Слайд-гитара - немного истории




Более чем девяносто лет назад W.C. Handy в своей автобиографии "Father Of The Blues" описал случай, произошедший с ним в 1903 году на железнодорожной станции в городе Tutwiler, штат Миссиссипи,: "...Меня разбудил звук гитары. Недалеко от меня сидел тощий, одетый в лохмотья негр, и играл, скользя по струнам складным ножом в манере гавайских гитаристов, которые использовали для этого стальной брусок (steel bar). Это было потрясающе - самая сверхъестественная музыка, которую я когда-либо слышал. Сама песня тоже поразила меня: "Goin' Where The Southern Cross The Dog". Певец повторил мелодию три раза, аккомпанируя себе на гитаре в самой удивительной манере, которую я когда-либо слышал..." Это одно из самых ранних описаний техники блюзового слайда.

Необходимо отметить, что само понятие "слайд" вовсе не является чем-то новым - во многих странах мира издавна существуют "слайдовые" инструменты. Особенно часто они встречаются в странах Африки и в Индии. Один из таких инструментов - 'musical bow' ("музыкальный лук"), был обнаружен в Западной Африке. В качестве резонатора в нем используется высушенная тыква. Музыкант играет, прижимая инструмент к животу и перемещая по натянутой на лук струне слайд - костяной или металлический предмет. Подобные инструменты существуют также в Индии и в других странах.

Итак, блюзовая слайд-гитара родилась в Дельте Миссиссипи примерно в начале 20 века. Своей популярностью она обязана таким музыкантам, как Willy Brown, Son House, Johnny Shines и легендарный Robert Johnson. Почти не записываясь, играя на углах улиц и на домашних концертах, эти музыканты довели искусство слайд-гитары до отточенной музыкальной формы. Они заложили основу многих блюзовых стилей, которые достигли пика развития в конце 1930-х годов.

А начиналось все даже не с гитары - чернокожие рабы в Америке не имели средств на покупку "настоящих" инструментов, поэтому они делали простые инструменты практически из всего, что попадется под руку - гитары из сигарных коробок, стиральные доски, доски с натянутой на гвозди проволокой, "контрабас", сделанный из черенка швабры и цинкового таза, расческа, обернутая папиросной бумагой, и другая экзотика:)

Одними из первых известных слайдовых инструментов американских чернокожих рабов были простенькие однострунные 'diddley' и 'jitterbug'. Их делали из проволоки, натянутой на пару гвоздей, вбитых в доску или в дверь хижины, а иногда и просто в деревянный пол. Резонатором служили жестяные коробочки и банки из-под табака, леденцов и т.д. В качестве слайда использовались самые разные предметы - складные ножи, гвозди, металлические бруски, вываренная кость, бутылки - все, что могло звучать. При всей кажущейся примитивности, на jitterbug музыкант мог не только аккомпанировать себе во время пения - под его незатейливые мелодии даже танцевали. Кстати, первым инструментом многих известных блюзовых гитаристов был именно jitterbug или diddley bow.

В 40-е годы XX века произошло несколько событий, сильно повлиявших на развитие блюзовой гитары. Во-первых, были изобретены машина для сбора хлопка и другие сельскохозяйственные машины, которые увеличили и без того серьезную безработицу в области Дельты. Во-вторых, на севере, в Чикаго, Вторая Мировая Война создала множество рабочих мест в индустриальном секторе. Это привело к массовому бегству безработных черных из области Миссиссипи в Чикаго и другие индустриальные города. В-третьих, в конце 40-х была создана электрогитара. Этот инструмент изменил не только блюз, но и всю популярную музыку. Блюзовые музыканты взялись за новый инструмент с удвоенной силой. Такие музыканты, как Elmore James, Earl Hooker, Hound Dog Taylor, Robert Nighthawk, Muddy Waters и другие, создавали целые новые стили игры на слайд-гитаре. Они адаптировали и совершенствовали музыку Дельты Миссиссипи, создавая основы современного рок-н-ролла, используя жирный, искаженный звук и агрессивный, ритмичный стиль игры. Многие современные группы до сих пор играют музыку, созданную в то время.

Необходимо также упомянуть о серьезном влиянии гавайской музыки на развитие блюзовой слайд-гитары. В Америке слайд-гитара приобрела широкую популярность, когда молодой гавайский гитарист по имени Джозеф Кекуку (Joseph Kekuku) выпустил пластинку с записью гавайской стил-гитары. Это был совершенно новый, необычный звук. Эта пластинка, очень быстро ставшая бестселлером, дала новый толчок развитию блюзовой слайд-гитары. Гавайская музыка становилась популярнее с каждым днем и проникала во все стили американской (и не только) музыки. Это видно и по нарастающему с начала 20 века производству гавайских стил-гитар. Все основные производители выпускали эти инструменты - National, Rickenbacker, Gibson, и многие другие. Объем продаж гавайских гитар намного превысил продажи обычных инструментов. Слайд-гитара проникла во все музыкальные стили - блюз, джаз, кантри, фолк, рок. Сегодня уже трудно представить себе американскую музыку без добро или стил-гитары.

Хотя гавайцы и приписывают себе статус первооткрывателей слайд-гитары, будет правильнее сказать, что это была скорее эволюция, чем открытие. Ведь Джозеф Кекуку мог запросто перенять эту манеру игры у американского моряка, сошедшего на берег в Гонолулу:) Это очень важно. Пожалуй, самое интересное в любой музыке - это живое общение музыкантов друг с другом. Джемы (совместные импровизации), обмен опытом, техническими приемами, новыми ритмами и музыкальными фразами - без этого любая музыка становится мертвой, "законсервированной". Вслушайтесь повнимательней - в игре блюзовых музыкантов можно обнаружить элементы самых разных стилей и мировых культур - кельтской, карибской, кубинской и арабской музыки, индийской раги, иногда можно услышать даже элементы русских народных песен:)

Часто встречаются и технические приемы, позаимствованные у других инструментов. Примеры - губная гармоника (ритмичные риффы в мажорном строе, имитация бендов на гармонике), банджо (пальцевая техника игры на DoBro, использование открытых струн, пальцевые медиаторы), скрипка (техника вибрато), ситар (мелодия на фоне постоянно звучащих "резонансных" струн), и так далее. В результате современная техника "bottleneck slide guitar" сочетает в себе элементы многих культур, стилей и направлений музыки, и от этого становится только интереснее.

Современная слайд-гитара - это целое новое поколение талантливых музыкантов. Такие музыканты, как Bob Brozman, Ry Cooder, Bonnie Raitt, Roy Rogers, George Thoroghood, Jeff Healey, Sonny Landreth, Keb' Mo' и многие другие, сохраняют традицию блюзовой слайд-гитары живой и яркой. На австралийской блюзовой сцене мы также видим превосходных музыкантов - Dave Hole, Kevin Borich, Matt Taylor, Phil Manning и многих других.

Слайд-гитара и блюз все еще живы, и это здорово!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: