В эпоху становления готической культуры мировоззрение средневекового обывателя стало изменяться. Во всём окружающем мире и в сознании человека доминантой стало христианство. Догмату католической церкви подчинялись все сферы жизни, искусство в том числе. Архитекторы готического храма были вынуждены возводить новые архитектурные ансамбли и постройки в соответствии с новой культурной и теологической программой. Перед мастерами, прежде всего французской готики, встала задача создания храма, соответствовавшего характеру современного религиозно-морального идеала. Творческие поиски французских мастеров были направлены на удовлетворение запросов всех слоёв общества: католической церкви, которая играла главенствующую роль в своём времени, и с помощью храма также утверждала свою власть, прославление французских королей, поднятие престижа французского королевства, но самое главное – влияние на средневекового обывателя, для которого готический храм был местом успокоения души, местом, где не было невзгод, и человек сливался с Богом, всецело вверяя себя ему, для средневекового горожанина храм был Откровением и Библией, повествующей о Богочеловеке Иисусе Христе, к добродетелям которого нужно стремиться. Таким образом, прежде чем готический храм стал таким, каким он запечатлелся в истории и на страницах романа Виктора Гюго, он прошёл длительный путь эволюции. Развитие готической архитектуры – это процесс, в котором каждое техническое усовершенствование было стимулом художественной мысли, каждая идея искала своего разрешения и выражения в поисках новых технических возможностей. При создании нового типа храма мастера обращались к архитектуре более ранних эпох, а именно к романской. В отличие от религиозных построек времён романской культуры нынешние церкви отмечены устремлением ввысь, лёгкостью строения, теперь храм тянется к небу, он растёт вверх, что говорит о стремлении человека достигнуть Рая, добраться до небес посредством очищения своей души. Готические мастера с удивительным изяществом и искусством создают из такого массивного материала, как камень, такую воздушную архитектуру, как готический храм. Под их терпеливыми руками неоформленная каменная глыба приобретает четкость законченной архитектурной формы.
|
С развитием архитектурного ансамбля готического собора всё больше возрастала роль искусства витража и скульптуры, как отражение Библии и окружающего мира средневекового горожанина. Спиритуалистическая направленность средневекового искусства и его христианский символизм получили в готическом искусстве окончательное завершение. Витражи являлись проводником людей Средневековья в мир Бога, а также той завесой, которая не позволяла внешнему миру проникнуть в мир духовный, в то время как скульптура являлась выражением невыразимого, духовностью и гармонией во плоти. Витражи дополняли и довершали огромную энциклопедическую систему представлений готической эпохи, они являлись финальным аккордом во всём великолепии архитектурного сооружения готического храма, дополняя многоликий мир скульптуры, расположившийся на всех фасадах внутреннего и внешнего убранства. На языке скульптуры и витража простому обывателю рассказывалось о сценах из Библии, в частности о Деве Марии и о Христе. Скульптурные ансамбли французских соборов были подлинной энциклопедией готического века, объединившей в стройную систему совокупность главных представлений эпохи. Сама художественная практика и ее осмысление в средние века определялись христианским мировоззрением, пропитавшим средневековую мысль и доминирующим в каждой области человеческой деятельности. Отрицательная позиция раннехристианской философии по отношению к изобразительному искусству, ассоциировавшемуся прежде всего с памятниками языческой культуры, вела мысль художника к изображению неизобразимого, невыразимого, к передаче явлений и связей земного в их проекции в трансцендентный мир, к выработке условного художественного языка, пригодного для выражения мистического содержания и умозрительных построений, что приводит к усилению роли языка скульптуры и витража, как возможности изобразить духовность во плоти. Возможность воплотить сверхчувственную идею в чувственном облике художник получает благодаря тому, что человек сам создан «по образу и подобию божьему», что его ум и способности подобны божественному образцу.
|
В средневековом мировосприятии идея красоты связывается с идеей блага и идеей истины. Этот тезис подтверждается распространением культа Девы Марии, поскольку Дева Мария является проекцией образа Прекрасной Дамы, который являлся основополагающим в феномене куртуазной любви (идея красоты), христианкой, проповедующей истину и добродетель (идея истины) и Спасительницей, дарующей спокойствие и благостное состояние всем у неё просящих (идея блага). В стремлении воплотить красоту в своем произведении человек идентифицировал ее с понятиями истины и блага. В поразительном тандеме сосуществуют Разум и Вера, и одно не исключает другое, поскольку всё должно было быть соразмерно, гармонично, построено и выведено с помощью умозаключений, но оно же подкреплялось и основывалось на вере в Творца, который дал возможность Человеку разум, с помощью которого человек сам становился Творцом. Искусство готического мастера должно было воплотить священное предание и отразить идеальный божественный архетип, условное изображение которого являлось одним из наиболее традиционных сохраняемых признаков христианской эксегезы. Таким образом, язык готической скульптуры и витража содержит с себе идейное триединство, которое проявляется в гармоничном выражении теологической программы католической церкви.
|
Поскольку в готическом мировосприятии доминантой являлось христианство, закономерно то, что возникал культ святых, в частности Девы Марии, которая являлась заступницей в представлении средневекового человека, поскольку она была Матерью, просящей и скорбящей, в то время как, Бог-отец - суровым главой, Судьёй над непокорными человеческими душами. Жизнь простого люда в Средневековье была полна трудностей, поэтому обычные люди нуждались в защите и поддержке, которую они находили в Деве Марии. Таким образом, культ Девы Марии распространился повсеместно на территории Франции, и выражался он посредством скульптуры и витража.