Содержание программы
Учебно-методический комплекс «Школа России» состоит из следующих завершённых предметных линий учебников, которые приказом Министерства Просвещения России от 28 декабря 2018 года включены в федеральный перечень рекомендуемых учебников:
- Русский язык.
Азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и другие.
Русский язык. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 709 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
На изучение русского языка во 2 классе отводится 204 часа (6 часов в неделю: 5 ч + 1 ч из компонента образовательного учреждения на развитие речи и отработку каллиграфически-правильного письма).
В 3-4 классах - по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Для реализации программного содержания используется УМК «Школа России»
для 1 класса:
1. Горецкий В.Г. «Азбука»,1, 2 часть, Москва «Просвещение»,2011 г.
2. Федосова Н.А., В.Г.Горецкий Прописи №1, №2, №3. №4 Москва «Просвещение» 2014 г.
3. Канакина В.П., В.Г.Горецкий.Русский язык 1 класс, Москва «Просвещение» 2011г
4. Канакина В.П. Русский язык: Рабочая тетрадь: 1 класс: В 2 ч.: - М. Просвещение, 2014 г.
5. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку: 1 класс. – М.: ВАКО, 2011 г.
6. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. – М.: Просвещение, 2013 г.
7. CD-ROM. Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого.
для 2 класса:
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 2 класс: В 2 ч.: - М.:Просвещение, 2012 г.
|
2. Канакина В.П. Русский язык: Рабочая тетрадь: 2 класс: В 2 ч.: - М. Просвещение, 2013 г.
3. Канакина В.П. Русский язык. Контрольные работы. 2 класс. В 2 ч.: М. Просвещение, 2013 г.
для 3 класса:
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: - М.: Просвещение, 2013 г.
2. Канакина В.П. Русский язык: Рабочая тетрадь: 3 класс: В 2 ч.: - М. Просвещение, 2014 г.
3. Тихомирова Е.М. Тесты по русскому языку.3 класс: В 2 ч.: – М.: Экзамен, 2014 г.
для 4 класса:
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 4 класс: В 2 ч.: - М.: Просвещение, 2014 г.
2. Канакина В.П. Русский язык: Рабочая тетрадь: 4 класс: В 2 ч.: - М. Просвещение, 2014 г.
3. Канакина В.П. Русский язык. Контрольные работы. 4 класс. В 2 ч.: М. Просвещение, 2014 г.
Программа « Школа России » направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средст в зависимости от цели, темы, осноыной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
|
Виды упражнений «Школа России »
Упражнение на определение лексического значения многозначного слова 18
Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания 17
Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением 15
Упражнение на составление предложений с многозначными словами 2
Упражнение на замену многозначных слов синонимами 1
Упражнения на определение лексического значения омонимов 11
Упражнения на нахождение омонимов 5
Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания 3
Упражнения на определение омографов 5
Упражнение на составление предложений с омонимами 3
Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов 0
В учебниках програмы « Школа России » содержится 80 упражнений Большая работа проводится над такими видами упражнений, как определение лексического значения многозначного слова. Этому вопросу посвящены 18 упражнений по программе « Школа России », а также упражнения на определение лексического значения омонимов, их 11по данной программе. Упражнения на определение слов с прямым или переносным значением 15 в « Школе России ». В программе « Школа России » упражнений на замену многозначных слов синонимами всего одно. Термин «многозначное слово» в программе вводится во 2 классе, а ознакомление с омонимами происходит со 3 класса.
Большая работа проводится над такими видами упражнений, как определение лексического значения многозначного слова, а также упражнения на определение лексического значения омонимов, упражнения на определение слов с прямым или переносным значением, упражнений на замену многозначных слов синонимами всего одно. Термин «многозначное слово» в программе вводится во 2 классе, ознакомление с омонимами происходит в 3 классе.
|
Я проанализировала не только упражнения, но и словари. В конце учебников 1-4 классов представлен справочный материал: «Толковый словарик» и «Словарь омонимов»
Слово | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Итого |
"Школа России" | "Школа России" | "Школа России" | "Школа России" | "Школа России" | |
Многознач ное слово | |||||
Омонимы | - | ||||
Итого |
Сравнительная таблица толковых словариков
Из таблицы мы видим, что «Толковый словарик» размещен с 1 класса в учебниках В.Г. Горецкого,есть «Словарь омонимов».
Анализ учебников В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого с точки зрения характера лексической работы над явлениями полисемии и омонимии позволил установить, что программой предусмотрены упражнения, способствующие активизации словарного запаса. Характер лексических заданий разнообразен: на наблюдение над значениями слов в контексте, на составление предложений с данными словами, на осознание взаимосвязи явлений синонимии, антонимии, многозначности и омонимии. Такая работа позволяет формировать начальные представления о системных отношениях между словами.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА