Политические партии, партийные системы.




Политическая партия – союз единомышленников, выражающий интересы определенной части общества и ставящий своей целью их реализацию путем обретения власти.

Признаки политической партии: идеологический (принадлежность к какой-либо идеологии – консерватизм, либерализм, радикализм); функциональный (нацеленность на завоевание и осуществление власти); социальный (имеет свой электорат); организационный (имеет регулированную численность; разделение на «центр» и «места»).

Типология партий: кадровые, массовые (возникли в конце 19 в.), партии избирателей, картельные (конец 20 в. – начало 21 в.).

Г.р. – гражданское общество, Г. – государство.

Партийная система – совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

Партийные системы по Джованни Сартори (характеризуют взаимосвязь между партиями, между партиями и властью): однопартийная – СССР; партия гегемонов (гегемон – руководитель) – Китай; система доминирующей партии (имеющей относительное большинство голосов) – Япония; двухпартийная – США; умеренномногопартийная (3-5 партий); крайнемногопартийная (5-8 партий); атомизированная (характерна для переходного общества).

 

 

Политическая идеология.

Политическая идеология – идейная доктрина, оправдывающая притязания той или иной элитной группы на власть.

Уровни политической идеологии: доктринальный (косерватизм, либерализм, социализм и др.); программно-политический (уровень перевода доктрин в программы); актуализированный или поведенческий (характеризуется степенью воздействия на людей).

Функции политической идеологии: овладение общественным сознание; внедрение в общественное сознание собственных оценок прошлого, настоящего и будущего; создание позитивного образа из тех целей и задач, которые предлагаются обществу для решения.

Структура политической идеологии: система образующей силы; момент силы; образ врага.

общественные учения и теории – прежде всего, политические и правовые (благодаря им идеология служит целям социально-политической и мировоззренческой ориентации определенных общественных групп); ценности и нормы (придают идеологическим установкам нормативный характер); идеалы, проекты и программы политического действия (выражают ориентированность данной идеологической системы на будущее).

Политическая идеология – систематизированная совокупность идей, относящихся к проблемам власти и устройства общественной жизни и отражающих интересы определенных групп общества, которые служат закреплению или изменению существующих общественных институтов и отношений.

Основные идеологические течения: либерализм – политическая идеология, основная идея которой состоит в ценности свободы человека в экономической, политической, социальной и других сферах жизни общества; консерватизм – политическая идеология, основная идея которой состоит в сохранении устоявшихся традиций, выступает против радикальных перемен; социализм – политическая идеология, основная идея которой состоит в создании общественной собственности на средства производства, власти трудящих масс при руководящей роли рабочего класса во главе с партией, первая ступень коммунизма; коммунизм – политическая идеология, основная идея которой состоит в отрицании частной собственности, построение социального равенства общества на основе общности имущества; расизм – политическая идеология, основная идея которой состоит в провозглашении превосходства «избранной» расы; нацизм – политическая идеология, основная идея которой состоит в провозглашении превосходства «избранной» нации; фашизм – политическая идеология, основная идея которой состоит в отрицании прав человека, нетерпимости и дискриминации национальных меньшинств, провозглашение господствующей нации; анархизм – политическая идеология, основная идея которой состоит в уничтожении государства и его устоев.

 

Политическая культура.

Политическая культура – совокупность типичных образцов поведения людей, социальных групп в политике, выражающих их устойчивые политические представления, убеждения, ориентации и ценности.

Политическую культуру составляют: исторический опыт, стереотипы сознания и стереотипы поведения

 

 

Классификация политической культуры по Алмонду и Вербе: патриархальный тип – культура, где сильны родоплеменные отношения, такой тип культуры присущ примитивным обществам, государство неустойчиво, политическая система отсутствует, коллективное преобладает над индивидуальным; подданнический тип – предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе, культура присуща тоталитарным режимам; активистский тип – позиции активные и ключевые, граждане стремятся активно воздействовать на политическую власть, направлять ее деятельность с помощью законных средств влияния - выборов, демонстраций и т. д.

Функции политической культуры: ориентации – позволяет человеку понять смысл происходящих в обществе политических процессов, оценить их, ориентироваться в политической жизни; интеграции – объединение политических субъектов, общества в целом; коммуникативная – позволяет людям общаться, находить общий язык; адаптации – выражает потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий; социализации – характеризует приобретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы.

 

Политическая система.

Политическая система имеет: 1 уровень – ориентационный, 2 уровень – институциональный.

Политическая система как объективная реальность – совокупность ролей, отношений, институтов, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами единых в обществе социальных групп и позволяющих последним реализовывать свои цели и намерения.

Политическая система как нормативная модель – модель Дэвида Истона.

 

 

Политическая система окружена средой, имеющей вход, на который извне поступают импульсы-требования или импульсы-поддержка, на выходе системы - политические решения, на основе которых осуществляются политические действия. Если действия и решения соответствуют ожиданиям, то они получают поддержку; если нет, власть получает усиленные сигналы требования.

Функции входа – артикуляция интересов (выявление группами интересов, общественными организациями и политическими партиями требований индивидов и социальных групп, предъявляемых к политической системе), формирование элиты, агрегация интересов (выявление политических требований индивидов и групп, соединение в партийные программы), социализация.

Функции выхода – выполнение правил и норм, контроль за выполнением.

Структура политической системы: институциональная подсистема (включает государство, политические партии, общественно-политические движения), нормативная подсистема (включает политические принципы, политические традиции, нормы морали), функциональная подсистема (охватывает нормы и направления политической деятельности, методы осуществления власти), коммуникативная подсистема (совокупность связей и взаимодействий между подсистемами политической системы, между политической системой и другими системами, между политическими системами различных стран), культурно-идеологическая подсистема (охватывает политическую психологию, политическую идеологию, политическую культуру).

Функции политической системы: определение целей, задач, путей развития общества; распределение материальных и духовных ценностей; согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей; разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе.

 

 

Политическая элита.

Политическая элита – 1) группа людей, которая в большей или меньшей степени обладая способностями к управлению обществом, концентрирует в своих руках политическую власть и занимает руководящие позиции, управляя обществом; 2) группа, выделяющаяся из остального общества привилегированным положением, престижем, влиянием на власть, непосредственно участвующая в принятии политических решений.

Структура политической элиты по В. Милановски (польский политолог) – основание разделения - в зависимости от выполнения их внутренними группировками своеобразных функций в сфере политического управления обществом: «селекторат» – это широкий круг политических активистов, который еще не дифференцирован на различные, более специализированные сегменты; «потенциальные элиты» – разрозненные элитарные группировки, еще только стремящиеся к власти и соответственно проясняющие свои идеологические приоритеты и позиции, формирующие в связи с этим «команды» отдельных лидеров; «самодеятельные элиты» – могут лишь косвенно влиять на принимаемые в государстве политические решения, в этом сегменте формируются два основных элитарных образования - оппозиция и сторонники проправительственных сил; «правящая политическая элита» – победившая на выборах элита, которая непосредственно осуществляет процесс управления и руководства обществом и государством.

Функции политической элиты: стратегическая (заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определение политической программы действий), коммуникативная (предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп, а так же слоев населения и реализацию их в практических действиях), организаторская (заключается в необходимости организовывать массы; среди потенциальных политических элит наиболее эффективными будут те, которые в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ массами), интегративная.

Система отбора в элиту. Обычно выделяют две основные системы рекрутирования элит: гильдий и антрепренерскую.

Система гильдий отличается закрытостью, отбор кандидатов на более высокие посты осуществляется из низших слоев самой элиты узким кругом руководящих работников; характерно для этой системы медленное продвижение кандидата на высшие должности, что обусловлено наличием множества формальных требований к претенденту.

Одним из вариантов системы гильдий является номенклатурная система рекрутирования. Её главная особенность заключается в том, что назначение руководителей практически любого уровня осуществляется только с согласия соответствующих партийных органов (существовала в СССР).

Антрепренерская система отличается открытостью, теоретически она дает возможность представителям любых общественных групп претендовать на места в политических структурах, так как ориентирована на личностные качества кандидата; антрепренерская система предоставляет широкие возможности молодым лидерам и нововведениям; ограниченное число формальных требований к претендентам и широкий круг электората обеспечивают высокую степень конкурентности отбора в элиту.

Классические теории элит.

Вильфредо Парето (1848-1923) - итальянский экономист и социолог. Он утверждал, что все общества делятся на управляющих и управляемых. Управляющие должны обладать особыми качествами (гибкостью, хитростью, умением убеждать других), чтобы уметь подчинять себе других. Они также должны обладать готовностью использовать насилие. Он делил управляющих на два основных психологических типа: «лис» и «львов». «Лисы» — это элиты, которые предпочитают хитрость, изворотливость. Такие типы элит больше подходят для правления в стабильных демократических режимах власти. «Львы» — элиты, которые предпочитают жесткие методы руководства. Они больше подходят для принятия решений в экстремальных условиях. Он также обосновал теорию смены элит. Например, если «лисы» не могут эффективно управлять в сложившейся ситуации, то им на смену приходят «львы», и наоборот. Кроме того, он делил элиты на правящую (участвующую в управлении) и не правящую (контрэлиту) — людей, обладающих элитными качествами, но пока не имеющих доступа к руководящим функциям.

Гаэтано Моска (1858-1941) - итальянский социолог и политолог. В своей работе «Правящий класс» он утверждал, что все общества разделены на два класса: правящий (элиту) и управляемый. Правящий класс монополизирует власть, используя законные и незаконные методы для ее поддержания. Господство элит существует в любом обществе – это закон, который подтверждается всей историей человечества. Г. Моска считал, что важнейшим критерием формирования господствующего класса является его способность к управлению другими людьми. Элита, которая сосредоточена исключительно на своих личных интересах, постепенно теряет свое политическое и идеологическое влияние и может быть свергнута. По мнению Г. Моски, существует два основных способа обновления (пополнения) правящей элиты: демократический и аристократический. Первый является открытым и способствует постоянному притоку свежих достаточно подготовленных руководителей. Второй способ – аристократический (закрытый). Попытка правящего класса формировать элиту только из своих рядов приводит к се вырождению и застою в общественном развитии.

Роберт Михельс (1876-1936) - немецкий социолог, политик. В своей наиболее известной книге «Политические партии» он утверждал, что любая социальная организация подвергается господству олигархии. Власть элит зависит от организованности, а сама организация общества требует элитарности руководства и неизбежно воспроизводит ее. Так сформулиран «железный закон олигархии» Р. Михельса. В ходе формирования элит в организации (обществе) происходит выделение руководящего ядра и аппарата, которые постепенно выходят из-под контроля рядовых членов. Во-первых, рядовые члены, по мнению Р. Михельса, в силу своей инертности и некомпетентности не в состоянии контролировать лидеров. Во-вторых, массам присуща психологическая потребность в лидерах и лидерстве, тяга к сильной власти и преклонении перед харизматическими качествами элит. Р. Михельс считал, что демократия в строгом смысле невозможна. В лучшем случае она сводится к соперничеству двух олигархических групп.

Политическое лидерство.

Политическое лидерство – постоянное и решающее воздействие личности либо нескольких лиц на все общество и государство.

Типологии политического лидерства.

Способ утверждения лидерства в группах и организациях: формальные, неформальные.

Способ легитимации власти лидера в обществе: традиционные, рационально-легальные, харизматические.

Стиль руководства: авторитарные (опирается на методы принуждения, на силу, единолично принимает политические решения исходя из собственных представлений о целесообразности, как правило, пребывает у власти длительное время, пренебрегая выборами либо превращая их в фарс), либеральные, демократические (стремится учесть интересы различных строев общества и применяет рычаги государственного принуждения только в самых крайних случаях, несет ответственность за проводимую им политику и может быть отстранен от должности).

Имидж и ролевое назначение: лидер-знаменосец (имеет собственный взгляд на реальность, наличие образа желаемого будущего и знание средств его достижения; определяет характер происходящего, его темп и способы преобразования), лидер-служитель (наиболее точно выражает интересы своих приверженцев, действует от их имени; руководствуется тем, чего ожидают, во что верят и в чем нуждаются его избиратели), лидер-торговец (обладает способностью убеждать, признания добивается знанием потребностей избирателей, желанием их удовлетворить), лидер-пожарный (обладает быстрой реакцией на насущные требования времения, сформулированные его сторонниками, способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию).

Тактика достижения поставленных целей: консерваторы, реформаторы, революционеры.

Функции политического лидерства: организаторская (состоит в том, что лидер занимается наиболее важными вопросами для государства, требующими политической воли и решимости); стратегическая (состоит в определении лидером концепции, основных направлений развития общества, предоставляя разработку частностей своим советникам и последователям); обеспечения стабильности и единства общества (связана с тем, что лидер часто представляется бесстрастным арбитром, инстанцией, защищающей граждан от произвола чиновников, разрешающей различные социальные конфликты); коммуникативная (современные средства коммуникации – телевидение, интернет, телефон – позволяют лидеру получать информацию об интересующих избирателей проблемах из рук.

Теории политического лидерства.

Теория черт – политическими лидерами становятся такие личности, которые обладают определенными чертами (в частности, острым умом, эрудицией, компетентностью в вопросах общественной жизни, твердой волей, энергией, способностью ставить и достигать цели, готовностью рисковать и брать на себя ответственность).

Ситуационная теория – говорит о том, что человека делает лидером ситуация. В одних ситуациях человек может проявить свои лидерские качества, оказывается востребованным, а в других – нет. Лидерство определенного человека это во многом случайность, результат того либо иного стечения обстоятельств.

Теория сторонников – лидерство определенного человека зависит в конечном счете от того, насколько остальные челны группы (его сторонники) воспринимают его как лидера, как лицо, которое обладает властью управлять группой, либо отвергают его лидерство.

Психологическая теория – политическими лидерами становятся люди, испытавшие по каким-то причинам в детстве острое чувство неполноценности, которое они потом компенсируют с помощью навязывания своей воли другим.

Теория формального лидерства – лидерами становятся те люди, которые в силу ряда обстоятельств занимают государственную должность и соответственно обладают властными полномочиями; любой человек, даже не обладающий выдающимися способностями, не имея поддержки населения, заняв государственный пост, объективно становится лидером.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: