Пропорциональная избирательная система, её специфика в различных странах. Преимущества и недостатки.




3.1. Понятие и признаки пропорциональной избирательной системы.

При пропорциональной системе избиратели голосуют за списки кандидатов, выдвигаемые партиями. Выборы проводятся либо по единому округу, либо по многомандатным округам. В основе этой системы – принцип пропорциональности, т.е. мандаты между партиями распределяются в соответствии (пропорционально) с числом поданных голосов. Эта система распространена в современном мире более широко, нежели мажоритарная, и используется, например, в Австрии, Дании, Бельгии, Бразилии, Израиле, Латвии, Португалии, Нидерландах, Швейцарии, Швеции. В странах Латинской Америки выборы проводятся только по пропорциональной системе.

В России пропорциональная избирательная система применяется на выборах в Государственную думу и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным мажоритарным округам, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%. С 2007 по 2011 год все 450 депутатов избирались по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 7%.[3]

При использовании пропорциональной избирательной системы преследуется цель обеспечения широкого и пропорционального представительства в органах власти политических партий, а также социальных и национальных групп. Данная система способствует развитию многопартийности.

В ряде стран, применяющих эту избирательную системы, действует заградительный барьер, т.е. определяется минимальное число голосов (в процентах), которое должна собрать партия, чтобы принять участие в распределении мандатов. Например, В Египте – 8%, России – 7%, Швеции – 4%, Аргентине – 3%, Дании – 2%, а в Израиле – 1%. Партии, не преодолевшие этот барьер, не получают в парламенте ни одного места, а голоса, отданные за эти партии, пропорционально перераспределяются между прошедшими партиями. Данное правило направлено на то, чтобы снизить партийную фрагментацию в парламенте. Однако, например, в Конституции Португалии закреплен запрет на введение заградительного барьера.

В результате всех подсчетов партия получает некоторое количество мандатов. Кому из кандидатов в конечном счете они достанутся? Кандидаты из партийного списка на мандатные места определяются в соответствии с двумя основными принципами:

1) принципом очередности – депутатские мандаты распределяются в соответствии с номером кандидата в списке – от первого и далее;

2) принципом преференциальности (предпочтения) – избиратели могут изменять места кандидатов в списке по своему усмотрению.

Пропорциональная система может применяться как при выборах всего парламента (например, в Дании, Люксембурге, Латвии, Португалии), так и только нижней палаты (например, в Австралии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Польше) или половины нижней палаты (например, в ФРГ до 2007 года и с 2016 года в Российской Федерации).

3.2. Разновидности пропорциональной избирательной системы.

Как и мажоритарная, пропорциональная система имеет разновидности.

1. Пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны. Избирательные округа не выделяются.

2. Пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах. В этом случае депутатские мандаты распределяются на основе влияния политических партий в избирательных округах.

3. Пропорциональная избирательная система по закрытым партийным спискам – когда избиратель голосует только за партию, а не за отдельного кандидата. Партия получает количество мест пропорционально полученным голосам. Выигранные в выборах мандаты распределяются внутри партийного списка по членам партии, согласно их очередности в списке. Если список разбит на центральную часть и региональные группы, первыми проходят кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, поданным за партийный список в соответствующем регионе.

Такой тип пропорциональной избирательной системы используется в Российской Федерации, в Израиле, в странах Южной Африки, при выборах в Европейский парламент, а также во всех странах Европейского союза.

4. Пропорциональная избирательная система по открытым партийным спискам – когда избиратель голосует не только за партию, но и за конкретного члена партии из списка. В зависимости от метода избиратель может проголосовать или за конкретного члена партии, или за двоих, или указать порядок предпочтения кандидатов в списке.

Такой тип пропорциональной избирательной системы используется в Финляндии, Нидерландах, Бразилии и Демократической Республике Конго.

3.3. Преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы.

Достоинства пропорциональной системы:

1. К достоинствам пропорциональной избирательной системы относится то, что в сформированных с ее помощью органах власти представлена реальная картина политической жизни общества, расстановки политических сил. Она обеспечивает систему обратной связи между государством и организациями гражданского общества, в итоге способствует развитию политического плюрализма и многопартийности.

2. Позволяет точнее, чем мажоритарная система, учитывать политические предпочтения избирателей.

3.Обеспечивает представительство в парламенте даже небольшим политическим партиями (правда, для этого заградительный барьер должен быть не очень высоким).

Однако рассматриваемая система имеет весьма существенные недостатки. Основные недостатки данной системы можно свести к следующему:

1. Пропорциональная система способствует фрагментации политического спектра. При этом политические силы, пользующиеся в масштабах страны значительно меньшей поддержкой, чем крупные политические партии, получают представительство в выборном органе. Их роль к тому же может не соответствовать реальному месту в политической системе. Возможны ситуации, когда такие политические силы могут оказывать заметное влияние на деятельность властного института. Показательна в этом смысле ситуация, сложившаяся в начале 1990-х годов в польском Сейме (нижней палате парламента). При общей численности в 460 депутатов в нем было 10 фракций с числом депутатов более десятка. Среди них – Партия любителей пива, собравшая чуть более 3% голосов, но получившая 16 мандатов. Введение в 1993 г. заградительного барьера заметное снизило партийную фрагментацию Сейма.

2. Если пропорциональная система используется в государствах с парламентскими формами правления или в полупрезидентских республиках, то возникают сложности при формировании правительства и в ходе его деятельности, поскольку, как правило, ни одна партия не имеет абсолютного большинства в парламенте. Поэтому правительство формируется на основе многопартийной коалиции, зачастую весьма неустойчивой. Хрестоматийным в этом отношении является пример Италии. До начала 1990-х годов, когда была проведена избирательная реформа, в Италии использовалась пропорциональная система и каждое правительство держалось в среднем менее года. С 1945 г. здесь сменилось 52 правительства

3. Избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за партию, что ослабляет непосредственные связи между депутатами и избирателями. Одновременно усиливается зависимость депутатов от своих партий. Ведь именно партия в лице ее верхушки решает, включить ли данного депутата в свой список на следующих выборах, и определяет его место в этом списке. Такая несвобода парламентариев может отрицательно сказываться в процессе обсуждения и принятия важных документов.

Недостатки пропорциональной системы очевидны и существенны. Поэтому многочисленны попытки устранить или хотя бы смягчить их. Это наложило зримый отпечаток на сами пропорциональные избирательные системы.

3.4. Специфика пропорциональной избирательной системы в различных странах.

Мировая практика показывает, что если мажоритарные системы относительно одинаковы, то все пропорциональные системы различны. Пропорциональная система каждой страны имеет свою специфику, которая зависит от ее исторического опыта, утвердившейся политической системы и других обстоятельств. Хотя все пропорциональные системы имеет своей целью достижение пропорционального представительства, но реализуется эта цель в разной мере. В соответствии с данным критерием можно выделить три типа пропорциональных избирательных систем. Это – системы, реализующие в полной мере принцип пропорционализма; избирательные системы с недостаточным пропорционализмом; системы, которые хотя и достигают пропорциональности между поданными голосами и полученными мандатами, однако предусматривают различные заградительные барьеры проникновению представителям некоторых политических сил в парламент. Пример – избирательная системы ФРГ. Здесь кандидаты от политической партии, не набравшей 5% голосов избирателей в границах страны, в парламент не попадают. Такой «избирательный метр» используется и в ряде других государств. При этом процент может быть иным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: