Структура политического знания.
На обыденном уровне познания рядовой гражданин создает тот первичный облик политики, который позволяет ему приспосабливаться к политически организованному сообществу, находить совместимые с собственными целями способы взаимоотношения с властью и государством. Обыденное сознание рисует «естественную» картину политики на основе индивидуального эмпирического опыта и традиционно сложившихся идей, обычаев, стереотипов. Такой тип политического созерцания представляет собой разновидность не логического, а интуитивно-образного мышления, в котором преобладают чувства и эмоции, выраженные в разного рода символах, ассоциациях, метафорах и других простейших способах выражения человеческой мысли.
Высшая форма специализированного отражения политики научно-теоретическая. Специфика научно-теоретического познания, отображения мира политики состоит в рационально-критическом осмыслении политической действительности и создании такой картины политики, которая описывала бы и объясняла данное явление в целом. По сути – это форма абстрактного мышления, с помощью которой человек выстраивает в своем сознании представления о внешних и внутренних связях политики на основе обобщения и систематизации не индивидуального, а интергруппового и универсального опыта.
Третьей специфической формой отображения политики является технологическое отражение. В определенном смысле оно служит качественной разновидностью научного сознания, формирующейся для решения конкретной политической задачи и представляющей науку как особое «искусство», «ремесло», «мастерство».
Структура политической науки. Политическая наука складывается из четырех важнейших дисциплин: политической философии, или политической теории; учения о политических институтах; политической социологии; теории международной политики.
|
Политическая философия — отрасль знаний, изучающая политику как целое,
ее природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью и разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства, а также общие критерии оценки политики. Она стремится ответить на вопросы, почему и зачем существуют те или иные политические явления и каковыми они должны быть.
Учение о политических институтах представлено теориями политической организации общества, государства и права, политических партий и других институтов. В рамках этого учения имеется множество относительно самостоятельных дисциплин. Так, например, учение о государстве и праве помимо общей теории, государства включает целый комплекс юридических дисциплин.
Политическая социология использует как макросоциологический подход, предполагающий выяснение социальных основ власти, влияния конфликтов между социальными группами на политические процессы и т.п., так и микросоциологический метод, суть которого состоит в рассмотрении конкретных политических институтов как социальных организаций, в анализе их формальной и неформальной структур, методов руководства и т.д.
Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти.
Методы политологии. Современная политология использует многообразные теоретические, философские, общелогические и эмпирические методы исследования.
|
Среди методов теоретического познания выделяют следующие: институциональный метод (предполагает, что в центре исследования должны находиться политические структуры, их свойства и взаимосвязи, а также фиксированные нормы, на основе которых функционируют эти институты); социологический метод (ориентирован на выявление социальной обусловленности политики, влияния на нее экономики, культуры, идеологии и социальной структуры); исторический метод (рассматривает политические явления в процессе их становления в прошлом и развития в настоящем); сравнительный метод (предполагает сопоставление однотипных объектов –политических систем или ее отдельных структурных компонентов, моделей политических режимов в разных странах – у разных народов с целью выявления сходства и различий); системный метод (применяется при исследовании сложных многоуровневых объектов – политические системы, институты); структурно-функциональный метод (состоит в рассмотрении внутренней структуры системы с позиции функционального назначения каждого ее элемента); антропологический метод (исходящий в объяснении политики из природы и универсальности родовых качеств человека); психологический метод (направлен на изучение психологических механизмов политического поведения); бихевиоралистский метод (рассматривает политику как поведение индивидов и групп, имеющих определенную мотивацию и установки); нормативно-ценностный метод (оценивает политические процессы с точки зрения оптимального варианта, идеала).
|
Среди философских и общелогических методов выделяют следующие: диалектический метод (предполагает рассмотрение политических явлений с учетом их постоянного изменения, взаимосвязи частей и компонентов и внутренней противоречивости); метод восхождения от абстрактного к конкретному; анализ и синтез; индукция и дедукция; обобщение.
К эмпирическим методам относят: опрос (один из самых распространенных методов сбора политической информации, может проводиться в форме бесед, интервью, анкетирования, позволяющей выявить состояние общественного мнения по тому или иному вопросу); наблюдение (позволяет непосредственно отслеживать политические факты); наблюдение (бывает двух типов: невключенным и включенным. В первом случае события и факты отслеживаются со стороны, во втором - предполагается непосредственное участие наблюдателя в каком-либо событии или деятельности организации); статистические методы (с помощью которых производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, отражающих различные состояния объекта); математические методы (открывают возможность для моделирования политических процессов); метод моделирования (позволяет проверить гипотезы, составить прогнозы, объяснить или описать какие-либо политические явления и процессы).