2) Балласт и балластная призма
3) 3.3.1. Укладываемый в путь балластный материал должен удовлетворять государственным стандартам и утвержденным техническим условиям.
4) 3.3.2. Балластная призма должна содержаться в соответствии с типовыми поперечными профилями, приведенными на рисунке 3.6. и в таблице 3.4.
5) Таблица 3.4. Размеры балластной призмы и обочин земляного полотна в зависимости от класса пути, см
Класс пути | Толщина слоя балласта в подрельсовой зоне (в кривых - по внутренней нити) без учета песчаной подушки, h щ | Ширина плеча призмы, d | Толщина песчаной подушки, h п | Минимальная ширина обочины земляного полотна |
1С, 2С | 35 /40 | 40/45 | 50/(40) | |
1 и 2 | 35/40 | 40/45 | 50/(40) | |
35/40 | 35/40 | |||
25/30 | 25/40 | |||
20/20 | 20/40 |
П р и м е ч а н и я:
1. В числителе приведены значения для звеньевого пути при деревянных шпалах; в знаменателе – для бесстыкового пути на железобетонных шпалах.
2. Балластная призма указанных размеров должна состоять из очищенного или нового балласта.
3. Под слоем нового или очищенного щебня нормируемой толщины могут находиться песчаная подушка толщиной 20 см, слой песчано-гравийной смеси или щебня фракций 5-25 мм, толщина которого определяется в проекте по ремонту пути. Вместо подушки также может быть уложен разделительный слой из полимерных материалов в соответствии с проектом по ремонту пути.
4. Крутизна откосов балластной призмы при всех видах балласта должна быть 1:1,5, а песчаной подушки -1:2.
5. В скобках приведена ширина обочины на участках, где ее увеличение связано с работами по переустройству земляного полотна или изменением отметок пути более чем на 15 см.
Рисунок 3.6. Поперечные профили балластной призмы: а, б, в – из щебня при деревянных шпалах (а – на прямом однопутном участке; б – в кривой; в – на прямом двухпутном участке); г, д, е, ж – из щебня при железобетонных шпалах (г – на прямом однопутном участке; д – в кривой; е – на прямом двухпутном участке; ж – в кривой двухпутного участка); з – из карьерного гравия, ракушки, песка при деревянных шпалах в кривой на двухпутном участке; h щ– толщина щебеночного балластного слоя под шпалой; h п– толщина слоя песчаной подушки; d – плечо балластной призмы; А – уширение междупутья в кривой по условиям габарита.
|
6. Расстояние между заложением откоса призмы и балластной подушки на уровне основной площадки земляного полотна должно быть 15 см.
7. Поверхность балластной призмы должна быть на 3 см ниже верхней постели деревянных шпал и в одном уровне с верхом средней части железобетонных шпал.
8. Толщина балластного слоя на стрелочных переводах должна быть такой же, как и для пути соответствующего класса.
6)
7) 3.3.3. При ширине плеча балластной призмы на звеньевом пути в прямых участках и со стороны внутренней нити в кривых менее нормативного работы по восстановлению нормальной ширины плеча производятся в плановом порядке.
8) На звеньевом пути в кривых со стороны наружной нити на протяжении более 10 м при ширине плеча балластной призмы менее 20 см скорость ограничивается до 60 км/ч или менее в зависимости от конкретной ширины плеча балластной призмы.
9) При выявлении на бесстыковом пути отступлений в содержании балластной призмы, включая ширину плеча менее 25 см, заполнение на 50% и менее балластом шпальных ящиков на протяжении 5 м и более до устранения указанных отступлений на период повышения температуры рельсовых плетей относительно температуры их закрепления, скорость движения поездов по участку с отступлениями в содержании балластной призмы до их устранения должна быть ограничена до 60 км/ч. После пополнения балластной призмы ограничения скорости движения поездов отменяются.
|
10) 3.3.4. Загрязненный щебеночный балластный слой необходимо своевременно (не допуская образования выплесков) очищать от загрязнителей, а загрязненный асбестовый и песчаный балласт - заменять. Поверхность балластной призмы должна периодически очищаться от засорителей и растительности.
11) 3.3.5. Для отвода ливневой и образовавшейся при таянии снега воды с путей и междупутий на перегонах и станциях должны устраиваться и содержаться в исправности продольные и поперечные дренажные канавы и лотки.
12) Земляное полотно
13) 3.3.6. Поперечные профили земляного полотна на насыпях и в выемках эксплуатируемых линий и новых линий по нормам СТН Ц-01-95 «Железные дороги колеи 1520 мм» [17] приведены в приложении 6 к настоящей Инструкции.
3.3.7. Текущее содержание земляного полотна направлено на предупреждение неблагоприятного воздействия дефектов и деформаций, указанных в инструкции по содержанию земляного полотна железнодорожного пути на безопасность движения поездов.
3.3.8. К работам по текущему содержанию земляного полотна относятся:
срезка и планировка отдельных неровностей и мест с повышенной влажностью на обочинах;
|
заделка трещин и впадин, размывов на обочинах и откосах;
исправление отдельных нарушений одерновок, крепление дна и откосов водоотводных сооружений;
обеспечение пропуска весенних и ливневых вод с учетом происходящих изменений климатических воздействий;
ликвидация наледей в водоотводных и водопропускных сооружениях;
очистка дренажных сооружений, кюветов, нагорных и водоотводных канав в объемах, необходимых для обеспечения беспрепятственного стока воды, в том числе на территории станционных путей;
вырубка кустарника и деревьев в водоотводах;
очистка труб, лотков, водобойных колодцев и русел от наносов и зарослей;
подготовка малых искусственных сооружений к зиме;
устранение неисправностей в защитных и укрепительных сооружениях и другие работы, полный, перечень которых приведен в Инструкции по содержанию земляного полотна железнодорожного пути [18].
В весенний период при таянии снега производят вскрытие кюветов, лотков и водопропускных труб от снега, а также очищают от снега или устраивают в снегу прорези на участках потенциально неустойчивых откосов насыпей и выемок.
3.3.9. Вынутые при очистке водоотводов наносы удаляют за пределы земляного полотна.
3.3.10. Работы по текущему содержанию земляного полотна выполняются путевыми бригадами дистанций пути либо специализированными бригадами по содержанию земляного полотна (при их наличии на дистанции пути).
Планирование работ производится по результатам осмотра и проверки пути дорожным мастером совместно с бригадиром пути, а работы специализированных бригад по текущему содержанию земляного полотна планируются мастером (бригадиром) по земляному полотну совместно с дорожным мастером каждого линейного участка под руководством заместителя начальника дистанции пути. При этом план работ утверждает начальник дистанции пути.