ШАГИ | КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ | |
ШАГ 1 | Приветствие | Установите визуальный контакт с посетителем, поздоровайтесь и улыбнитесь. Дайте возможность покупателю осмотреться и почувствовать себя комфортно в магазине |
ШАГ 2 | Начало беседы | Начните беседу с покупателем, выслушайте запросы, начните задавать вопросы, общайтесь в режиме диалога |
ШАГ 3 | Развитие беседы, выяснение запросов и потребностей | Задавайте вопросы, выясните потребности покупателя, слушайте внимательно, уточняй-то детали, будьте готовы, что покупатель тоже может задавать вопросы вам |
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Д
ШАГ 4 | Рассказ о товаре на основании потребностей | Покажите товары и расскажите покупателю про их свойства и выгоды, отвечайте ожиданиям от процесса общения, ответьте на вопросы, помогите сделать выбор |
ШАГ 5 | Работа с вопросами, сомнениями и возражениями покупателя, помощь в принятии решения о покупке | В ходе окончательного выбора будьте рядом, ответьте на вопросы, развейте сомнения, снимите возражения. Помогите сделать окончательный выбор |
ШАГ 6 | Завершение продажи на кассе, предложение сопутствующих товаров | Правильно завершите продажу. Проводите покупателя к кассе, по ходу обязательно предложите дополняющие или сопутствующие товары. Расскажите про новинки или предстоящие промоакции |
ШАГ 7 | Прощание с покупателем | Улыбнитесь, поблагодарите покупателя, попрощайтесь, пригласите прийти снова в ваш магазин |
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Д
ШАГ 1. Приветствие
Представьте себе, что вы звоните в квартиру незнакомого человека. Например, вы только что переехали и хотите познакомиться с соседями. Вы нажали на кнопку и по ту сторону двери услышали: «Кто там?» Откроют вам или нет, зависит от того, как вы себя предъявите. Так и в продаже. Приветствие входящего посетители самое важное в работе продавца. Это как ответ на вопрос «Кто там?», от этого зависит, захочет ли покупатель дальше общаться или нет.
|
Правильное приветствие посетителя на 50% определяет успех последующей продажи. Приветствие посетителя – это не бег по пересеченной местности с криком: «Чем я могу вам помочь?» («Сумки подержите, пожалуйста», - ответила одна посетительница, снабдив девушку-продавца двумя тяжеленными авоськами.)
Правильное приветствие происходит по следующей схеме: | |
Посетитель | Постоянный покупатель, которого вы узнали |
установите визуальный контакт | установите визуальный контакт |
улыбнитесь | улыбнитесь |
скажите: «Добрый день» («доброе утро», «добрый вечер») | скажите: «Добрый день» («доброе утро», «добрый вечер»), «рады снова вас видеть» |
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Д
Приветствие «доброе утро» используется с момента открытия до 12:00; «добрый день» - с 12:00 до 18:00; «добрый вечер» - с 18:00 до закрытия магазина.
Приветствовать входящего посетителя необходимо сразу при его появлении в магазине. И делает это тот продавец, который находится ближе всех к входу в торговый зал. Совсем не нужно всем продавцам приветствовать посетителя и заставлять его десять раз подряд отвечать: «Здрасьте», вынуждая думать: «Ну чего они все ко мне пристали?»
ВАЖНО: ни один посетитель не должен остаться без приветствия и внимания со стороны продавцов-консультантов.
|
После приветствия не нужно сразу пытаться завязать с посетителем беседу, тем более пытаться что-то продать.
Находитесь в зоне видимости для посетителя и дайте ему возможность осмотреться. Выдержите паузу. Таким поведением вы предлагаете покупателям почувствовать себя комфортно. Не забывайте, что посетитель находится в новом, незнакомом ему помещении. Вспомните себя в ситуации, когда вы первый раз пришли в гости к незнакомым людям. Вам необходимо побыть немного в прихожей, посмотреть на себя в зеркало, оглядеться, чтобы привыкнуть к новой для вас обстановке. Когда люди привыкли и чувствуют себя свободно, они открыты для общения и принятия решений.
Безусловно, если посетитель начинает сразу общаться с вами и задает вам вопрос, ответьте на него и сами продолжайте беседу или направьте к продавцу, который отвечает за искомый товар.
ВАЖНО: от вашего приветствия посетителя во многом зависит то, как дальше пойдет процесс активной продажи. Но недостаточно просто выучить приветствие, важно не забывать про такие составляющие общения, как взгляд, улыбка, поза, жесты и интонация.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Д
Взгляд | |
Неправильно | Правильно |
Долгий пристальный взгляд Равнодушный взгляд Взгляд в упор в глаза посетителя Взгляд в пол или в сторону Рассматривание одежды или какой-то части тела Оценка «с головы до пят» | Спокойный, внимательный и приветливый взгляд Взгляд, направленный на воображаемый треугольник, расположенный на лбу чуть выше глаз Далее визуальный контакт 60% времени беседы Улыбка глазами |
Улыбка | |
Неправильно | Правильно |
Заискивающая, подобострастная улыбка или «американизированная» неестественная улыбка Улыбка, за которой скрывается оценка или насмешка (реакция на такую улыбку всегда будет резкой и негативной) | Добрая улыбка нужна тому посетителю, который пришел в магазин скучным, хмурым, усталым. Она может сразу улучшить его настроение Короткая мягкая улыбка хороша для посетителя с тяжелым, подозрительным взглядом, настроенным «особо не церемониться» со здешним персоналом |
Поза и жесты | |
Неправильно | Правильно |
Руки, скрещенные на груди, руки в карманах или сцепленные за спиной (закрытая поза) Переминание с ноги на ногу, расхлябанная поза Сгорбленная спина, взгляд в пол Слишком активная жестикуляция | Легкий кивок в знак приветствия Прямая спина, корпус чуть вперед, голову можно наклонить немного вбок Руки свободно опущены вдоль тела, жесты открытые Жестикуляция спокойная, помогает подчеркнуть важные моменты и речи Расстояние до покупателя 70-100 см (па расстоянии вытянутой руки или чуть дальше) |
|
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Д
Интонация | ||
Неправильно | Правильно | |
Безразличие или усталость в голосе Речь скороговоркой, «съедание» частей слова Слова-паразиты Неестественно бодрое или слишком громкое приветствие Агрессия или раздражение в голосе | Спокойный, приветливый, уверенный голос Неторопливое четкое приветствие Голос подчеркивает уважительное отношение к посетителю В голосе звучит готовность продолжить общение с посетителем | |
Внешность | ||
Неправильно | Правильно | |
Неопрятная, неухоженная внешность Прене6режение элементарными правилами гигиены Тату Посторонние запахи Сильный запах парфюмерии Излишество в макияже, прическе или украшениях Грязная, мятая одежда Стоптанная обувь | Аккуратная прическа Ухоженные лицо и руки Разумный минимум в макияж Отсутствие или разумный минимум украшений Использование дезодоранта Чистая и аккуратная одежда (форма) и обувь | |
По необходимости используйте видеосъемку - попросите сначала изобразить недоброжелательного, а сразу за ним доброжелательного человека. Обсудите разницу по основным составляющим: взгляд, улыбка, поза и жесты, интонация, внешность.
Проговорите, что доброжелательность дает продавцу-консультанту и покупателю.
Еще раз попросите каждого продемонстрировать доброжелательность, даже если это будет выглядеть утрированно при видеосъемке. Похвалите за хорошие результаты. По необходимости еще раз отработайте доброжелательное приветствие.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Д
ШАГ 2. Начало беседы
Разные покупатели в торговом зале ведут себя по-разному. Одни берут вещь с полки, рассматривают, а затем аккуратно кладут, обратно. Другие предпочитают перерыть вверх дном торговый зал и уйти без покупки. Третьи делают выбор самостоятельно лишь изредка обращаясь за помощью к продавцам-консультантам. Четвертые по количеству вопросов могут составить конкуренцию самому дотошному журналисту.
Покупатель имеет право выбирать товар так, как ему удобно. При этом продавец-консультант обязан проявить инициативу и завязать с ним разговор.
Как рекомендуется начинать разговор:
1. Спокойно подойдите к покупателю в течение одной минуты с момента его прихода в магазин, даже если он не смотрит вашу сторону. Если торговый зал магазина большой и покупателю нужно больше времени, чтобы самостоятельно ознакомиться с ассортиментом (например, в магазинах стройматериалов), подойдите к: покупателю в течение двух минут. Иногда бывает страшно подойти к покупателю первым. Но страшно бывает только в первый раз. Чтобы пересилить себя, потренируйтесь на своих коллегах, друзьях и знакомых. А также начните с тех покупателей, к которым вам легко подойти, - они могут быть внешне вам симпатичны или напоминать кого-то из близких.
2. По возможности подойдите к покупателю с левой стороны. Встаньте на расстоянии вытянутой руки вполоборота к нему. Выпрямите спину и немного наклоните корпус вперед: такая поза указывает на вашу заинтересованность в общении с покупателем. Держите руки свободно или возьмите вещь, лежащую по соседству с вещью, заинтересовавшей покупателя.
3. Первым начните разговор с утвердительной фразы, с которой покупатель не может не согласиться.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Д
Назовите товар своим именем | Здесь изделия фирмы «...». |
Назовите детали рассматриваемой вещи | Это шубы из последней коллекции Это новые модели фирм «…» // «...» В этих изделиях есть особенность, обратите внимание на (застежки, воротник…) |
Назовите условия продажи | Сегодня первый день лета и на этот месяц особые условия продажи... Эти куртки продаются со скидкой На эти шубы у нас сегодня акция – в подарок вы получите чехол для их хранения. |
С помощью утвердительной фразы, во-первых, вы ненавязчиво обозначаете свое присутствие и не требуете от покупателя ответов, которые он еще не готов дать. Во-вторых, в ответ на такую фразу даже самый неразговорчивый покупатель обязательно буркнет что-то вроде «угу» или «вижу». А это уже почти диалог! Посетитель постепенно привыкает к вам, чувствует себя свободным и готов общаться.
Если же покупатель желает делать выбор самостоятельно или говорит: «Я просто смотрю», скажите: «Хорошо. Меня зовут... Когда вас что-то заинтересует, обращайтесь, я буду рядом».
Встаньте неподалеку (2-3 м) вполоборота к покупателю и используйте возможность дать комментарий относительно товара, который заинтересовал его.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Д
4. Не старайтесь продать товар с ходу! Никогда не наседайте на покупателя, не выяснив его потребностей. Ошибается тот продавец, который перегружает покупателя свойствами (характеристиками) товара, не разобравшись, что покупатель хочет купить. Покупатель еще не готов купить. И покупает он не товар, а удовлетворение и желаемый результат от его использования. Чтобы выяснить, что именно он ищет в товаре, нужно завязать с ним разговор и задать необходимые вопросы.
5. Стройте разговор с покупателем так, чтобы общение не ограничилось коротким вопросом и ответами: «да» или «нет». Задавайте вопросы, требующие развернутого ответа, не прерывайте общение с покупателем. Задавайте дополнительные и уточняющие вопросы. О видах вопросов мы поговорим на шаге третьем.
Если в магазине много посетителей и все продавцы оказались заняты, это не означает, что покупателя можно оставлять наедине с самим собой. Приветствует посетителя тот продавец, который находится ближе всех к входу в торговый зал. А далее все будет зависеть от того, где этот посетитель остановится и кто из продавцов окажется рядом.
Если вы работаете с одним покупателем, а второй находится неподалеку, но не обращается к вам за помощью:
• периодически смотрите в сторону второго, не нужна ли ему ваша помощь в выборе товара;
• дождитесь паузы в общении с первым и по возможности спросите второго, все ли в порядке, нашел ли он нужную модель, цвет, размер.
Если вы работаете с одним покупателем и второй стоит рядом и ждет, когда вы освободитесь:
• дождитесь паузы в общении с первым или извинитесь и прервите на секунду разговор;
• посмотрите на второго и скажите: «Сейчас я освобожусь, минутку подождите, пожалуйста».
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Д
Если вы точно не освободитесь в ближайшее время, не заставляйте покупателя ждать и позовите другого продавца-консультанта.
Если вы работаете с одним покупателем и второй обратился к вам за помощью (задает вопрос):
• если вопрос требует краткого ответа, извинитесь, сделайте паузу в общении с первым и ответьте на вопрос;
• если вопрос требует длительной консультации, скажите: «Сейчас я освобожусь и подробно вам все расскажу».
Если вы точно не освободитесь в ближайшее время, не заставляйте покупателя ждать и позовите другого продавца-консультанта.