Александр Егорович Варламов




(1801-1848)

Биографические сведения

Сын мелкого чиновника. Родился в Москве. Отец по происхождению молдаванин.

По слуху научился играть на скрипке. В 10 лет отец отдал его в Придворную певческую капеллу. Здесь продолжал играть на скрипке, выучился игре на гитаре, фортепиано, виолончели.

Мальчик привлек особое внимание Д.Бортнянского (директора капеллы). Впоследствии Бортнянский следил за успехами Варламова и помогал ему.

В 17 лет он получил назначение на должность регента русской церкви в Голландии. В Голландии и Бельгии Варламов посещал театр, познакомился с лучшими образцами французских и итальянских опер.

В 1823 году вернулся в Россию, в Петербург.

В 1827 году состоялось знакомство с Глинкой.

Был дважды женат, имел 5 сыновей и 2 дочерей. Давал уроки пения в учебных заведениях и частных домах.

В 1832 году переезжает в Москву и получает место помощника капельмейстера, а затем «композитора музыки» императорских театров. Обязанности театрального капельмейстера он совмещал с концертной работой, выступая в качестве дирижера оркестра и хора.

Пробовал себя в театральных жанрах: музыка к драматическим спектаклям, балеты («Забавы султана», «Хитрый мальчик и людоед»).

Сыскал себе славу исполнителя: вокалиста, гитариста. Создал первое в русской литературе методическое пособие по вокальному искусству – «Школа пения».

 

Романсы

Варламов создал около 200 романсов. Сближая жанр романса с народной песней, он сделал его доступным для самых широких кругов слушателей.

В его творчестве слились воедино: протяжные русские напевы, сентиментальные городские песни, бытовая танцевальная музыка. Автор отразил не только интонационный строй городской песни, но и манеру исполнения. Большое влияние на композитора оказала манера исполнения московских цыган.

Приблизив русский романс к народным истокам, композитор отразил характерные особенности русской песни (вариантно-попевочное развитие, обильные внутрислоговые распевы, ладовую переменность, величавую неторопливость движения).

В числе его любимых поэтов были М. Лермонтов, А. Фет (который только начинал свою литературную деятельность), А. Плещеев. Но чаще всего он обращался к стихотворениям поэтов-песенников – А.В. Кольцова и ныне забытого Н.Г. Цыганова. Именно на стихи Цыганова написан знаменитый варламовский «Красный сарафан», который, по словам композитора А. Титова, «был певаем всеми сословиями – и в гостиной вельможи, и в курной избе мужика».

Особую группу составляют «вальсовые» песни Варламова, связанные обычно с элегической темой воспоминания, мечтательной грусти («На заре ты её не буди» на стихи А. Фета). Распространенный в городском быту ритм вальса в его музыке естественно переплавляется в привычных интонациях русской народной песни. Танцевальными ритмами пронизаны и многие другие романсы Варламова(таков, например, энергичный ритм болеро в романсе «Парус» на стихи М. Лермонтова).

 

АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ ГУРИЛЕВ

(1803-1858)

Биографические сведения

Родился в семье крепостного музыканта графа В.Г.Орлова.

Первые уроки музыки получил от отца, игре на фортепиано учился у Джона Филда, теории музыки ― у И. И. Геништы. Играл в крепостном оркестре на скрипке и альте, а также в квартете князя Голицына.

В 1831, после смерти Орлова, вместе с отцом получил вольную и отправился в Москву, где вскоре стал известен как композитор, пианист и педагог.

 

РОМАНСЫ

Лирика Гурилева более камерная, «домашняя», часто окрашенная элегическим настроением. Многое в стилистике его вокальных сочинений напоминает о «российской песне» это общий чувствительный тон высказывания, сама лексика стихов («душечка», «девица», «сердце-игрушка», «сердце разбилося»).

В содержании романсов Гурилева доминируют темы неразделенной любви, сожалений о невозвратимой утрате, загубленной молодости, мечты о счастье («Колокольчик», «Вьётся ласточка», «Не шуми ты, рожь»). Лучше всего композитору удавались песни драматизированного типа, где его склонность к подчеркиванию чувствительных интонаций оправдывается общим характером музыки («Вьется ласточка»). Характерно, что в творчестве своего любимого поэта Кольцова его привлекала, в первую очередь, кольцовская меланхолия, а не «удаль молодецкая».

Глубоко волновала композитора тема женской доли, родственная живописи Венецианова и Тропинина («Матушка-голубушка», «Грусть девушки», «Отгадай, моя родная», «Сарафанчик»).

Отличительный признак романсов и песен Гурилева – мастерская разработка фортепианной партии. При всей своей простоте, она отмечена чистотой голосоведения, детальной и тщательной нюансировкой. Это свидетельствует о высокой профессиональной культуре композитора, прекрасно владевшего выразительными средствами фортепиано. Современникам он был известен не только как композитор, но и как одаренный пианист-виртуоз.

 

Как и Варламов, Гурилев собирал и обрабатывал подлинные народные напевы. Ценным вкладом в русскую музыкальную фольклористику был составленный им сборник «47 русских народных песен».

Большое место в наследии Гурилева занимают различные жанры фортепианной музыки: вариации, танцевальные миниатюры. Широко разрабатывает популярные танцы своего времени – польку, вальс, мазурку, полонез.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: