Практическое занятие №7
Тема: Идейно-художественное своеобразие сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна»
П л а н
1. История создания сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна».
2. Мифологическая основа сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна».
3. Фольклорные сюжеты и образы в сказке В. А. Жуковского «Спящая царевна».
4. Романтическое двоемирие в сказке В. А. Жуковского «Спящая царевна».
5. Сопоставительный анализ сюжета сказок В. А. Жуковского «Спящая царевна» и Шарля Перро «Спящая красавица»: сходство и различие.
6. Тематика, проблематика, идея сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна».
Основные понятия темы: сентиментализм, гуманизм, романтизм, сюжет, мотив.
Тексты для анализа
В. А. Жуковский Спящая царевна.
Шарль Перро Спящая красавица.
Основная литература
1. Арзамасцева И. Н. Детская литература: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2007. - Сс. 115 – 123.
2. Буленкова Т. В. Сравнительный анализ сюжета сказок В.А. Жуковского "Спящая царевна" и Шарля Перро "Спящая красавица": сходство и различие. Создание собственной сказки на сюжет о "спящей красавице" (электронная версия).
3. Детская литература: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений./Под ред. Е. О. Путиловой. – М., 2008. - Сс. 85 – 89.
4. Русская литература для детей. Учебное пособие. Для студентов средних педагогических учебных заведений / Под редакцией Т.Д.Полозовой. – М., 1998. – Сс. 106 – 114.
5. Детская литература: пособие для учащихся пед. училищ по спец.№03.08. «Дошк. воспитание»./Под ред. Е. Е. Зубаревой. – М., 1989. – Сс.96 – 99.
Практическое занятия №8
Тема: Художественное своеобразие сказок А. С. Пушкина
План
1. Педагогические взгляды А. С. Пушкина. Отношение поэта к современной детской литературе.
|
2. История создания сказочного цикла А. С. Пушкиным.
3. Темы и образы сказок А.С. Пушкина.
4. Сюжетно-композиционные особенности сказок А.С. Пушкина.
5. Система работы по сказкам А.С. Пушкина со старшими дошкольниками.
Вопросы для обсуждения
1. Какие нравственные проблемы поднимает в своих сказках Пушкин? В чем своеобразие их решения?
2. Найдите в сказках Пушкина портретные описания. Сравните их с манерой характеризовать внешность героя, принятой в народных сказках. Какие отличительные особенности литературно-письменного сказочного жанра выявляются в таком сопоставлении?
Задания
1. Подберите книги с иллюстрациями к сказкам А.С. Пушкина. Проанализируйте, как в иллюстрациях отражается понимание авторского замысла?
2. Выпишите из текстов сказок фрагменты, показывающие отношение автора к различным его персонажам, указывающие на индивидуальные характеры героев. Каков, в понимании автора мужской и женский идеал? В чём смысл жизни человека? Докажите свою позицию, опираясь на тексты произведений.
Тексты для анализа
Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Сказка о рыбаке и рыбке. Сказка о золотом петушке. Сказка о Попе и работнике его Балде.
Основная литература
1. Арзамасцева И. Н. Детская литература: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2007. - Сс. 123 – 141.
2. Детская литература: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений./Под ред. Е. О. Путиловой. – М., 2008. - Сс. 89 – 96.
3. Русская литература для детей. Учебное пособие. Для студентов средних педагогических учебных заведений / Под редакцией Т.Д.Полозовой. – М., 1998. – Сс. 114 – 123.
|
4. Детская литература: пособие для учащихся пед. училищ по спец.№03.08. «Дошк. воспитание»./Под ред. Е. Е. Зубаревой. – М., 1989. – Сс. 99 – 111.
Самостоятельная работа
Тема: Литературоведческий анализ сказок А. С. Пушкина
1. Сделайте идейно – художественный анализ сказок А. С. Пушкина по предлагаемой схеме (прил. 1).
2. Сделайте сопоставительный анализ сказок «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм и «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.
Тема: Литературоведческий анализ сказки П. П. Ершова «Конёк – Горбунок»
1. Прочитайте народную сказку «Сивка-Бурка» и сказку П.П.Ершова «Конек-горбунок». Установите отличия в их построении. Объясните их.
2. Сделайте литературоведческий анализ сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок» по предложенному плану (прил. 1)
Практическое занятие №9
Тема: Идейно – художественное своеобразие сказок для детей А.Погорельского и В. Одоевского
План:
1. Биографии А. Погорельского и В. Одоевского.
2. Романтические традиции в произведениях А. Погорельского и В. Одоевского.
3. Художественное своеобразие волшебной повести-сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Воспитательный пафос произведения.
4. Научно-познавательные сказки В.Ф. Одоевского.
5. Принципы переработки народных сюжетов в сказках В.Ф. Одоевского.
Вопросы для обсуждения
1.Что объединяет творчество А.Погорельского и В. Одоевского для детей?
|
Задания
1. Найти в тексте сказки А. Погорельского рассуждения автора с философским, психологическим, воспитательным подтекстом; исторические отступления; описания предметов быта, связанные с реалистической линией повествования, в сказочных эпизодах. Сопоставьте эти описания, сделайте выводы.
Тексты для анализа
Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители.
Одоевский В.Ф. Городок в табакерке.
Основная литература
1. Арзамасцева И. Н. Детская литература: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2007. - Сс. 147 – 156.
2. Детская литература. Выразительное чтение: практикум /Под ред. Т.В.Рыжковой.: М., Сс. 46 -49.
3. Детская литература: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений./Под ред. Е. О. Путиловой. – М., 2008. - Сс. 101 – 108.
4. Русская литература для детей. Учебное пособие. Для студентов средних педагогических учебных заведений / Под редакцией Т.Д.Полозовой. – М., 1998. – Сс. 128 – 139.
Самостоятельная работа
Тема: Идейно – художественный анализ сказок А.Погорельского и В. Одоевского
1. Выполните идейно – художественный анализ сказок ««Черная курица, или Подземные жители» А.Погорельского и «Городок в табакерке» В. Одоевского по предложенной схеме (прил 1).
2. Идейно – художественный анализ сказок «Городок в табакерке», «Мороз Иванович» В. Одоевского по предложенной схеме (прил 1).