Раздел I – эволюция образа Девы Марии и история становления культа.




Введение

Истории известны многие случаи поклонения Матери и её ребёнку, как правило сыну. В культурах многих народов существует ряд предметов искусства, изображающих Мать и её дитя. Так, культ Девы Марии уходит своими корнями в глубокую древность. Ещё в первообщинном строе людьми почиталось изображение женщины, как Богини плодородия, жизни, изобилия и земли, которая ежегодно непорочно рожала божественного сына – символ обновления природы и постоянного возрождения. Во многих религиях глубокой античности в пантеоне богов отводилось отдельное значимое место Богине-Матери: в Египте эту роль играла богиня Исида с младенцем Гором (VIтыс. до н.э.), в ассиро-вавилонянской мифологии – богиня Иштар, у древних греков –богиня плодородия Деметра, аналогичная ей богиня Церера в римском пантеоне богов, которая также покровительствовала материнству, у древних финикийцев эта роль отводилась богине по имени Астарта, богине любви и власти, чей образ они позаимствовали из шумерско-аккадского пантеона богов и богинь и приблизили к греческому звучанию имени богини Иштар. Также в языческой религии друидов существовал культы Девы Вирго-Патитуры, в культуре скандинавов – культ Девы Дизы, культ Девы Нутрии у этрусков (1 тыс. до н.э.) и так далее. Таким образом, можно увидеть почитание фигуры Женщины – Матери в культурах, которые появились задолго до основания христианства. С приходом эпохи христианства сознание многих людей ещё было подвержено языческим догмам, и многие до сих пор почитали тех богов и богинь, которых чтили их предки. Для того, чтобы насаждение новой религии прошло менее болезненно, старые понятия подменялись новыми, так языческий культ Богини – Матери преобразился в культ Девы Марии. Но ещё у первых христиан сформировавшегося культа Марии не было. Официально Мария признана Богоматерью на заре Средневековья, в 431 году на соборе в Эфесе, через 4 столетия после смерти Иисуса и начала формирования христианской религии (в ответ на призывы архиепископа Нестория называть Марию Христородицей, так как он полагал, что Мария – источник человеческого в Иисусе, но не Божественного). Прежде всего культ Богоматери утверждается в восточных районах, ей (Богоматери) причислялись те функции и черты, которыми наделяли древних богинь-матерей этого района. Таким образом, истоки культы Марии лежат в язычестве.
В Средневековье вся система отношений была завязана на божественном, но в XII веке европейский человек начинает обращать внимание на свои чувства по отношению к другим людям, и рождается феномен куртуазной любви. В центре этого чувства находится любовь к конкретной девушке, но чтобы стать достойной поклонения, она должна быть недосягаемой, замужней. Влюбленный не рассчитывает на то, что в итоге он будет рядом с ней, ему нужен был идеал и образ, которому бы он поклонялся. Влюбленный служит своей Даме как рыцарь и защитник веры. Впервые понятие куртуазной любви встречается в творчестве трубадуров при дворе влиятельных господ Аквитании и Прованса (территория современной Франции). Само явление куртуазной любви повсеместно распространилось на территории Франции, где преломлялось в той или иной грани проявления Искусства. Так, в XII и ещё больше в XIII веках почитание Марии распространилось настолько, что эта эпоха стала называться эпохой культа Девы Марии, что в свою очередь является проявлением культа Прекрасной Дамы, что подчинено феномену куртуазной любви.
Таким образом, истоки культа Девы Марии находятся в древних языческих религиях (проявление Богини-Матери с младенцем) и в зародившемся в конце XI – начале XII веков явления куртуазной любви и культа Прекрасной Дамы.

 

Раздел I – эволюция образа Девы Марии и история становления культа.

 

Современный образ Богоматери сложился не сразу, он претерпел длительную эволюцию и множество изменений.

Первоначально Дева Мария представлялась в искусстве как безымянная крылатая небесная жена, облачённая в солнечные лучи и имеющая на голове венец из 12 звёзд (как это видно из Откровений Иоанна (68 г. н. э.)). Она болезненно рожает своего сына Иисуса на небе и подвергается вместе с ним преследованиям чудовищного семиглавого дракона. Этот раннехристианский миф является заимствованием из старых религий Древнего Египта и Сирии. Там богини Исида и Астарта (Иштар) также изображались в виде небесных цариц, которых вместе с их божественными сыновьями преследует Дракон или Змей.

О матери Христа как о земной женщине ничего не сказано в более позднем христианском произведении — Посланиях Павла. В Евангелии от Марка также отсутствует повествование о рождении Иисуса Христа, в этом литературном труде Иисус как богочеловек появляется на земле уже взрослым. Впервые богородица приобретает человеческие, земные черты и становится Девой Марией, матерью богочеловека Христа в Евангелиях от Матфея и Луки, датированные первой половиной II века, где можно найти ряд подробностей о её земной жизни.

Образ земной женщины Марии, родившей своего сына в страданиях и претерпевающая страдания позже, был близок и понятен христианкам того уже патриархального времени. Они почитали Богородицу как заступницу и покровительницу, чем воспользовались идеологи раннехристианской доктрины, и как следствие начали продвигать женский образ в своей ново-появившейся религии. Но среди самих представителей христианской церкви долгое время не было единого мнения о месте и значении образа богоматери в христианском вероучении. Так, епископ кипрский Епифаний (IV в. н.э.) в своём труде «Панарион» описывает среди прочих сект две секты, придерживающихся по вопросу о культе Девы Марии прямо противоположных мнений: одни из них отрицали божественную сущность богоматери, по их мнению Мария была обычной женщиной; тогда как другая секта почитала Марию за божество и устраивала в её честь праздники и даже жертвоприношения (пережитки язычества). Взгляды самого епископа Епифания также отличаются от позже сформировавшихся официальных взглядов христианской церкви. Он говорил так: «Мария — не бог, и не с неба она получила тело, а от совокупления мужа и жены... Пусть не приносит никто жертв во имя ее... но, с другой стороны, да не дерзнет и безумно оскорблять святую деву... В чести да будет Мария, но поклоняться должно только отцу, сыну и святому духу; Марии же никто не должен поклоняться. Хотя весьма прекрасна Мария, и свята, и почтенна, но она не достойна поклонения».

Особую остроту борьба вокруг культа Марии приобрела в первой половине V в. н. э., когда со своим учением выступил константинопольский патриарх Несторий. Согласно его учению, Мария, родив Иисуса, родила только человека, а не бога, «ибо творение не может родить творца». Несторий предлагал считать Марию не богородицей, а христородицей, т. е. простой женщиной, матерью человека Иисуса, и только. Почитание же Марии за божество Несторий считал язычеством. Он писал: «Нельзя скрывать, что в нашей церкви на месте прежних олимпийских богов стоят в центре сонма святых Христос и Мария, нельзя скрывать того, что ей мы усвоили эпитеты, которые прежде были именованиями языческих богинь». Но уже в 431 году на Третьем Вселенском Соборе его взгляды посчитали за ересь, отлучили патриарха Константинополя Нестория от церкви и провозгласили Деву Марию Богородицей.

В III—V вв. н. э. христианское учение о Богородице приобрело уже более сформированный вид. По этому учению, Мария сыграла важную роль в спасении мира от первородного греха. Церковь учила, что если грех вошёл в мир через первую женщину — Еву, то через богоматерь Марию вошло и спасение от греха, ибо искупительная смерть Иисуса Христа стала возможной только после его земного рождения Марией.

Таким образом, культ богоматери Марии слился с основными догматами раннего христианства и занял видное место в этой новой религии.

С развитием феодализма культ Девы Марии, Мадонны, получил дальнейшее распространение, достигнув наивысшего расцвета уже на излёте Средневековья- в XII-XIII вв. Одним из главных распространителей культа Богоматери являлся Бернард Клервоский, влиятельнейший цистерцианский аббат того времени, вдохновитель Второго крестового похода. Он написал "Воскресную проповедь Успения Богородицы в октаве", в которой указал на роль Марии в спасении человечества. В это же время активно развивается учение о том, что не только Иисус был зачат Марией непорочно, но и сама Богоматерь была свободна от первородного греха. Например, данное положение проповедовал знаменитый францисканский монах Антоний Падуанский и смог широко его распространить среди братьев своего ордена. Таким образом, идеальность Марии заключалась в её безгрешности, непорочности, которая при этом сочеталась с материнством. Благодаря этим добродетелям культ Девы Марии приобрёл широкое значение не только в сознании средневекового обывателя, но также нашёл своё отражение и в искусстве и культуре того времени, в частности в готической архитектуре Европы (преимущественно во Франции) и позднее в живописи эпохи Ренессанса и последующих направлений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: