Транспортировка и хранение рыбы-сырца на судах




Промысловые суда обрабатывают свои уловы, либо передают рыбу на рефрижераторы, заводы и базы.

В большинстве случаев возникает задача сохранения сырья перед обработкой, в период транспортировки, при сдаче-приемке на рыбообрабатывающие суда. Особенно остро эта задача стоит при больших уловах и при высокой температуре воды и воздуха. Промысловые суда доставляют выловленную рыбу на обрабатывающие суда или береговые предприятия на борту или в сетных мешках. Качество рыбы-сырца зависит от многих факторов и в первую очередь от способов добычи ее и продолжительности пребывания в орудиях лова. При большом наполнении трала рыба мнется и получает повреждения от соприкосновения с другими экземплярами, особенно когда в улове находятся рыбы различных видов и размеров.

В связи с этим необходимо регулировать продолжительность траления. При лове рыбы ставными и дрифтерными сетями качество сырья бывает неоднородным из-за разной продолжительности нахождения рыбы в орудиях лова.
Рыба нередко получает механические повреждения при выборке орудий лова (например, при подъеме трала на борт судна), при выемке (выливке) рыбы из снастей (из сетей на сететрясных машинах), при хранении на палубе судна, в палубных ящиках и бункерах. Из кутков тралов рыбу необходимо вымывать забортной водой, а не высыпать путем подъема кутка стрелой. При хранении на палубе судна (например, на СРТ) рыбу необходимо защищать от солнечных лучей и обветривания, закрывая ее брезентами, тентами, водорослями и периодически поливая забортной водой. Хранить рыбу в таком виде можно не более 2 ч.
На крупнотоннажных судах для хранения рыбы предусматриваются бункера, в которых рыба охлаждается льдом или охлажденной морской водой. Суммарная емкость бункеров колеблется от 40 до 270. Иногда рыбу, предназначенную для передачи на обрабатывающие суда, хранят на промысловых судах в сетных мешках (контейнерах) но 500-600 кг в каждом. Их укладывают на борту судна в один ряд в порядке вылова. Мелкую рыбу-сырец можно хранить в бочках залитой водой.

Для более длительного хранения рыбу охлаждают льдом ли холодной морской водой непосредственно в трюмах, в инвентарных или стандартных ящиках, контейнерах, бочках, специальных бункерах в зависимости от вида судна и его тоннажа. Для транспортировки рыбы с морских участков, расположенных недалеко от берега, на береговые предприятия используются мелкотоннажные самоходные и несамоходные суда типа кунгасов, лодок, дубков, плашкоутов, барж, рыбниц и др. В отдаленных районах промысла рыба хранится и транспортируется к обрабатывающим судам промысловыми судами. При хранении и перевозке рыбы во льду обязательным условием является удаление талой воды по мере ее образования, так как загрязненная вода ускоряет порчу рыбы. Для уменьшения расхода льда и лучшего сохранения качества рыбы желательным является охлаждение трюмов или их хорошая изоляция. Перевозка охлажденной рыбы в таре обеспечивает лучшее сохранение качества рыбы и облегчает механизацию ее разгрузки.

Для удлинения сроков хранения охлажденной рыбы можно использовать биостатический (содержащий антибиотик) или асептический (содержащий антисептик) лед, при условии, что рыба немедленно после вылова была разделана.
Рыба, предназначенная для посола, может быть охлаждена и даже подморожена смесью льда и соли. Расход льда и соли зависит от температуры воздуха (льда от 60 до 100%, соли от 15 до 25% к массе рыбы). Техника охлаждения такая же, как и при охлаждении водяным льдом.

В последнее время на средне- и крупнотоннажных судах все большее распространение получает хранение рыбы в морской воде, которая охлаждается в специальных хладогенераторах или непосредственно в бункерах (ваннах) с рыбой холодным рассолом или льдом. Охлаждение рыбы проводится в бункерах-аккумуляторах или в аппаратах-охладителях непрерывного действия. Охлажденную в морской воде рыбу хранят в бункерах или трюмах, в которых поддерживается температура 0 - минус 2°С. Иногда ее укладывают в ящики или контейнеры с пересыпкой льдом для поддержания низкой температуры в теле рыбы (на судах типа РС-300 при лове кильки на электросвет).
При отсутствии необходимых условий для охлаждения рыбы ее сохраняют на рыболовных или приемотранспортных судах в подсоленном виде при условии, что в дальнейшем она будет использована для производства соленой или копченой продукции. К этому способу прибегают в плановом порядке лишь в следующих случаях:

· на СРТ солят в бочках сельдь для ее последующей переработки на плавбазах или береговых предприятиях;

· на траулерах солят рыбу, если она не может быть доставлена на берег охлажденной. Например, при продолжительности рейса траулера 25 дней рыбу, добытую в первые 9-10 дней промысла, солят, а рыбу, добытую в последние дни, доставляют в порт в свежем виде во льду или без него;

· при добыче кильки, хамсы и мойвы рыбу подсаливают в ящиках или чанах в трюме судов и перерабатывают на береговых предприятиях;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: