Существует два основных ситуационных источника стресса: (а) значение события или соревнования и (б) неопределенность его результата или исхода (Martens, 1987).
Значение события. Чем важнее событие, тем больший стресс оно вызывает. Следовательно, игра в чемпионате вызывает больший стресс, чем обычный поединок, а взятие интервью обусловливает больший стресс, чем просмотр телевизора. Например, за юными бейсболистами наблюдали на протяжении всего сезона в момент подхода к бите (Lowe, 1971). У них регистрировали частоту сердечных сокращений, при этом учитывали, насколько критичной была в данный момент ситуация в игре и насколько важной была данная игра. Оказалось, что чем более критической была ситуация, тем больший стресс и нервозность проявляли юные споотсмены.
Чем важнее событие, тем больший стресс оно вызывает.
Следует также отметить тот факт, что важность событий может быть не всегда очевидной. Событие, которое, по мнению большинства людей, является незначительным, может быть очень важным для определенного человека.
Например, обычный футбольный матч сезона для большинства игроков команды может не быть особенно важным. В то же время для игрока, который впервые вышел на поле в основном составе команды, это матч очень важный. В этой связи необходимо постоянно оценивать степень важности события для конкретного игрока.
Неопределенность. Неопределенность — второй основной ситуационный источник стресса; причем чем выше степень неопределенности, тем больше величина стресса.
Очень часто мы ничего не можем сделать в отношении неопределенности. К примеру, если встречаются две равные по силам команды, степень неопределенности является максимальной, и в этой ситуации ничего нельзя сделать. В конце концов, сущность спорта в том и заключается, чтобы соревновались равные по силам спортсмены и команды. Следует отметить, что иногда преподаватели, тренеры, спортивные врачи создают ненужную неопределенность, не информируя участников о стартовом составе, о том, как избежать травмы при разучивании какого-нибудь сложного элемента с высоким риском получения повреждения (например, прыжки в гимнастике) и т. п. В этом случае они неосознанно создают у занимающихся чувство неопределенности.
|
Личностные источники стресса
Некоторые люди могут характеризовать ситуации как важные и неопределенные, воспринимая их с большей степенью тревожности, чем большинство других. С повышенными реакциями состояния тревоги связаны две личностные характеристики — высокая степень личностной тревожности и сниженная самооценка (Scanlan, 1986).
Личностная тревожность. Как мы уже отмечали, личностная тревожность представляет собой личностный фактор, предрасполагающий человека к восприятию соревнования и социальной оценки его как более или менее угрожающего события. Люди с высоким уровнем личностной тревожности воспринимают соревнование как событие более угрожающее и вызывающее большую степень тревоги, чем люди с низким уровнем личностной тревожности.
· Чем выше степень неопределенности относительно результата или оценок других людей, тем выше состояние тревоги и стресс
· Высокая степень личностной тревожности и невысокая самооценка тесно связаны с повышенным состоянием тревоги у спортсменов
|
Самооценка. Самооценка также связана с восприятием угрозы и соответствующими изменениями в состоянии тревоги. Так, спортсмены с невысокой самооценкой менее уверены в себе и испытывают большее состояние тревоги, чем спортсмены с высокой самооценкой. Меры, направленные на повышение самооценки, играют большую роль в снижении состояния тревоги у людей.
Вывод
Стресс, возбуждение и тревожность имеют свои определенные значения. Стресс представляет собой процесс. Он возникает, когда люди ощущают дисбаланс между физиологическими и психологическими потребностями и способностью на них реагировать. Некоторые ситуации вызывают более высокое состояние тревоги и возбуждения, чем другие (имеющие значимость события или когда результат является неопределенным). На стресс также влияют личностные характеристики, например, личностная тревожность и самооценка. Спортсмены с высоким уровнем личностной тревожности и низкой самооценкой испытывают более значительное состояние тревоги.
С физической активностью также связаны когнитивное и соматическое состояние тревоги. В практической деятельности следует руководствоваться принципами теории оптимальных зон функционирования Ханина, «катастрофы» Харди, интерпретацией теории реверсивности Мартенса. Оптимальный уровень эмоций связан с пиком физической активности.
Оптимальное сочетание эмоций, необходимое для достижения пика физической активности, не обязательно приходится на среднюю точку континуума возбуждения/состояния тревоги, а взаимосвязь между возбуждением и физической активностью зависит от уровня когнитивного состояния тревоги, присущего спортсмену.
Тренеры и преподаватели физического воспитания должны использовать комбинированную модель мотивации, чтобы помочь своим подопечным научиться справляться с возбуждением и состоянием тревоги. Эффективным методом контролирования стресса является также создание положительной тренировочной среды и продуктивная ориентация на ошибки и неудачи.