Мажоритарная избирательная система, её разновидности и модификации. Преимущества и недостатки.




ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Пензенский филиал)

 

 

Кафедра «_________________________»

 

Направление ________________________________

(Экономика, Менеджмент, Бизнес-информатика)

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине ______________________________________

____________________________________________________

 

Тема (вариант)___ _________________________________

_____________________________________________________

 

Студент______________________________

(Ф.И.О.)

Курс________ № группы ______________

Личное дело № ________________________

Преподаватель ________________________

(уч. степень, должность, Ф.И.О.)

 

 

Пенза – 2013

 

 

ТЕМА 7. Избирательная система.

План.

1. Введение.

2. Мажоритарная избирательная система, её разновидности и модификации. Преимущества и недостатки.

3. Пропорциональная избирательная система, её специфика в различных странах. Преимущества и недостатки.

4. Избирательная система в современной России.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.

 

Введение.

Данная контрольная работа посвящена избирательным системам, их классификации, особенностям функционирования, а так же достоинствам и недостаткам этих систем. Подробно рассмотрена Российская смешанная избирательная система.

Мажоритарная избирательная система, её разновидности и модификации. Преимущества и недостатки.

2.1. Понятие и признаки мажоритарной избирательной системы.

Мажоритарная избирательная система (от фр. majorite — большинство) — система выборов в коллегиальный орган (парламент), при которой избранными считаются кандидаты (независимые или выдвинутые от имени партий), получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются. Мажоритарная система утвердилась в Англии, США, Франции, Японии. В России мажоритарная система применяется при выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр), а также при выборах в представительный орган власти (Дума, парламент).[1]

Признаки мажоритарной избирательной системы:

1. Мажоритарная избирательная система применяется при выборах по одномандатным административно-территориальным округам. Первая характеристика (одномандатный избирательный округ) означает, что в таком округе должен быть избран только один депутат, хотя кандидатов в депутаты может быть сколько угодно. Вторая характеристика (административно-территориальный округ) означает, что избирательные округа формируются по одному-единственному, причем чисто формальному признаку – в них должно быть примерно равное число граждан, обладающих правом голоса. Никакие качественные критерии – тип поселения, этнический состав населения и т.п. – не учитываются. Административно-территориальные округа – это не географическая или административная данность. Они создаются только на период выборов и в таком количестве, которое соответствует числу депутатских мандатов в законодательном органе власти.

Однако возможно использование и многомандатных административно-территориальных округов, в этом случае избиратель имеет столько голосов, сколько депутатов избирается от данного округа (выборы местного самоуправления в Великобритании). Причем максимальное число мандатов, приходящихся на один многомандатный избирательный округ, не может превышать пяти. Вместе с тем данное ограничение не применяется на выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также иного муниципального образования, границы многомандатного избирательного округа которого совпадают с границами избирательного участка.

Мажоритарная система на базе единого избирательного округа используется только на выборах должностных лиц.

2. При мажоритарной системе выборы могут быть проведены в два тура (Франция, выборы президента в РФ и др.). В первом туре – по мажоритарной системе абсолютного большинства (для того, чтобы исключить возможность формирования нелегитимного органа власти). Если первый тур не определил победителя, то во второй тур выходят два или более кандидата, получившие наибольшее число голосов избирателей в первом туре. Победитель определяется по относительному или простому большинству голосов. Несомненное достоинство этой системы, лежит на поверхности, оно в простоте и понятности процедуры определения результатов голосования, и при этом избранный депутат формально представляет абсолютное большинство избирателей. В то же время, применение такой избирательной модели значительно увеличивает затраты на проведение выборов, как со стороны государства, так и со стороны кандидатов.

По мнению Р. Таагепера и М.С.Шугарта “целью системы, при которой к участию во втором туре допускается двое и более кандидатов, состоит в поощрении сделок между партиями в промежутке между двумя турами.

Так, промежуток между первым и вторым туром голосования действительно используется французскими партиями для активного “торга”, какому из оставшихся кандидатов передать голоса тех, кто не прошел в первом туре. В итоге переговоров проигравшие в первом туре партии призывают своих сторонников отдать голоса одному из двух победителей первого тура. Эти “торги” зачастую приводят к заключению соглашений о взаимной поддержке кандидатур, когда партии договариваются поддерживать кандидата партии союзницы в том округе, где он имеет наибольшие шансы. Зачастую такие соглашения заключаются еще до выборов, партии-партнеры договариваются, по каким избирательным округам они будут выдвигать своих кандидатов, чтобы не допустить распыления голосов потенциальных сторонников. В таких соглашениях закладываются основы парламентских коалиций, что рассматривается как одно из важнейших преимуществ данной системы.

Однако нетрудно заметить, что даже эта избирательная модель не обеспечивает адекватного отражения политических предпочтений избирателей, поскольку ко второму туру “за бортом” оказываются кандидаты, пользующиеся иногда поддержкой значительной части электората. Перегруппировка сил между двумя турами, несомненно, вносит свои коррективы, но для многих избирателей второй тур голосования превращается в выбор “наименьшего из двух зол”, а не поддержки кандидатов, действительно представляющих их политические позиции.

3. При мажоритарной избирательной системе возможен вариант - так называемого “кумулятивного” голосования, когда избиратель получает несколько голосов и распределяет их между кандидатами по собственному усмотрению (он может, в частности, “отдать” все свои голоса одному, наиболее предпочтительному для него, кандидату). Эта система применялась пока только для выборов Палаты представителей американского штата Орегон.

2.2. Разновидности мажоритарной избирательной системы.

I. По методике определения победителя существуют три разновидности мажоритарной системы:

1. Система относительного большинства предполагает, что для победы кандидату необходимо собрать голосов больше, чем любому из его соперников. Для этой разновидности мажоритарной системы число голосов, необходимое для победы, напрямую зависит от числа кандидатов, баллотирующихся в каждом округе. Чем больше кандидатов, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более десятка, то избранным может оказаться тот, за которого подано всего 10% голосов или менее. Соответственно за его соперников проголосовало около 90% избирателей. Получается, что данный кандидат избран абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным их большинством. В этом заключается специфический недостаток этой разновидности мажоритарной избирательной системы.

Достоинством системы относительного большинства является то, что она результативна, поскольку вероятность получения одинакового наибольшего числа голосов крайне мала. Кроме того, обычно не устанавливается минимальный порог явки избирателей, необходимый для признания выборов состоявшимися.

Мажоритарная система относительного большинства применяется во многих странах, в том числе в США, Великобритании, Индии, Канаде.

2. Система абсолютного большинства предполагает, что для победы на выборах необходимо получить больше половину голосов (минимум 50% + один голос). Достоинство этой разновидности мажоритарной системы заключается в том, что избранным оказывается тот кандидат, которого поддержало действительно большинство проголосовавших. Однако специфический ее недостаток – выборы часто оказываются нерезультативными. Потому что чем больше в округе баллотируется кандидатов, тем меньше вероятность того, что кто-то из них наберет абсолютное большинство голосов. В этом случае проводится второй тур выборов, в котором принимают участие, как правило, два кандидата, набравших наибольшее число голосов в первом туре. Хотя, например, во Франции на выборах в Национальное собрание во второй тур проходят все кандидаты, собравшие в первом не менее 12,5 % голосов от числа зарегистрированных в округе избирателей.

Мажоритарная система абсолютного большинства используется, например, на парламентских выборах в Австралии, Франции, на президентских – в Австрии, Бразилии, Португалии, Финляндии, Франции.

3. Система квалифицированного большинства встречается достаточно редко. Она основывается на том, что для победы на выборах необходимо не просто набрать то или иное большинство голосов, а большинство, зафиксированное в законе (не менее 1/3, 2/3, 3/4), от числа проголосовавших избирателей. В настоящее время она практически не применяется, хотя прежде случаи ее использования имели место в некоторых субъектах Федерации. Так, ныне отмененный Закон Приморского края от 28 сентября 1999 г. «О выборах губернатора Приморского края» предусматривал, что избранным по результатам голосования признается кандидат, набравший наибольшее количество голосов при условии, что оно составляет не менее 35% от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

II. По методам выдвижения кандидатов:

В одних государствах кандидат может самовыдвигаться, в других — только от партии. С одной стороны, самовыдвижение позволяет попасть в парламент популярной личности; с другой — самовыдвиженцы отчитываются только перед избирателями, но могут и примыкать к удобной для них партии.

2.3. Преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы.

В целом этот тип избирательной системы имеет ряд достоинств:

1. Мажоритарная система универсальная: с её использованием можно проводить выборы как отдельных представителей (президент, губернатор, мэр), так и коллективные органы государственной власти или местного самоуправления (парламент страны, муниципалитет города).

2. Препятствует созданию многочисленных партийных фракций в парламенте.

3. Позволяет попасть в парламент мелким партиям и самовыдвиженцам.

4. Способствуя победе крупных политических партий, позволяет формировать при парламентских формах правления и полупрезидентских республиках устойчивое правительство.

5. Поскольку при мажоритарной системе выдвигаются и конкурируют между собой отдельные лица-кандидаты, избиратель принимает решение основываясь на личных качествах кандидата, а не его партийной принадлежности. Кандидаты, как правило, хорошо знают положение дел в своих избирательных округах, интересы избирателей, лично знакомы с их наиболее активными представителями. Соответственно и избиратели имеют представление о том, кому они доверяют выражать свои интересы в органах власти.

Однако у мажоритарной системы есть и определенные недостатки:

1. Значительная часть избирателей может быть не представлена в выборном органе, так как голоса, поданные за потерпевших поражение кандидатов, пропадают. Проиллюстрируем это на условном примере соперничества трех кандидатов, представляющих различные партии, в одном округе:

 

Кандидаты Количество собранных голосов (всего 120 тыс.)
A 300 тыс. (25%)
B 66 тыс. (35%)
C 24 тыс. (20%)

Как видно, в данном округе победил кандидат В, а немногим менее половины избирателей проголосовало фактически впустую. Если же говорить о системе относительного большинства, то не представленными в выборном органе могут оказаться уже более половины избирателей.

2. Происходит сокращение представительства политических партий во властных структурах. Если вернуться к нашему примеру, то из трех партий лишь одна смогла провести своего кандидата. Особенно невыгодна эта избирательная система для небольших и средних по своему влиянию партий. В острой борьбе за единственный в округе мандат им весьма непросто противостоять крупным партиям, а в масштабах всей страны – составить реальную конкуренцию этим политическим силам.

3. Возникают диспропорции между количеством полученных партиями мандатов и числом проголосовавших за них избирателей. Воспользуемся условным примером, в котором три политические партии – А, В и С – выставили своих кандидатов в трех округах.

Этот пример убедительно показывает, что партия, получавшая в целом по стране больше голосов, чем ее соперники, может в итоге получить меньшее число мест в выборном органе.

4. Чревато такими нарушениями, как подкуп избирателей и джерримендеринг.

5. Результат выборов в значительной степени определяется финансовыми возможностями конкретного кандидата, что делает его зависимым от небольшого числа доноров.[2]

2.4. Модификации мажоритарной избирательной системы.

Попытки преодолеть недостатки мажоритарной избирательной системы привели к ее модификациям в некоторых странах мира.

1. Система ординального голосования (система передаваемого голоса) используется для того, чтобы голоса избирателей не пропадали, а мандат получил кандидат, за которого проголосовало реальное большинство избирателей. При данной системе голосования в одномандатном мажоритарном округе избиратель ранжирует кандидатов по степени предпочтения. Если кандидат, которого избиратель поставил на первое место, в итоге получает наименьшее количество голосов в округе, его голос не пропадает, а передается следующему по степени предпочтения кандидату, и так далее до выявления реального победителя, который набирает, как правило, значительно больше 50% голосов избирателей. Подобная система существует в Австралии, на Мальте.

Аналогично система передаваемого голоса применяется в многомандатных округах (с 1921 г. в Ирландии).

2. В Японии используется система с одним непередаваемым голосом в многомандатных округах, т.е. при наличии нескольких мандатов избиратель имеет только один голос, который не может передаваться другим кандидатам, а мандаты распределяются в соответствии с рейтингом кандидатов.

3. Интересной представляется система выборов на основе кумулятивного голосования, использующейся при формировании палаты представителей американского штата Орегон, при которой избиратель в многомандатном мажоритарном округе получает соответствующее количество голосов, но распоряжается ими свободно: может распределить свои голоса между несколькими симпатичными ему кандидатами, а может отдать все свои голоса одному из них, наиболее предпочтительному.

4. А еще бывает преференциальная избирательная система. Такая избирательная система применяется в многомандатных округах, где избиратель самостоятельно выводит рейтинг всех кандидатов. Если ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства из всего списка кандидатов, то исключается тот, кто набрал меньше всего первых мест. Эта процедура исключения кандидатов, набравшие наименьшее количество первых мест, может охватывать несколько этапов и продлится до тех пор, пока необходимое количество кандидатов не наберет абсолютного большинства голосов.

5. Еще одной модификацией мажоритарной избирательной системы является американская система выборов президента. Она характеризуется тем, что избиратели выбирают своего президента не прямо, а через коллегии выборщиков. Кандидатов в члены коллегии выборщиков выдвигают единым списком комитеты политических партий из 50 штатов. Количество коллегии выборщиков равно числу сенаторов и членов палаты представителей конгресса США, выбранных из данного штата. В день президентских выборов избиратели голосуют за членов коллегии выборщиков от той или иной партии. На заключительном этапе коллегии выборщиков отдают свои голоса персонально за кандидатов в президенты и вице-президенты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: