ИСТОЧНИКИ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРЕССА




ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ, СТРЕССА И ТРЕВОЖНОСТИ

В КОНТЕСКТЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Возбуждение

Возбуждение представляет собой «общую физиологическую и психологическую активизацию организма человека, которая колеблется в континууме от состояния глубокого сна до состояния интенсивного возбуждения» (Gould, Кгапе, 1992, с.120—121). Это понятие относится к измерениям интенсивности мотивации в определенный момент вдоль континуума (рис. 6.1).

Интенсивность может колебаться от состояния абсолютного покоя (кома) до состояния полного возбуждения (маниакальное возбуждение). Для сильно возбужденных людей характерна психическая активность, повышенная частота сердечных сокращений, учащенное дыхание и обильное потоотделение. Возбуждение может быть вызвано как приятными, так и неприятными событиями. Например, вы можете прийти в состояние сильного возбуждения, узнав, что выиграли 10 млн долларов или узнав о смерти близкого человека.

Возбуждение — это общая физиологическая и психологическая активизация, колеблющаяся в континууме от состояния глубокого сна до состояния интенсивного возбуждения

Тревожность

Тревожность представляет собой отрицательное эмоциональное состояние, характеризующееся ощущением нервозности, волнения и тревоги в сочетании с активизацией или возбуждением организма. Следовательно, тревожность включает мыслительный компонент (например, волнение и тревогу), который называется когнитивной тревожностью.

Она также включает компонент соматической тревожности, представляющий собой степень ощущаемой физической активизации. Тревожность — отрицательное эмоциональное состояние, характеризующееся ощущениями нервозности, волнения и тревоги в сочетании с активизацией или возбуждением организма.

Состояние тревоги. Состояние тревоги представляет собой постоянно изменяющийся компонент настроения и определяется как эмоциональное состояние, «характеризующееся субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями тревоги и напряжения, сопровождающимися или связанными с активизацией или возбуждением автономной нервной системы» (Spielberger, 1966, с. 17). К примеру, уровень состояния тревоги игрока будет непрерывно меняться на протяжении баскетбольного поединка.

У баскетболиста может быть слегка повышенный уровень состояния тревоги (слегка нервничает и ощущает сердцебиение) перед разыгрыванием мяча, который снижается после того, как игрок войдет в ритм матча, и значительно повышается (очень нервничает, сердце «летит») в последние минуты равного поединка.

Состояние тревоги представляет собой временное, постоянно меняющееся эмоциональное состояние с субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями тревоги и напряжения, связанными с активизацией автономной нервной системы.

Когнитивное состояние тревоги характеризует степень волнения или отрицательные мысли, тогда как соматическое состояние тревоги — мгновенные изменения ощущаемой физиологической активизации (являющиеся следствием не изменения активности, а стресса).

Личностная тревожность. В отличие от состояния тревоги, личностная тревожность представляет собой черту личности — приобретенную поведенческую тенденцию или склонность, влияющую на поведение. В частности, личностная тревожность представляет собой мотив или склонность к поведению, предрасполагающему человека к восприятию широкого диапазона объективно неопасных (физически или психологически) обстоятельств как угрожающих и реагированию на них реакциями состояния тревоги, диспропорциональными интенсивности и величине реальной опасности.

Личностная тревожность — поведенческая (би-хевиористическая) склонность воспринимать объективно неопасные обстоятельства как угрожающие и реагировать на них диспропорциональным состоянием тревоги.

Например, два полевых игрока одинаковой квалификации могут оказаться в идентичных условиях (выполнить завершающий удар в конце матча, который может стать победным) и при этом иметь абсолютно противоположные реакции состояния тревоги.

Это объясняется характерными особенностями, — то есть разными уровнями личностной тревожности. Рику присуща сниженная личностная тревожность, и он не воспринимает выполнение удара, который может решить исход встречи, как чрезмерно угрожающую ситуацию. Другими словами, Рик не испытывает более выраженного состояния тревоги, чем можно было бы ожидать в подобной ситуации. Для Теда же характерна повышенная личностная тревожность, поэтому он воспринимает шанс решить исход поединка в свою пользу (или — «промазать») как чрезмерно угрожающую ситуацию. Он испытывает значительное состояние тревоги, превышающее то, которое можно было бы ожидать в подобной ситуации (взаимодействие между возбуждением, личностной тревожностью и состоянием тревоги суммировано на рис. 6.2).

Характерная особенность

Личностная тревожность

Мотив или приобретенная бихевиористическая склонность, предрасполагающая человека воспринимать широкий диапазон объективно неопасных обстоятельств в качестве угрожающих и реагировать на них уровнями состояния тревоги, диспропорциональными по величине и интенсивности реальной угрозе.

СТРЕСС И ЕГО ДИНАМИКА

Стресс представляет собой процесс, последовательность явлений, которые приводят к определенному результату (концу). Его определяют как «существенный дисбаланс между потребностью (физиологической и/или психологической) и способностью к реакции в условиях, когда невозможность удовлетворения потребности имеет существенные последствия» (McGrath, 1970, с. 20).

В соответствии с упрощенной моделью, предложенной Мак-Гратом, стресс включает четыре взаимосвязанных этапа, показанных на рисунке 6.3: потребности, обусловленные окружающей средой, восприятия потребностей, стрессовые реакции и последствия.

Коротко рассмотрим эти этапы.

1-й этап: потребность, обусловленная окружающей средой. На первом этапе человек сталкивается с определенной потребностью, которая может быть либо физиологической, либо психологической (например, предложение выполнить изученный прием в присутствии класса или — давление со стороны родителей, направленное на то, чтобы молодой спортсмен выиграл забег).

2-й этап: восприятие потребностей. Люди неодинаково воспринимают потребности. Например, две восьмиклассницы могут абсолютно неодинаково воспринять необходимость продемонстрировать выученный технический волейбольный прием перед всем классом. Майя может получить удовольствие от внимания всего класса, тогда как Иссаху эта необходимость может попросту испугать. То есть у Иссахи имеется дисбаланс между потребностью (необходимость продемонстрировать прием перед классом) и своей способностью удовлетворить эту потребность. В то же время у Майи нет подобного дисбаланса или он проявляется в незначительной степени.

Уровень личностной тревожности человека значительно влияет на его восприятие окружающего. Люди с высоким уровнем личностной тревожности воспринимают значительно большее количество ситуаций (особенно соревновательных и оцениваемых) как угрожающие по сравнению с людьми с низким уровнем. Именно поэтому данная характеристика оказывает большое влияние на процесс стресса на 2-м этапе.

3-й этап: стрессовая реакция. Третий этап развития стресса представляет собой физиологическую и психическую реакцию человека на восприятие ситуации. Если восприятие дисбаланса между потребностями и способностью отреагировать вызывает чувство беспокойства, состояние тревоги усугубляется, повышается уровень волнения (когнитивное состояние тревоги), а также физиологическая активизация (соматическое состояние тревоги). Повышенное состояние тревоги может сопровождаться и другими реакциями, в частности, такими, как повышение мышечного напряжения.

4-й этап: поведенческие последствия. Четвертый этап характеризует реальное поведение человека в условиях стресса. Если волейболист, о котором мы уже говорили, ощущает дисбаланс между способностью и потребностями и испытывает повышенное состояние тревоги, ухудшится ли его уровень физической деятельности или же повышенное состояние тревоги приведет к возрастанию интенсивности и, следовательно, повышению уровня физической деятельности?

Стресс имеет место при значительном дисбалансе между физиологическими или психологическими потребностями и способностью к реакции человека в условиях, когда неудача в удовлетворении потребностей имеет важные последствия.

Заключительный этап динамики стресса по сути дает начало первому. Если учащийся испытывает чрезмерное волнение и неудачно выступает перед классом, другие дети могут посмеяться над ним, и эта отрицательная социальная оценка станет дополнительной потребностью (этап 1). Процесс стресса, таким образом, становится непрерывным

ИСТОЧНИКИ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРЕССА

Существуют тысячи источников стресса. Специалисты в области психологии физической деятельности отмечают, что основные жизненные события — изменение места работы или смерть члена семьи, а также повседневные проблемы, например, поломка автомобиля или ссора с сослуживцем, вызывают стресс и влияют на физическое и психическое здоровье (Willis, Campbell, 1992).

У спортсменов стресс-факторами являются волнение по поводу выступления на должном уровне, финансовые расходы, время, необходимое для проведения тренировочных занятий, сомнения относительно своих способностей, а также внеспортивные факторы, например, смерть члена семьи и др. (Scanlan, Stein, Ravizza, 1991). Эти тысячи источников стресса можно распределить на несколько общих категорий, определяемых ситуацией или личностью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: