Новое кейнсианство - Н. Грегори Мэнкью. Новая кейнсианская экономическая теория




 

Новое кейнсианство - это школа мысли в современной макроэкономике, представляющая собой развитие идей Джона Мейнарда Кейнса. В 1930-х годах Кейнс написал «Общую теорию занятости, процента и денег», и его влияние на ученых и политиков продолжалось вплоть до 1960-х годов. Однако в 1960-х годах представители новой классической экономической теории, такие как Роберт Лукас, Томас Сарджент и Роберт Барро поставили под вопрос многие принципы кейнсианской революции.

Название "новое кейнсианство" относится к тем экономистам, которые в 1980-х годах ответили на критику новых классиков путем корректировки исходной кейнсианской доктрины.

Основным пунктом разногласий между новыми классиками и новыми кейнсианцами является вопрос о том, как быстро происходит корректировка зарплаты и цен. Новые классики выстраивают свои макроэкономические теории на допущении о гибкости зарплаты и цен. Они считают, что цены быстро "расчищают" рынки (т. е. обеспечивают равенство спроса и предложения). Новые кейнсианцы полагают, что модели расчистки рынков не могут объяснить краткосрочных экономических колебаний и, поэтому, они выступают за модели с "ригидными" зарплатой и ценами. Теории новых кейнсианцев основаны на жесткости зарплаты и цен, что необходимо для объяснения того, почему существует вынужденная безработица и почему денежная политика оказывает такое сильное воздействие на экономическую активность.


Давнишней традицией макроэкономики (включая как кейнсианскую, так и монетаристскую парадигмы) является идея о том, что в коротком периоде денежная политика влияет на занятость и производство, потому что цены медленно реагируют на изменения денежной массы.

 

Согласно этой идее, если денежная масса сокращается, люди тратят меньше денег и спрос на товары уменьшается. Из-за жесткости цен и зарплаты - невозможности их немедленной реакции на изменения в количестве денег, сокращение расходов вызовет сокращение производства и увольнение рабочей силы.


Новые классики критикуют данную традицию за отсутствие в ней последовательного теоретического объяснения вялого поведения цен. Большая часть исследований новых кейнсианцев посвящена восполнению этого пробела.


Издержки меню и внешние эффекты совокупного спроса одна из причин отсутствия немедленной корректировки цен, обеспечивающей расчистку рынков, состоит в том, что изменение цен стоит денег. Для изменения цен фирма, возможно, должна будет выслать новый каталог своим клиентам, распространять списки с новыми ценами среди своих торговых представителей или, как например, в случае ресторанов, печатать новые меню. Эти издержки корректировки цен, называемые "издержками меню", заставляют фирмы корректировать свои цены не постоянно, а от раза к разу.


Экономисты спорят о том, могут ли издержки меню объяснить краткосрочные экономические колебания.


Скептики указывают на то, что издержки меню обычно очень незначительны. Они утверждают, что эти небольшие затраты вряд ли могут объяснить рецессии, которые очень дорого обходятся обществу. Защитники этого мнения считают, что небольшие не значит незначительные. Хотя издержки меню и невелики для отдельно взятой фирмы, они могут оказывать сильное влияние на экономику в целом.


Защитники гипотезы издержек меню описывают ситуацию следующим образом. Для того чтобы понять, почему цены медленно меняются, необходимо признать, что изменение цены имеет внешний эффект, т. е. последствие, выходящее за пределы фирмы и её потребителей.

Например, снижение цены одной фирмой приносит выгоду другим фирмам в экономике. Когда фирма снижает цену, она слегка снижает средний уровень цен и, таким образом, увеличивает реальный доход. Более высокий доход поднимает спрос на товары всех фирм. Это макроэкономическое воздействие ценовой корректировки одной фирмы на спрос на продукты всех других фирм называется "внешним эффектом для совокупного спроса".

При наличии этого явления небольшие издержки меню могут привести к жесткости цен, а эта жесткость может очень дорого обходится обществу. Предположим, что Дженерал Моторз объявляют свои цены, а затем, после сокращения денежной массы, должны решать, снижать ли их. Если они так поступят, покупатели автомобилей будут иметь более высокий реальный доход и, поэтому, купят больше товаров также и у других компаний. Однако не о выгодах других компаний заботятся Дженерал Моторз. Поэтому иногда они могли бы и не нести издержек меню и не снижать цены, даже хотя такое снижение было бы социально желательно. Это пример, в котором жесткие цены, принося ущерб всей экономике, являются оптимальными для тех, кто их устанавливает.


Асинхронность установления цен в своих объяснениях жестких цен новые кейнсианцы зачастую подчеркивают, что установление цен не происходит одновременно. Вместо этого, корректировки цен во всей экономике происходят асинхронно.


Асинхронность усложняет установление цен, поскольку фирмы устанавливают цены, принимая во внимание цены других фирм. Асинхронность может привести к тому, что общий уровень цен будет корректироваться медленно даже при быстром изменении отдельно взятых цен.


Рассмотрим следующий пример. Предположим вначале, что цены устанавливаются синхронно: каждая фирма корректирует цену первого числа каждого месяца. Если денежная масса и совокупный спрос возросли 10 мая, то рост выпуска будет происходить с 10 мая до 1 июня, поскольку в течение этого интервала цены фиксированы.

1 июня все фирмы поднимают свои цены в ответ на более высокий спрос, заканчивая, такие образом, трехнедельный бум.


Теперь предположим, что установление цен происходит асинхронно: половина фирм устанавливает цены первого числа каждого месяца и половина - пятнадцатого числа.

Если 10 мая происходит рост денежной массы, то половина фирм могут поднять свои цены 15 мая.


Поскольку другая половина фирм не изменит свои цены 15 мая, увеличение цены любой фирмы вызовет увеличение относительной цены ее товаров, что приведет к потере ею потребителей. Поэтому эти фирмы, вероятно, не станут поднимать цены слишком высоко (в противоположность случаю с синхронной корректировкой цен, при которой не происходит изменения относительных цен). Если устанавливающие цены 15 мая сделают небольшую корректировку в своих ценах, то и другие фирмы решатся только на небольшую корректировку, когда придет их очередь 1 июня, поскольку они также хотят избежать изменения своих относительных цен, и так далее. Уровень цен возрастает медленно по причине незначительности изменений цен первого и пятнадцатого числа каждого месяца. Таким образом, асинхронность тормозит корректировку цен, поскольку никакая фирма хочет не первой осуществлять большое изменение цен.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: