Алексей Николаевич Верстовский




Александр Александрович Алябьев

(1787-1851)

Среди старших современников Глинки редкой одаренностью выделялся Александр Алябьев.

 

Биографические сведения

Дворянин по происхождению, сын видного сановника. Отец занимал пост губернатора в Тобольске, содержал крепостной оркестр.

В 1796 году семья переехала в Петербург, а с 1804 года поселилась в Москве. Здесь композитор (17 лет) начал заниматься музыкой (возможно у Филда).

В 1812 году вступил в ряды русских войск и прошел боевой путь до Парижа, участвовал в действиях партизанского отряда, был ранен, награжден орденами за боевые заслуги. Дружил с Денисом Давыдовым, Александром Грибоедовым.

После войны занимался композицией под руководством известного музыканта-теоретика И.Г.Миллера. Вступает в кружок артистической молодежи, знакомится с Крыловым, Дельвигом, Катениным, Шаховским, Бестужевым. Особая дружба связывала его с Верстовским (всю жизнь).

А.Алябьева обладал хорошим голосом, он пел тенором. Много пишет музыки и вокальной и инструментальной.

Неожиданно в начале 1825 года ему было предъявлено обвинение в убийстве помещика Времева, с которым он поссорился. Несмотря на все доказательства невиновности, он был взят под стражу и заключен в тюрьму. Просидел 3 года, подорвал здоровье. А в 1828 году был сослан в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. С большим подозрением к Алябьеву относился сам Николай 1 (композитор был близок декабристским кругам).

В изгнании продолжает писать музыку. Поднимает музыкальную жизнь Тобольска. Благодаря Алябьеву этот город становится одним из крупных музыкальных центров русской провинции.

В 1832 году отправляется на Кавказ для лечения. Посещает Пятигорск, Кисловодск, Ставрополь, знакомится с музыкой кавказских народов.

Составил сборник «Голоса украинских песен». Сборник был отмечен высокой похвалой Гоголя.

В 1833 году переведен в Оренбург. Записывает башкирские, киргизские песни.

Только в 1843 году Алябьеву было разрешено жить в Москве под надзором полиции и без права показываться на публике.

Был женат на Е.А.Римской-Корсаковой.

 

 

РОМАНСЫ

 

Еще при жизни романсы создали композитору громкую славу. Некоторые из произведений стали настоящими народными песнями.

Вокальное творчество А.Алябьева существенно изменило весь облик ранней романсовой лирики и внесло в нее новые черты:

- композитор расширил содержание романса (выйдя за рамки традиционных любовно-лирических тем, он раскрывает проблему социального неравенства, выдвигает образы простых и незаметных героев (униженных, оскорбленных, подавленных жестокой действительностью));

- углубил психологическую сферу русской вокальной музыки (сильное впечатление производят песни сумрачного, трагического характера);

- композитор стал одним из первых интерпретаторов поэзии Пушкина в музыке;

- А.Алябьев обогащает вокальную музыку и новыми средствами музыкальной выразительности, мелодия в его романсах, обычно сдержанная и неширокая по диапазону, отличается тонкой декламационной выразительностью («Вечерний звон», «Нищая», «Деревенский сторож»).

 

Наименования романсов Авторы текстов жанры темы Форма
«Певец» «Слеза» Пушкин Элегии    
«Голос с того света» «Верность до гроба» Жуковский Элегии    
«Соловей»   Дельвиг Русская песня (типичный пример бытового русского романса) Образ соловья (певца) связан с тяжелой судьбой художника Простая куплетная (с запевом и припевом в каждой строфе)
«Иртыш»   Веттер   Лирико-драматический романс Чувства разочарования,   безнадежности, образы изгнания, одиночества  
Вечерний звон»   Элегически-скорбный романс  
«Зимняя дорога» Пушкин Лирико-драматический  
«Два ворона» «Узник»   Песня-баллада  
«Тайна» Козлов    
«Живой мертвец» Раевский    
«Гроб» Ободовский Драматический монолог  
«Пробуждение» «Под небом голубым» Пушкин Романсы-монологи   Романсы-повествования    
«Черкесская песня» Лермонтов Жанрово-характеристический романс Образы вольного Кавказа  
«Кабардинская песня» Бестужев-Марлинский  
«Грузинская песня» Якубович Грузинская городская лирическая песня  
«Нищая» Беранже перевод Ленского Драматическая песня Трагедия униженного, обездоленного человека  

 

 

ТЕАТРАЛЬНАЯ МУЗЫКА

Написано шесть опер, балет «Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты», более 20 водевилей, музыка к нескольким драматическим спектаклям. Но произведения этих жанров на сцене практически не ставились, многие рукописи остались незавершенными. Лишь водевили, которые писались совместно с Верстовским, имели успех у публики.

 

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Эти произведения в течении целого столетия пролежали в архивах и возродились к жизни лишь благодаря советским исполнителям.

В творчестве Алябьева наметился путь развития чисто инструментальных симфонических жанров: увертюры, увертюры-симфонии, свыше 30 сочинений для симфонического и духового оркестра (симфонии, увертюры, танцы).

В произведениях А.Алябьева намечается линия лирико-драматического симфонизма, высшей точкой которого стали симфонии Чайковского.

Кроме того, композитор использует бетховенские черты симфонизма: интонационные связи партий, мужественная героика, суровая энергия.

 

Показателями достаточно высокого профессионального уровня оказались и ансамбли Алябьева самых разных составов.

 

Алексей Николаевич Верстовский

(1799-1862)

Биографические сведения

Родился в Тамбовской губернии. Из дворянской семьи. Отец содержал крепостной оркестр и был обладателем большой нотной библиотеки.

В Петербурге Верстовский после войны брал уроки у пианистов: Штейбельта и Филда, изучал игру на скрипке у Бёма и Маурера, занимался теорией у Миллера.

Одновременно Верстовский обучался в институте инженеров путей сообщения, а затем с 1817 года служил в различных государственных учреждениях.

В 20-е годы знакомится с Пушкиным, Грибоедовым, Одоевским, Шаховским, Хмельницким, Алябьевым.

Увлекаясь театром, Верстовский принимает участие в создании модных водевилей.

С 1825 года поселяется в Москве. Получает назначение на должность «инспектора музыки императорских театров». На протяжении 30 лет он был главным руководителем московской театральной жизни.

Женат на певице Надежде Репиной.

 

Водевили

«Бабушкины попугаи»

«Карантин» (1820)

«Дом сумасшедших» (1822)

«Новая шалость» вместе с Алябевым писал

«Учитель и ученик» вместе с Алябьевым

«Проситель». «Хлопотун» вместе тоже

 

Романсы

«Гишпанская песня» (Ночной зефир) на текст Пушкина

«Певец» (Слыхали ль вы) Пушкин

«Дубрава шумит» Жуковский

«Вот мчится тройка удалая» на слова поэта-декабриста Ф.Н.Глинки

Но на первом месте стояли баллады.

- «Черная шаль» на сл. Пушкина

- «Бедный певец» и «Три песни» на сл. Жуковского

 

Опера

Важнейшая область творчества композитора. Его музыкально-драматические произведения характеризуют переходную стадию русского музыкального театра, когда опера уже отошла от традиций 18 века, но еще не встала на путь симфонического развития.

- «Пан Твардовский» (1828)

- «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» (1832)

- «Аскольдова могила» (1835)

- «Тоска по родине» (1839)

- «Чурова долина, или Сон наяву» (1844)

- «Громобой» (1857)

 

Все оперы Верстовского объединяют в себе черты исторической и сказочной оперы (мистические персонажи, таинственные события переплетаются с историческими ситуациями, народным бытом)

Оперы подчинены вкусам публики: это зрелищное, развлекательное представление, поражающее волшебной роскошью постановки, сюрпризами декоративных эффектов (пожары, наводнения, шум грозы, бури)

Оперная форма как единое целое у Верстовского не сложилась (драматургия несовершенная). Сохраняются разговорные диалоги.

При всем при этом, оперы Верстовского предопределили многие черты глинкинских опер: тонкая передача русского характера, передача поэтической стороны народной жизни. Под видом легендарных князей и рыцарей на сцене появлялись типы русских людей того времени, а в оперных ариях зазвучали интонации народных песен и бытовых романсов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: