее в твердое водонепроницаемое вещество. Появление керамики - один из основных признаков неолитической эпохи, которую поэтому иногда называют керамическим веком. Более того, это изобретение знаменует подлинную революцию, событие огромной важности в развитии человечества. Ведь до этого человек использовал только данное ему в готовом виде природой. Обжигая же глину, он создавал новый, неизвестный в природе материал.

Керамика имела большое значение и в развитии в нем того неосознанного чувства, которое, выделившись из других, стало впоследствии называться эстетическим: украшая прихот­ливым узором изготовленные им сосуды, человек постепенно совершенствовал искусство орнамента, отмеченное вое большей геометрической стройностью, ритмом красок и линий, рожденных его творческим вдохновением.

Изменение образа жизни при переходе к скотоводству и земледелию заставил человека выйти из естественных пещер и начать строительство жилищ. Кроме жилищ появляются культовые сооружения – мегалиты. Мегалиты представляли собой грубо отесанные каменные глыбы, расположенные в определенном порядке. Наиболее известным мегалитом является Стоунхендж в Великобритании.

Стоит отметить, что мегалитические сооружения делились на несколько категорий.

Дольмены. Использованные при их строительстве блоки, обычно не носят на себе следов обработки и подгонки при установке. В стенах дольменов так много больших щелей, что непонятно стены ли это или только опоры для покровных блоков. В плане дольмен обычно имеет форму бутылки. Самая дальняя часть – камера, отличается немного б о льшей шириной и высотой. К ней ведет узкий и низкий коридор. Пол в дольмене всегда имеет небольшой наклон к выходу и часто покрыт каменными плитами. Изредка встречаются дольмены, в которых имеется несколько камер. Такая планировка получается путем разделения большой конечной камеры перегородками из каменных плит.

Большая часть таврских ящиков была обнаружена в Байдарской долине (Республика Крым), и именно здесь располагается одно из наиболее масштабных захоронений в Крыму, известное как Таш-Кой, что означает «Каменная деревня».

Каменный ящик. — древнее погребальное сооружение прямоугольной формы, стены и кровля которого сложены каменными плитами.

Менгиры - одиночные камни удлиненной формы, установленные вертикально. Высота их обычно составляет 3 – 4 метра, редко больше. становлены менгиры обычно также как и дольмены - на возвышениях, отчего часто с ними соседствуют

Первооткрывателем менгир Байдарской долины в

1907 г. был Н.И. Репников, а подробное обследование провел А.А. Щепинский в 1978 г.

Алуштинский кромлех.

Кро́млех — древнее сооружение, как правило, позднего неолита или раннего бронзового века, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю продолговатых камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей (Стоунхенжд, Великобритания).

Ряды – наиболее масштабные, сложноустроенные и загадочные объекты. Они представляют собой совокупности вертикально установленных каменных блоков организованных по параллельным линиям. Количество таких линий в наиболее крупных рядах достигает 10–12 шт. Протяженность их от первых сотен метров до 1 км. Общее количество блоков в рядах в районе Карнака немного меньше 3000 шт., вес их в сумме составляет несколько тысяч тонн.

Пока эти загадочные камни изучены недостаточно.

Возникновение духовной стороны культуры относится к эпохе палеолита. Наиболее древние, хотя и чрезвычайно редкие свидетельства тому — захоронения неандертальцев в эпоху ашелль (более 700 тысяч лет назад). По отдельным предметам, найденным в погребениях, можно сделать предположение о зарождении культовых представлений, зачатков первобытной мифологии и позитивных знаний. Есть археологические находки, свидетельствующие, что природные объекты используются для натуральной изобразительной деятельности, в которой исследователи видят прообраз искусства.

Для первобытной культуры характерны медленные темпы изменений, средств и целей деятельности. Все в ней ориентировано на повторение некогда сложившегося образа жизни, обычаев и традиций. В ней господствуют сакральные (священные), канонизированные представления в сознании человека.

Наиболее существенной особенностью первобытной истории является то, что зарождающееся сознание еще полностью погружено в материальную жизнь.

Речь привязана к конкретным вещам, событиям и переживаниям. Преобладает образно-чувственное восприятие реальности. Мышление и воля возникают в ходе непосредственного действия индивидов. Зарождающаяся духовность не расчленена на отдельные виды. Эта черта культуры называется синкретизмом и характеризует ее неразвитое состояние.

Главная черта первобытной культуры — синкретизм (соединение), то есть нерасчлененность ее форм, слитность человека и природы. Деятельность и со знание первобытных людей отождествляется со всем, что они видят вокруг себя: с растениями, с животными с солнцем и звездами, с водоемами и горами. Эта связь проявляется в художественно-образном познании мира, в его религиозно-мифологическом толковании.

Вторая отличительная черта первобытной культуры — ее бесписьменность.

Этим объясняются медленные темпы накопления информации а также замедленное социальное и культурное развитие. Синкретизм, то есть нерасчлененность, имел свои корни в производственной деятельности первобытных людей: охота и собирательство были унаследованы человеком от животных способов потребления природы, а изготовление орудий труда явилось сродни созидательной деятельности человека отсутствующей в природе.

Итак, первобытный человек, вначале по природе своей собиратель и охотник и только значительно позже скотовод и земледелец.

Постепенно складывались элементы духовной культуры. Это:

1. первоэлементы морали;

2. мифологическое мировосприятие;

3. ранние формы религии;

4.ритуальные обрядовые действа и начальное пластическое изобразительное искусство.

Во всех этих занятиях формируются первичные знаковые системы (речь, средства счета, натуральная изобразительная деятельность, ритмичные коллективные действа и др.), основное предназначение которых состоит в укреплении единства данного сообщества людей. Древность вербального языка сравнима с нижнепалеолитическим искусством — более 700 млн. лет. Возраст праязыка современного человека и, соответственно, развитой непроизводственной сферы первобытной культуры составляет не менее 200 тысяч лет.

Главным условием начала культурного процесса, явился язык. Речь открыла путь к самоопределению и самовыражению человека, сформировала устное вербальное общение. Это дало возможность опираться не только на коллективный строй мысли, но и иметь собственное мнение и размышления по поводу отдельных событий. Человек начинает давать имена предметам, явлениям. Эти имена становятся символами. Постепенно предмет, животные, растения, да и сам человек получают свое, обозначенное словом место в действительности и формируют тем самым общую картину культуры древнего мира.

Первыми культурными регулятором поведения людей выступает культура табу, то есть запрета половых связей и убийств членов своей группы, которые осознаются, как кровные родственники. С помощью табу регулируется распределение пищи, охраняется неприкосновенность вождя. На основе табу позднее формируются понятия нравственности и законности.

Слово табу переводится, как запрет, а сам процесс табуирования возникает вместе с тотемизмом, т. е. верой в кровнородственную связь между родом и священным растением или животным. Первобытные люди признавали зависимость от этого животного или растения, поклонялись ему.

На ранней стадии первобытного общества язык и речь были еще очень примитивными. В это время главным коммуникационным каналом культуры являлась трудовая деятельность.Передача информации касательно трудовых операций происходила в невербальной форме без слов. Основными средствами обучения и общения стали показ и подражание. Определенные эффективные и полезные действия становились образцовыми и затем копировались и передавались от поколения к поколению и превращались в утвержденный ритуал.

Поскольку причинно-следственные связи между действиями и результатами при недостаточном развитии языка и мышления плохо поддавались сознанию, постольку ритуалами становились и многие практически бесполезные действия Вся жизнь первобытного человека состояла из выполнения множества ритуальных процедур. Значительная часть из них не поддавалась рациональному объяснению, имела магический характер. Но для древнего человека магические ритуалы приставлялись столь же необходимыми и эффективными, как и любые трудовые акты. Особой разницы между трудовыми и магическими операциями для него не было.

Другим средством укрепления социального единения первобытных людей служило нарождающееся искусство. Среди ученых нет единого мнения о конкретных причинах возникновения искусства и изменений в нем. Считается, что оно выполняло функцию коллективного обучения промысловым, хозяйственным и иным полезным действиям (имитация охоты на зверя в танце, например). Помимо этого искусство давало предметную форму мифологическим представлениям, а также позволяло фиксировать в знаках позитивные знания (первичный счет, календарь). Образцы первобытного «звериного стиля» поражают своим реализмом.

В нарождающейся культуре можно заметить элементы творчества. Происходит накопление позитивных знаний. Это, например, ориентирование на местности по приметам, по звездам, по солнцу, включение в рацион питания новых растений и животных, набор нового материала для орудийной деятельности, преодоление животного страха перед огнем, а затем умение добывать огонь и использовать его. Активная сторона культуры проявляется в желании людей подчинить себе мир, сделать его родственным себе: так рождается первобытная мифология, прогностика (гадания, знамения), практическая магия.

Скифский звериный стиль — особая манера исполнения изображений животных, широко представленная в культурах позднего бронзового и раннего железного века у скифского народа.

 

Основанием первобытной культуры становится мифологизированное сознание людей. В мифах заключаются зачатки духовной культуры общества. Они объясняют все то, что первобытный человек не в состоянии понять об окружающем его мире.

Первобытную культуру практически невозможно ограничить во времени, поскольку можно более-менее определенно говорить только, о ее начале (вероятнее всего верхний палеолит), тогда как вторая (конечная) временная граница остается открытой. Некоторые народы перешли от первобытной культуры к ранним цивилизациям уже на уровне бронзового века, некоторые – только в начале нашей эры (например, славяне).

Периодизация первобытной истории проводится по различным основаниям. В соответствии с формами социальной организации различают:

1.праобщину;

2.раннеродовую общину;

3.позднеродовую общину;

4.соседскую общину.

На этих стадиях доминируют кровнородственные связи и естественное разделение труда. В зависимости от характера пищевой базы, родство и общинная власть определяются либо по женской линии (обильная и легкодоступная пища преимущественно растительного происхождения; матриархат), либо по мужской (добыча пищи зависит от сезонных факторов; патриархат). Семейно-брачные отношения проходят сложную эволюцию, содержанием которой является усиление культурных и ослабление биологических факторов (запрет на близкородственные брачные связи, установление межродового брачного партнерства и т.п.).

Мир смыслов, в котором жил первобытный человек, задавался ритуалами. Они были невербальными «текстами» его культуры. Знание их определяло степень владения культурой и социальную значимость личности. От каждого индивида требовалось слепое следование образцам; творческая самостоятельность исключалась. Индивидуальное самосознание развивалось слабо и практически полностью сливалось с коллективным. Проблемы нарушения социальных норм поведения противоречия между личными и общественными интересами не существовало. Индивид просто не мог не выполнять ритуальных требований. Невозможным для него было и нарушать запреты — табу, которые охраняли жизненно важные устои коллективной жизни (распределения пищи, недопущение кровно-родственных половых связей, неприкосновенность особы вождя и т. д.).

Культура начинается с введения запретов, которые пресекают асоциальные проявления животных инстинктов, но вместе с тем и сдерживают личную предприимчивость.

Хозяйственное развитие первобытного общества проходит такие этапы:

1.потребляющее хозяйство;

2.неолитическая революция;

3.производящее хозяйство.

Первоначальные формы религии можно считать и первыми формами духовной культуры:

Тотемизм — (totem — «его род») — поклонение рода, племени животному, растению или предмету, который считается предком рода. В эпоху палеолита еще отсутствует поклонение тотемному объекту. Его просят о помощи, его ублажают подарками; охота на него, употребление в пищу, называние его «настоящего» имени табуированы (запрещены). Однако если тотем «не справлялся» со своими обязанностями, его наказывали. Тотемизм, таким образом, выступает одним из культурных средств организации среды обитания человека.

Изображения животных и птицы у народа скифы – это не что иное, как свидетельство пережитков тотемизма

Анимизм — (anima — «душа») — вера в существование духов, в наличие души у людей, животных, растений. Все окружающее люди воспринимали, как подобное себе — то есть как способное к движению, активности, ответному действию. Любой предмет, таким образом, мог быть дружественным или враждебным по отношению к человеку. В анимизме отражалась наблюдательность людей, интуитивное ощущение могущества законов природы. В борьбе за выживание рода эти свойства были крайне необходимы.

Фетишизм (от португальского слова, обозначавшего талисман, амулен) — приписывание сверхъестественных свойств неодушевленным предметам, будь то камень необычной формы, клык зверя или «священное» копье. Фетиши — это культурные, знаковые объекты, главным предназначением которых является компенсация слабости первобытного человека перед силами природы.

Магия — вера в действительность особых обрядов (она бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т. д.). Магия (в греческом языке — колдовство) являлась максимальным выражением силы и, одновременно, слабости первобытной духовности. В ней мы находим сложный сплав позитивных знаний, умений, многие из которых утеряны современным человеком, и иллюзорных средств воздействия на действительность. В соответствии с целями воздействия различают магию промысловую, военную, лечебную, любовную, вредоносную. В своих истоках магия была достоянием всех членов родового коллектива, но позже она специализируется, ее носителями становятся старейшины или знатоки-профессионалы (шаманы). В магии очевиден творческий, преобразующий характер культуры.

Первобытные верования нуждались в коллективных действенных выражениях — культах. Наиболее древними являлись культы солнца, огня, промыслового зверя, погребальный культ. В эпоху расцвета родовой общины особое значение принимает материнско-родовой культ (культ предков, культ плодородия). Неолитическая революция порождает земледельческие культы, а также трансформирует все первобытные верования, постепенно вытесняя из них зооморфные, «звериные» элементы.

Таким образом, культура первобытной эпохи является фундаментом всей последующей культуры человечества. Для первобытной культуры характерны медленные темпы изменений, средств и целей деятельности. Все в ней ориентировано на повторение некогда сложившегося образа жизни, обычаев и традиций. В ней господствуют сакральные, канонизированные представления в сознании человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: