Как насчет других струн?




Зачем играть слайдом?

За исключением приема "бенд", не существует иного способа извлекать ноты "между" ладами. Не существует и никакого другого способа добиться певучего, похожего на голос звука, а также сустейна, характерного для слайда. Звук очень тесно связан с типом слайда, который вы используете.


на фото (слева направо): толстый латунный слайд из магазина, баночка для лекарств (у Дуэйна Оллмана была такая же, но подлиннее), покрытое хромом гнездо для свечи зажигания, стеклянный слайд из магазина, изготовленный вручную боттлнек зеленого стекла, металлический слайд из магазина.

Хотя слайды продаются в магазинах, я предпочитаю слайды, сделанные из горлышка винной бутылки (толщина стенки, по крайней мере, 1/8 дюйма), потому что их вес хорош для игры вибрато, а поверхность очень гладкая, отчего струны шумят значительно меньше). Хотя разные музыканты используют разные пальцы левой руки для игры слайдом, я бы порекомендовал использовать мизинец. Это даст возможность использовать свободные 3 пальца для ладовой игры и для приглушения нежелательного шума струн (больше на эту тему попозже). Из бутылки вина Матеус получаются самые лучшие слайды. Матеус - не самое лучшее из существующих вин, но его бутылка имеет редкое длинное горлышко, достаточно прямое (без расширения) чтобы использовать его для игры на гитаре. В продаже имеются стеклянные слайды, которыми вполне можно пользоваться, но они не достаточно тяжелые и соответственно ими сложнее играть (чем тяжелее слайд, тем лучше звук и тем легче контролировать игру).

Самая сложная часть в изготовлении хорошего стеклянного слайда это обрезание горлышка - иногда его приходится просто откалывать. Стеклорез или ножовку можно использовать для того, чтобы сделать бороздку, перед тем как отколоть горлышко, а затем подровнять неровные края косыми острогубцами. (Осторожно: когда откалываете стекло, обязательно предохраняйте глаза от мелких осколков защитными очками.)

Как только горлышко отделено от бутылки (желаю удачи - приготовьтесь испортить несколько бутылок), место откола необходимо гладко зашкурить. Поскольку этот процесс может занять несколько часов, возможно, вам удастся попить вина. Точильный круг и ванночка с водой лучше всего подходят для завершающей полировки, но помните, что использовать ванночку с водой необходимо - это уменьшит трение и защитит от осколков. Очень важно сделать кромку (ту, что была отколота) круглой и гладкой.

Когда вы закончите изготовление боттлнека, примерьте его на палец. (Я предпочитаю слайд такой длины, чтобы он полностью покрывал мизинец). Боттлнек будет свободно сидеть на пальце, так что вам придется удерживать его, изогнув мизинец, что поможет придать руке правильную полукруглую позицию, для приглушения струн пальцами левой руки. (рис.1)

Прикосновение к струнам

Около 80% игры боттлнеком приходится на первую струну, так что начнем с нее. Держите руку в полукруглом положении и поставьте слайд на 5 лад первой струны. (Помните, чтобы играть без фальши, надо располагать слайд прямо над ладами; если вы задумаетесь, как извлекаются ноты на гитаре, вам станет понятно, что именно лады, а не пальцы определяют длину струны и высоту звука) Как только вы определили, где располагается нужная нота, прикоснитесь слайдом к струне. Не прижимайте! В то же время, позвольте нижней часть указательного пальца левой руки слегка прикасаться к струне позади слайда. Это приглушает струны и отсекает посторонние шумы, позволяя вам добиться чистого, без призвуков звука.


Рис.1. Положение левой руки. Вид сверху.
Рис.2. Вид на поперечный разрез грифа.

Начинаем играть

Первое что надо сделать, когда вы установите слайд над 5-м ладом - медленно поскользить вниз и вверх по струне. Слушайте звук, который получается, и постарайтесь довести плавность и звук до максимума, слегка меняя положение руки. Очень важно чтобы рука со слайдом была абсолютно расслаблена! Кроме того, обратите внимание, как игра правой руки влияет на звук, в зависимости от того, насколько близко или далеко от порожка вы извлекаете звук. После того как вам станет комфортно медленно играть слайдом вниз и вверх по струне, можно переходить к простым упражнениям.

Так как эти упражнения исполняются на одной струне, для них подойдет любой строй. Я рекомедую вам использовать струны средней толщины (medium gauge, => ø 0.11). Высота струн над 12 ладом должна быть не менее 3 мм. Иначе вам не избежать дребезга, "потерянных" нот и слабого звука.

При игре слайдом часто используются открытые настройки (open tunings).
Вот основные настройки, с которыми вам стоит поэкспериментировать:

Для электрогитары я рекомендую два основных строя:
"Open A" (E A E A C# E, начиная с 6-й струны) и
"Open E" (E B E G# B E, начиная с 6-й струны),
поскольку они наиболее популярны среди блюзовых и рок-музыкантов.

Для акустики лучше подойдут настройки:
"Open G" (D G D G B D, начиная с 6-й струны) и
"Open D" (D A D F# A D, начиная с 6-й струны).

Сам я использую "Open G" и "Open D", поскольку более сильное натяжение струн создает дополнительную нагрузку на деку и гриф гитары. Строй "Open G" очень часто используется музыкантами и позволяет легче играть фразы в стиле country blues ("сельский" блюз). Поэтому в большинстве случаев он лучше подходит для акустической музыки.

От звуков к музыке.

При игре слайдом наиболее важны звук и тембр; фразировка - следующий этап. Приведенные ниже упражнения разработаны с целью развития хорошего звукоизвлечения и игры без фальши. Хотя в указанном ниже примере используется только первая струна (строй Open G, Ре), после достижения полного контроля над нотами, обязательно поиграйте это упражнение на остальных пяти струнах.

Чистое стаккато. Играйте очень короткие чистые ноты в среднем темпе, начиная от 1-го к 12-му ладу и обратно. Когда вы приподнимаете и опускаете слайд, приглушайте струны позади слайда указательным пальцем левой руки. Цель - не допустить постороннего шума, приподнимая и опуская боттлнек.


Чистое стаккато.

Чередование стаккато слайдом/открытая струна. Как и в предыдущем примере, играйте короткими чистыми нотами, но в этот раз приподнимайте слайд вместе с приглушающим пальцем, чтобы сыграть ноту на открытой первой струне. Здесь важно аккуратно приподнимать кисть левой руки и возвращать её на прежнее место, удерживая её все в той же округлой форме (приглушающий палец касается струн на мгновение раньше). Следите за правильным звучанием нот, стараясь не допускать посторонних призвуков.


Поочередная игра стаккато/открытая струна

Игра гамм слайдом. Здесь вы должны попытаться играть чисто, аккуратно и осмысленно. Скользите слайдом от заданного места к каждой ноте, и точно извлекайте следующий звук. Хотя полезно глазами следить за левой рукой, в тот момент, когда вы уверенно овладеете техникой, игра не глядя поможет вам более сосредоточенно слушать. Упражнение нужно усложнять, играя слайдом понижение к каждой ноте.


Игра гамм слайдом

Извлечение ноты и скольжение. Здесь надо начинать с ноты соль на пятом ладу и скользить к следующей ноте. Следите за длительностями. Это упражнение также очень полезно для развития умения играть в ритме, без фальши и аккуратно.


Извлечение ноты и скольжение

Длинные прыжки. Последовательно играя ноты аккорда G7 на первой струне, вы учитесь покрывать левой рукой значительные расстояния. Это сложно играть чисто, и нужно упражняться двумя способами: играя стаккато и скольжением к каждой ноте. Чем больше вы будете упражняться, тем более подготовлены вы будете к различным ситуациям в игре.


Длинные прыжки.

Вибрато заставляет слайд петь. Вибрато - это дрожащий, длительный поющий звук, характерный для игры слайдом. Лучше всего начинать учиться этому важному приему на первой струне. Вибрато достигается быстрым движением слайда влево-вправо от нужной ноты. Однако на практике это происходит неосознанно. Кисть вашей руки и слайд должны как бы свисать под своей тяжестью, опираясь на большой палец левой руки, прижатый к грифу. Он создает опору для движения влево - вправо. Лучше всего можно описать прием вибрато, сравнив его с тем, как вы дразните кого-то, покачивая перед его носом тарелочкой с желе. Рука со слайдом должна двигаться очень мягко, медленно, расслабленно, не оказывая чрезмерного давления на струну. Потребуется некоторое время, чтобы развить навык игры этим приемом, так что запаситесь терпением.

Диапазон вибрато: больше чем пол-лада вниз от основной ноты. Если сделать повышение от основной ноты, будет звучать неправильно. Скорость вибрато варьируется, но должна быть достаточно медленной, чтобы играть расслабленно. Если мышцы кисти вашей руки напряжены, ваша игра будет звучать так же напряженно. Требуется время, чтобы научиться играть равномерное, расслабленное вибрато, но без умения играть этим приемом вы можете с тем же успехом просто играть пальцами левой руки.


Рис.1. Положение левой руки. Вид сверху.
Рис.2. Вид на поперечный разрез грифа.


Рис. 3: Тот же вид, что и на рис.2. Игра на 1-ой, 2-ой, 3-ей и 4-ой струнах
Рис.4: Тот же вид, что и на рис.2. Игра на "внутренней" струне (в данном случае на 3-ей).

Как насчет других струн?

Аккорды для основной блюзовой схемы I IV V можно легко играть в открытом строе СОЛЬ (точно как ЛЯ, только на тон ниже) покрывая слайдом три (или более) струны одновременно. Например, первые три открытые струны, также как и три струны на двенадцатом ладу дают аккорд СОЛЬ (тоника или аккорд I ступени). Первая струна - это пятая ступень аккорда СОЛЬ, вторая струна - третья ступень, а третья струна - тоника. На пятом ладу те же три струны дают аккорд ДО мажор (IV), а аккорд РЕ можно сыграть на 7-ом ладу (V). Можно также добавлять четвертую струну (пятую ступень аккорда) и пятую струну (тоника). В буквальном смысле тысячи блюзовых песен состоят только из аккордов I IV V.

Чтобы извлекать отдельные ноты на других струнах, вам нужно изменить угол наклона боттлнека (продолжая приглушать струны). На рис. 1, 2 и 3 видно три угла позволяющие вам играть только на первой струне, на нескольких струнах одновременно (до шести), и на отдельной "внутренней" струне соответственно. Приглушение струн при комбинировании всех этих позиций задача не из легких, но, все-таки, выполнимая. Играя слайд на нескольких струнах, используйте всю длину указательного пальца для приглушения струн. Играя на одной внутренней струне, используйте кончик указательного пальца для приглушения.

Не могу не сделать ударения на том, насколько важно хорошо изучить гриф, чтобы хорошо играть в разных строях. И не забывайте, что вы можете использовать указательный, средний и безымянный пальцы левой руки для ладовой игры. Существует множество уникальных сочетаний голосов в аккордах, которые можно извлечь только в этих строях, и которые заслуживают изучения. Мне кажется, наиболее интересная игра слайдом в открытых строях характерна для кантри блюз гитаристов, таких как Роберт Джонсон, который одинаково использовал игру пальцами и слайдом. Кроме того следует слушать таких замечательных гитаристов использовавших боттлнек как Мадди Уотерс, Тампа Ред, Сон Хаус, Лоуэлл Джордж, Дуэйн Аллман, Бо Уэвил Джексон, Кокомо Арнольд и Букка Уайт. Если будете слушать до тех пор, пока звуки не польются у вас из ушей, будет значительно проще извлекать эти звуки руками.

Подводя итог, позвольте мне еще раз повторить мысли, связанные с игрой слайдом: выбирайте правильную позицию руки и играйте расслабленно насколько возможно. Играйте главным образом на первой струне в течение недели или около того, пытаясь добиться жирного, мягкого, без призвуков звука, без ударов слайда по грифу и ладам. Позвольте своей руке свободно свисать под собственной тяжестью, опираясь на большой палец, упертый в заднюю часть грифа, и производя рукой и слайдом вибрато. Не принуждайте свою руку двигаться взад - вперед, лишь слегка покачивайте ею, как желе на тарелке. Пробуйте играть каждую ноту под разными углами. Научитесь скользить вниз и вверх к определенной ноте, добиваясь различных оттенков звучания. Играйте расслабленной рукой и не забывайте: чтобы играть без фальши нужно брать ноты над ладами. Не думайте, что сможете овладеть этим стилем за день - быстрых путей нет. Играйте и слушайте до тех пор, пока игра слайдом не будет получаться так же естественно, как пение в ванной комнате.

Боб Брозман - www.bobbrozman.com

 

Слайд-гитара и блюз

Автор статьи - Kirk Lorange
https://www.thatllteachyou.com
https://www.kirklorange.com
https://www.bottleneckguitar.com
Перевод - В.Сорокин (BluesJammer)

Большинство людей при слове "слайд-гитара" сразу вспоминают блюз. Мы все знаем, что этот стиль создан великими блюзменами прошлого, которые часто использовали открытые настройки. Звучание открытого строя завораживает, это совершенно особенное ощущение. Я в свое время тоже попался на этот крючок и долгое время играл в открытых настройках. Но довольно скоро я перебрал все "типичные" позиции и фразы на грифе, и мне захотелось найти что-то своё, особенное.

"Однажды я перестроил гитару в строй "Dropped D". С тех пор я всегда играю в этой настройке"

Проблема в том, что я никогда не представлял себя именно блюзовым гитаристом. Я студийный музыкант, и блюз для меня был всего лишь один из музыкальных стилей, которым я должен владеть для работы в студии. Мне намного ближе кантри и рок, чем то, что пуристы от музыки называют "блюз". Тем не менее я очень люблю звук слайд-гитары.

Чтобы уйти от привычного традиционного звучания, я вернулся к обычному строю. Потом однажды я попробовал строй Dropped D (DADgbe) и просто влюбился в него. С тех пор я всегда играю в этой настройке, и тональность для меня не имеет значения. Все мои "опорные точки" снова оказались на привычном месте (конечно, кроме 6-й струны), и я начал исcледовать музыкальные возможности этого строя. К своей радости я обнаружил, что могу получить любой характер звучания: мажор, минор, увеличенные трезвучия, sus4 - всё под рукой. Конечно, нет больших аккордов на всех шести струнах, зато есть множество интервалов, обращений и частичных аккордов, которые можно свободно взять с помощью слайда. Трезвучия, дабл-стопы, сексты, кварты, и миллион способов их комбинирования.

Я знаю, что существуют музыканты, которые могут играть в открытом строе что угодно. Но для меня это чаще всего заканчивается блюзом. Где, спрошу я вас, находится аккорд C#m7 в строе Open G? Лично я не знаю.

Как мне кажется, строй Dropped D - один из "нейтральных" вариантов настройки. Если вам требуется мажорное звучание - проще простого. Минорная тональность? Нет проблем! Блюз? Так же просто. Джаз? Ненамного сложнее.

В стандартном строе есть ощущения и возможности исполнения, которые пропадают при переходе на открытые настройки. Труднее играть спонтанные аккорды и соло. Поэтому если вы, как и я, любите слайд, но не хотите ограничиваться только блюзом - попробуйте Dropped D.

Kirk Lorange.
https://www.thatllteachyou.com
https://www.kirklorange.com
https://www.bottleneckguitar.com

 

Слайд-гитара в настройке 'Dropped D'

Автор статьи - Kirk Lorange
https://www.thatllteachyou.com
https://www.kirklorange.com
https://www.bottleneckguitar.com
Перевод - В.Сорокин (BluesJammer)

Я играю на слайд-гитаре уже более 30 лет. Этим я в основном и известен в Австралии. За эти годы я принимал участие в записи очень многих альбомов, джинглов и саундтреков к фильмам. Если вы живете здесь, то наверняка часто слышали меня по TV и радио.

Когда я начал учиться играть слайдом, то, как и большинство музыкантов, настраивал гитару в открытом строе ('open G', если мне не изменяет память). И скоро стал звучать так же, как многие другие слайд-гитаристы, которых я слушал. Я чувствовал себя отлично! Но это продолжалось недолго. Скоро мне стало скучно играть и скучно слушать. К тому же я уже начал "расшифровывать" гриф в обычной настройке, а когда я играл в 'open G', все мои привычные ориентиры пропадали. Я играл, но не знал точно, что именно я играю. Меня это совершенно не устраивало. И не только это - я понял, что теряю и все богатые возможности нормального строя. Да, я могу сыграть мажорный аккорд на всех шести струнах, ну и что с того? Я хотел иметь возможность играть любые - мажорные, минорные, уменьшенные, sus4 и увеличенные аккорды, в зависимости от ситуации. Для меня быть постоянно привязанным к мажорному аккорду - это скорее ограничение, чем преимущество.

Я вернулся к стандартному строю. Теперь, по крайней мере, все было там, где должно быть. Даже при том, что было труднее глушить нежелательные ноты (подробнее об этом позже). Но, по крайней мере, я был на знакомой территории. Как я упоминал выше, мне всегда необходимо знать, что именно я играю в данном музыкальном контексте. Другими словами - играю я 7-ю ступень, или 3-ю, или пониженную 5-ю, или что-то еще?

Затем я попробовал строй 'Drop D', но перестроил только 6-ю струну: D A D G B E. Я освоился в этом строе, и теперь всегда играю в 'Dropped D', независимо от того, играю я слайдом или нет. И неважно, в какой тональности я нахожусь. Эта настройка совмещает в себе преимущества стандартного и открытого строя:

Басовые струны (D A D) - это две тоники (D) и 5-я ступень (A). Это не минор и не мажор. Я могу взять все три ноты слайдом, и получу хороший низкий, плотный звук, как в открытом строе. Эти ноты можно сыграть и на минорный и на мажорный аккорд (см. схему ниже):
Желтая полоска показывает, где должен находиться слайд (непосредственно над ладом), R - это тоника (root), X - заглушенные струны.


Вот примеры различных аккордов:


Мажорный аккорд


Большой мажорный септаккорд (maj7)


Минорный аккорд


Минорный септаккорд (m7)


Доминант септаккорд
Я не могу сыграть слайдом все ноты септаккорда,
но могу создать доминантовую "окраску"
всего двумя нотами - это VII и V ступени.
Если вы хорошо освоили глушение струн,
попробуйте взять и тонику (R):


Уменьшенный аккорд
И снова всего 2 ноты, но можно сдвигать их на 3 лада
вверх или вниз. Сдвигая слайд, я попадаю в ноты обращения
уменьшенного аккорда, получая "уменьшенное" звучание:


Увеличенное трезвучие (aug)
Здесь та же ситуация.
Можно взять всего 2 ноты, но сдвигая их на 4 лада вверх
или вниз, мы получаем обращения увеличенного трезвучия:

 

Приемы сольного исполнения и импровизации
на эти и другие аккорды рассмотрены более подробно
в моей книге "PlaneTalk" ("Откровенный разговор")

Kirk Lorange.
https://www.thatllteachyou.com
https://www.kirklorange.com
https://www.bottleneckguitar.com

 

«Дорожная карта» грифа слайд-гитары в строе 'Dropped D'

Автор статьи - Kirk Lorange
https://www.thatllteachyou.com
https://www.kirklorange.com
https://www.bottleneckguitar.com
Перевод - В.Сорокин (BluesJammer)

Как слайд-гитарист, я должен знать все позиции на грифе, где необходимые ноты выстраиваются в одну линию. В этом случае я могу свободно сыграть их с помощью слайда. Две ноты - это дабл-стоп (double stop), три - это уже аккорд.

Внизу страницы показаны две схемы грифа - в тональности A (ля-мажор) и A minor (ля-минор) (порожек на схеме находится слева, корпус гитары - справа). Именно так я представляю себе гриф гитары, когда я играю в тональности "A".

Заметьте - ноты на схеме находятся точно над ладами, а не между ними, ведь слайд сам становится "скользящим" ладом. Желтым цветом обозначены I, III и V ступени (тоника, терция и квинта аккорда). Я специально обозначил их одним цветом, чтобы вы могли самостоятельно разобраться, где находится каждая из них. Это очень важная часть обучения. Когда вы видите ноту на грифе гитары, необходимо знать, что она значит в контексте данной тональности, какая это ступень аккорда - I, II, III, IV, и т.д. Знать смысл каждого звука - это цель, к которой необходимо стремиться в первую очередь. И я имею ввиду все ноты. Даже те, что находятся между нотами гаммы - #5, b5, #9, b9, и так далее...

Синим цветом отмечена пониженная 7-я ступень (b7, или малая септима) в тех позициях, где она находится на одной линии с тоникой (обозначенной желтым цветом). Красным обозначена большая септима (Major 7). Я забыл отметить расположение задержанной 4-я ступени (sus4), уменьшенного и увеличенного трезвучия. Попробуйте найти их самостоятельно...или прочитайте статью "Слайд-гитара в настройке Dropped D".

Постепенное заполнение "пробелов" на грифе - это самое интересное. Все остальные ноты тональности, аккорды и созвучия у вас под рукой - со временем это становится совершенно очевидно. Но для этого требуется постоянная и ежедневная практика.

Я мысленно "вижу" на грифе двенадцать таких схем. Вместе с минорными тональностями их будет уже 24, хотя на самом деле я рассматриваю минорные схемы, как альтерированные мажорные, поэтому их все-таки двенадцать. Тем лучше для нас. Все схемы одинаковы - они отличаются только тональностью и расположением воображаемого "нулевого лада" и возможностью использования в игре открытых струн.

Кстати, я не отметил на схеме крестики, обозначающие глушение неиспользуемых струн. Все просто: если струна не отмечена на данном ладу цветной полоской - она глушится.

Удачи!

Гриф слайд-гитары в тональности A (Ля-мажор)

Когда я вижу слово "минор", мой мозг перестраивает первую схему грифа так, как показано ниже. Вы заметите, что многие ноты на схеме являются общими для обеих тональностей. Изменились только терции - вместо мажорных появились минорные, которые и определяют минорный характер тональности.

В моей книге "PlaneTalk" описан метод, с помощью которого вы сможете собрать все эти частички знаний в единую систему.

Гриф слайд-гитары в тональности A minor (Ля-минор)

 

Kirk Lorange.
https://www.thatllteachyou.com
https://www.kirklorange.com
https://www.bottleneckguitar.com

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: