ВОПРОС 1. Этика мораль нравственность
Мораль представляет собой инструмент, благодаря которому происходит регуляция деяний человека в общественных отношениях. Также моралью принято называть одну из форм общественных отношений и общественного сознания.
В широком понимании мораль охватывает нравственные чувства и взгляды, жизненные принципы и ориентации, мотивы, а также цели человеческих поступков. Мораль устанавливает границы между добром и злом, бесчестием и честью, жестокостью и милосердием.
Нравственность – это внутренние установки человека, которые делают допустимыми или недопустимым определенные поступки, совершаемые человеком.
Особенности сосуществования нравственности и морали выделяются в другое понятие – этику.
Этика регламентирует нравственное и моральное поведение человека, которое возникает в рамках определенной общественной группы. Главной функцией этики является достижение баланса между общественной моралью и индивидуальной нравственностью.
Моральная ответственность возникает только в тех случаях, когда действия человека могут затрагивать интересы других людей. Основа моральной ответственности – это учет не только личных, но и чужих интересов, во время совершаемого поступка.
ВОПРОС 2. Теоретическая и нормативная этика.
Теоретическая этика — это научная дисциплина, которая рассматривает мораль как особое социальное явление, выясняет, что это такое, чем мораль отличается от остальных социальных явлений.
Нормативная этика осуществляет поиск принципа (или принципов), регулирующих поведение человека, направляющих его поступки, устанавливающих критерии оценки нравственного добра, а также правила, которое может выступать в качестве общего принципа для всех случаев.
|
Нормативная этика ставит своей целью поддержание в обществе основополагающих нравственных ценностей, задаёт нормы поведения в повседневных жизненных ситуациях.
ВОПРОС 3. Понятие научной, религиозной и профессиональной этики.
Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации.
Общие принципы профессиональной этики, предполагают:
а) профессиональную солидарность
б) особое понимание долга и чести;
в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.
РЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА - термин, использующийся для обозначения комплекса моральных представлений о поведении человека и содержания морального сознания, опирающихся на божественные заповеди как они изложены в священных писаниях мировых религий.
Научная этика - это совокупность установленных и признанных научным сообществом норм поведения, правил морали научных работников, занятых в сфере научно-технологической и научно-педагогической деятельности.
8. Гетерономная этика
система нормативной этики, основанная не на собственных нравственных принципах, а на началах, взятых из др. сферы общественной жизни. Понятие Г. э. ввёл И. Кант
Примерами гетерономной этики могут служить гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, где нравственность выводится соответственно из понятий наслаждения, счастья, полезности. Идею А. э. выдвинул И. Кант в противовес французским материалистам, к-рые видели основу нравственности в «человеческой природе».
|
Кант стремился тем самым доказать, что моральным поступок может считаться тогда, когда он совершается исключительно на основе «уважения к моральному закону» и свободен от «побочных» побуждений — от личной заинтересованности, соображений честолюбия, желания добра окружающим и т. д.
вопрос. Понятие ценности. Аксеология как учение о ценностях.
Аксиология – учение о ценностях, теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков.
Само понятие ценности употребляется в современной философской литературе в различных значениях:
1. Ценность отождествляется с новой идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира.
2. Ценность воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение.
3. Ценность синонимизируется с культурно-историческими стандартами.
4. Ценность ассоциируется с типом достойного поведения, с конкретным стилем жизни.
Ценность – это личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знания и информации, но собственного жизненного опыта людей.