Раздел III – влияние культа Девы Марии в архитектуре и искусстве скульптуры и витража.




Тема Богоматери, столь популярная в эпоху готики, впервые развивается в скульптуре и рельефах, оформляющих западный фасад собора в Санлисе. Декорация центрального портала Богоматери в соборе Лана далее развивает решение Санлиса. А оно в свою очередь послужило образцом для оформления северного портала собора в Шартре. Элементы скульптурной декорации Королевского портала Шартрского собора широко копировались, варьировались, повторялись и служили образцами для многих скульптурных мастерских. Они использовались в качестве образца и в постройках соседних с Шартром областей (церковь в Шатодэн, церковь Богоматери в Этампе, Сент-Арну и другие), и также оказали большое влияние на оформление порталов крупнейших бургундских храмов во второй половине XIIвека – в Ле-Мане, Анжере, Дижоне, а также в церкви Св. Лазаря в Аваллоне и Буржском соборе. Они распространились далеко на север, запад и восток от Парижа.

Скульптура Шартрского собора первой трети XIII века повлияла на пластическое оформление соборов в Сансе, Реймсе, Страсбурге, Амьене. Скорее всего, Шартрская группа «Благовещения» послужила прототипом аналогичной группы Реймского собора.

Значительным было влияние и скульптуры собора Парижской Богоматери. Сам собор Нотр-Дам (что означает в переводе с французского «Наша госпожа» - одно из имён Девы Марии) был возведён на месте старого романского собора Сент-Этьен, который, в свою очередь, был построен на месте галло-римского храма, посвященному Юпитеру. Строительство Нотр-Дама началось еще в 1163 году, а завершилось около 1345 года. Архитектурные решения, искусство скульптуры, скульптурные ансамбли и витражи собора Парижской Богоматери во многом повлияли на другие готические сооружения французских мастеров. Так, план собора в Манте, который начали строить в 1175 году, повторяет план собора Парижской Богоматери, а также из его плана исходили зодчие собора в Бурже.

Фигура спутницы Марии из композиции «Принесение во храм» послужила, по мнению Обера, прототипом для «Золочёной Богоматери» Амьенского собора, созданной в 70-х годах XIII века, произведшей огромное впечатление на художников и скульпторов конца XIII века. Образ изящной мадонны, нежно улыбающейся младенцу и играющей с ним, как нельзя лучше отвечал запросам своего времени, создавшего светский, куртуазный идеал женской красоты. «Золочёная Богоматерь», явившись воплощением этого идеала, послужила образцом и источником для создания чрезвычайно широко распространившегося типа красивой, одетой в царское платье мадонны, забавляющей младенца цветком или яблоком. Этот тип получил особенное развитие в малой пластике конца XIIIвека. Ни одна церковь и ни одна капелла последующих двух столетий не обошлась без этой изящной фигурки, трогающей наивным реализмом и чарующей изысканностью хрупкого силуэта. Также фронтон центрального портала западного фасада Реймского собора с композицией «Коронование Богоматери» был взят за образец при создании портала северного фасада собора в Шалоне-на-Марне и во фронтоне над розой южного фасада собора в Руане. Широкое воздействие образцов Реймса, ощутимое не только во Франции, но также в Германии, Англии и Испании, говорит о том, как странствующие мастера 13 столетия внимательно изучали реймскую пластику – неоспоримый образец готического искусства. Английские скульпторы середины века черпали образцы также из декора Амьенского собора, под его непосредственным воздействием были созданы скульптурные ансамбли Уэллса и Кентербери. Пластика готических соборов зрелого периода оказала большое влияние на развитие готической скульптуры на окраинах Франции и далеко за её пределами. Так, в средние века готический стиль именовался «французской манерой».

Соответственно, таким образом культ Девы Марии нашёл своё воплощение посредством языка скульптуры и витража, которые объединились под началом готической архитектуры. Влияние этого культа огромно, поскольку сама фигура Девы Марии нашла отклик не только в мире зодчества и искусства в целом, но и отвечала запросам своей эпохи, и являлась символом добродетели и заступничества. Так, данный культ изначально распространился по территории всей Франции, а позже и за её пределами.

Заключение.

Искусство Средневековья прошло большой путь эволюции от влияния античности к романскому, а позднее готическому стилю. Мировосприятие средневекового человека изменялось и требовало другой окружающей его действительности, которая проявлялась посредством искусства. Доминантой средневекового мира следует считать католическую церковь, что проявлялось не только в продвижении новой религии на Восток с помощью Крестовых походов, но и всеобщей христианизацией всех сфер жизни средневекового человека. Следуя новым тенденциям, архитектура, скульптура и искусство витража были вынуждены искать новый художественный язык, с помощью которого происходило просвещение народных масс в отношении Библии. Закономерным следствием является появление культов святых, в том числе Девы Марии, в облике которой христиане того времени видели помощь и заступничество перед повседневными трудностями и превратностями судьбы. Культ Девы Марии – повсеместное явление на французской территории, позднее, когда облик готического собора уже полностью сформировался на Севере Франции, её образ проник в культуру и теологическую программу других стран. Таким образом, облик Девы Марии является древним образом Богини-Матери, который претерпел множество изменений в ходе истории и сформировался в культ Девы Марии, который зародился на территории Западной Европы, а точнее в регионах Франции, учитывая новые тенденции, в том числе культ Прекрасной Дамы, основанной на феномене куртуазной любви. Культ Девы Марии во Франции выражался посредством языка скульптуры и витража, что повлияло на искусство других западно-европейских стран.

 

 

Список литературы и других источников:

I. PeterGreifs«Simbolorum». Статья «О символах Богоматери».

II. И. А. Ефремов. «Таис Афинская», 1972 г.

III. М. К. Муратова. «Мастера французской готики», 1988 г.

IV. https://rgdn.info/kult_bogorodicy._ili_kto_v_deystvitelnosti_izobrazhen_na_hristianskih_ikonah

V. https://regnum.ru/news/cultura/2958966.html

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: