Занятие 22. Социально-экономическое развитие России в начале XX века.




ТЕМА V. РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА.

В начале XX века Россия представляла собой огромное по территории и количеству населения государство с активно развивающейся экономикой.

Территория Российской империи, составлявшая одну шестую часть всей земной поверхности и занимавшая по размерам второе место в мире после Британской империи, делилась на 79 губерний, 18 областей; отдельными административными единицами были остров Сахалин и Финляндия, которая имела широкую внутреннюю автономию.

По количеству населения Россия занимала третье место в мире, уступая только Британской империи и Китаю.

Первая в стране полная перепись населения, проведённая в 1897 году, зарегистрировала более 128 миллионов человек. Из них 87 процентов проживало в сельской местности. Тем не менее, шёл бурный рост числа городских жителей. Основной прирост населения, опережавший европейские страны, происходил за счёт высокой рождаемости, которая перекрывала уровень смертности. Естественный прирост населения составлял 1,4 процента ежегодно.

К 1913 году, последнему перед началом Первой мировой войны, население страны увеличилось почти на треть и насчитывало уже 185,2 миллиона человек. То есть практически каждый десятый житель Земли проживал в то время в Российской империи. При этом в российских городах к тому времени находилось уже около 15 процентов населения.

Россия представляла собой многонациональное государство, где проживало, не считая небольших этнических групп, более ста национальностей. Русские, под которыми вплоть до 1917 года подразумевали не только собственно русских, а три славянских братских народа – великороссов (то есть непосредственно русских), малороссов (украинцев) и белороссов (белорусов), составляли по переписи 1897 года 67 процентов всего населения страны. К 1917 году их количество значительно возросло, и они представляли абсолютное большинство среди россиян. При этом великороссов было около половины населения.

Многонациональный состав Российской империи дополнялся и разнообразием религиозных верований её народов. Здесь присутствовали все мировые, а также другие религии, которые в основном мирно сосуществовали друг с другом. Государственной, официальной религией являлось православие, которое исповедовало подавляющее большинство жителей страны. Мусульман насчитывалось 11 процентов, католиков – 9, в основном за счёт Польши, где они составляли 75 процентов населения.

В состав Российского государства входили народы, находившиеся на разных стадиях экономического и социально-культурного развития. Так, наряду с развитыми в общественно-экономическом отношении районами Центральной России, Украины, Белоруссии, Польши и Финляндии, в Российской империи проживали народы, находившиеся на стадии патриархальных отношений, в первую очередь это касалось коренного населения Севера, горских народов Кавказа.

Но, несмотря на национальные, религиозные различия, разницу в общественно-экономическом положении, все народы имели возможность для своего развития, сохранения культуры и языка. Поэтому сегодня многие историки совершенно справедливо говорят о том, что Россия не являлась «тюрьмой народов», как это утверждал В.И. Ленин в 1915 году. Эта оценка, далёкая от реальности, была дана им, скорее всего, в целях привлечения к революционной борьбе национальных меньшинств и, прежде всего, их националистических элементов. Хотя, безусловно, в национальной, религиозной политике государства имелись ошибки и недостатки.

Всё население России делилось на сословия: дворянство, духовенство, почётные граждане, купцы, мещане, крестьяне, казаки и инородцы. К сословию инородцев относили стоявшее на более низкой стадии общественно-экономического развития коренное население Средней Азии, Севера, горские народы Кавказа и некоторые другие. Для них были сохранены все присущие им родовые формы управления и суда, вместо обязательных для всех государственных налогов они платили особые традиционные сборы: ясак, кибиточную подать, подать со скота и так далее.

Каждое сословие отличалось своим юридически закреплённым положением, передаваемым по наследству. Правда, к началу XX века наблюдалось стирание сословных граней, и положение многих лиц уже не соответствовало их сословной принадлежности. Например, многие крестьяне уже не проживали в сельской местности, а работали в городе в основном рабочими на фабриках и заводах.

После реформ Александра II Россия начала мощный рывок в своём экономическом развитии. За относительно короткий срок из аграрной она быстро превратилась в аграрно-индустриальную державу, войдя в начале XX века в пятёрку развитых государств мира по абсолютным размерам промышленного производства. По темпам экономического развития Россия превосходила западные государства. При этом средний прирост промышленной продукции в ведущих отраслях составлял двенадцать и более процентов в год. По сути, это было, как сказали бы сегодня, «экономическое чудо». Особо быстрыми темпами развивались металлургическая, машиностроительная, угольная, нефтеперерабатывающая промышленности, такие новые отрасли, как химическое производство, электроиндустрия и некоторые другие. Наряду с традиционными, старыми экономическими регионами появились и новые, такие как Донбасс, Кузбасс, Бакинский район.

Активно шло строительство железных дорог и развитие железнодорожного транспорта. В 1908 году завершилось в основном начатое семнадцать лет назад строительство Транссибирской магистрали, соединившей европейскую часть страны с её восточными окраинами, что дало мощный толчок для экономического развития этих регионов.

Продолжалось развитие торговли. Важную роль здесь играли ярмарки, которых в 1904 году насчитывалось 16,5 тысяч. Государство осуществляло протекционистские меры в отношении внешней торговли. Были введены высокие пошлины на ввозимые иностранные товары, что защищало отечественную промышленность. Без крайней необходимости за рубежом не размещались промышленные заказы. Они давались, как правило, только отечественным производителям.

Важную роль в экономическом развитии страны сыграл Сергей Юльевич Витте, занимавший в самом конце XIX – начале XX веков посты министра путей сообщения, министра финансов, а с 1905 года по 1906 год – председателя Совета министров.

Как министр финансов, ключевая фигура в правительстве, он с целью пополнения бюджета повысил ряд прямых и косвенных налогов, ввёл в 1895 году государственную винную монополию, давшую казне четверть всех доходов. В 1897 году Витте провёл денежную реформу, позволившую перейти на золотое обеспечение рубля, то есть бумажные деньги впредь имели золотой эквивалент и могли свободно обмениваться на золото. Это сделало русский рубль одной из наиболее устойчивых и конвертируемых валют в мире, что сыграло большую роль в развитии промышленности и торговли. Свободный обмен денежных купюр на золото был прекращён «временно» только в годы Первой мировой войны. С целью получения доходов в российскую казну государством был выкуплен у частных лиц ряд железных дорого, а всё новое железнодорожное строительство осуществлялось только государством, в том числе и строительство Транссибирской магистрали. Крупным промышленным предприятиям выдавались кредиты, активно привлекался иностранный капитал.

Общеевропейский кризис начала XX века, 1901 – 1903 годов, не обошедший стороной и Россию, а также революционные события 1905 – 1907 годов привели к снижению темпов роста промышленности. Хотя она, по-прежнему, продолжала своё развитие, а лёгкая промышленность даже дала заметный прирост. Уже с 1908 года в России начался новый экономический подъём.

По времени он совпал с появлением первых результатов от аграрной реформы, начатой в России председателем Совета министров Петром Аркадьевичем Столыпиным, назначенным на эту должность в июле 1906 года. С апреля 1906 года Столыпин, бывший саратовский губернатор, возглавлял министерство внутренних дел.

Эта реформа была вызвана тем тяжёлым положением, которое сложилось в сельском хозяйстве России в начале XX века. К тому времени уже были исчерпаны все ресурсы его развития после отмены крепостного права и освобождения крестьян. И хотя Россия с конца XIX века занимала лидирующее положение по экспорту сельскохозяйственной продукции, в первую очередь, зерна, её большая часть поставлялась крупными помещичьими хозяйствами, где использовались новейшие агротехнические приёмы и сельскохозяйственные машины. Продуктивность крестьянских хозяйств была очень слабой, неэффективной, что кроме всего сказывалось и на низком жизненном уровне большинства сельского населения.

Развитие рыночных отношений сдерживалось в первую очередь крестьянской общиной. Она подчиняла всех одному способу ведения хозяйства, устанавливала порядок и правила обработки земли, продолжала оставаться главным коллективным налогоплательщиком, имела определённую власть над каждым крестьянином. Например, без её согласия он не мог получить паспорт, сельский сход мог отобрать у него земельный надел, крестьянин не мог выйти из общины с землёй и создать своё отдельное хозяйство. Кроме того, периодически, в связи с количественными изменениями, происходившими в крестьянских семьях, общинная земля перераспределялась. Учитывая постоянный рост населения, это вело к уменьшению, в целом, земельных наделов.

Крестьяне не были заинтересованы в долгосрочной обработке своей земли, так как не существовало гарантии после передела снова стать её владельцем. Каждой крестьянской семье выделялись участки хорошей, средней и плохой земли. В результате поля нарезались на многие, часто очень маленькие по размерам, полоски, создавая так называемую чересполосицу. Причём нередко такие участки находились в нескольких верстах один от другого.

Таким образом, община способствовала уравнению всех крестьян, препятствовала повышению жизненного уровня деревни, не давала возможности развиться в полную силу крепким и хозяйственным мужикам.

Поэтому, считая, что «богатство народа создаёт и могущество страны», Столыпин поставил перед собой главную задачу – реорганизацию землепользования и землевладения крестьянства.

Это должно было, по его мнению, повысить благосостояние населения, и в первую очередь сельского, способствовать развитию сельского хозяйства и создать мощный слой собственников земли, на который могло бы опираться государство, и который обеспечивал бы устойчивость демократических процессов, начавшихся в России после издания Манифеста от 17 октября 1905 года. При этом Столыпин считал, что этот процесс должен носить постепенный характер, а создание большого слоя зажиточных собственников и их успехи в ведении хозяйства будут служить постоянным примером для других, ещё остававшихся в общине, крестьян.

Предваряя реформу, осенью 1906 года было принято несколько царских указов, подготовленных Столыпиным, которые расчищали путь для дальнейших аграрных преобразований.

Так, например, указ от 5 октября 1906 года отменял все сохранившиеся ограничения для крестьянского сословия, в том числе разрешал получать паспорт. Несколько ранее, 3 ноября 1905 года, ещё в бытность председателем Совета министров С.Ю. Витте, который также вёл предварительную работу по подготовке аграрной реформы, но не смог её осуществить, был подписан царский манифест о выкупных платежах. По нему выкупные платежи, которые крестьяне должны были платить после отмены крепостного права, чтобы получить землю в собственность, с 1 января 1906 года уменьшались на 50 процентов, а с 1 января 1907 года их выплата полностью отменялась.

Но главным документом аграрной реформы стал указ от 9 ноября 1906 года «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования».

Понимая, что рассмотрение проекта этого указа в Государственной думе, настроенной антиправительственно, и консервативном Государственном совете затянется на долгое время и, возможно, он так и не будет принят, Столыпин воспользовался 87-й статьёй «Основных законов Российской империи», согласно которой любая неотложная мера могла быть проведена императорским указом, не дожидаясь одобрения законодательных учреждений.

Этот указ положил начало столыпинской аграрной реформе, которую современники не случайно называли «вторым освобождением крестьянства». Позже указ был рассмотрен и принят 3-й Государственной думой, Государственным советом и 14 июня 1910 года подписан Николаем II, став законом «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении».

Основные, главные положения столыпинской аграрной реформы сводились к следующему.

Во-первых, крестьяне получали право выхода из общины с землёй, которая передавалась им в частную собственность. Причём земля давалась не семье, как это было ранее, а в личную собственность домохозяину. Если в общине за всё время после реформы 1861 года не было переделов земли, то она автоматически становилась собственностью домохозяев. На выход из общины требовалось разрешение сельского схода, но если он не принимал решения в течение тридцати дней, то выход осуществлялся решением земского начальника. Чтобы официально оформить землю в собственность, необходимо было обратиться в землеустроительную комиссию, которая выдавала соответствующий удостоверительный акт.

Во-вторых, вместо разрозненных чересполосных земель крестьянин, выходя из общины, мог потребовать выделить ему землю, отрубив от общей, в одном месте. Такой компактный участок земли назывался отрубом. Если по просьбе крестьянина к отрубу присоединяли площадь деревенской усадьбы, которую он оставлял, переселяясь на это новое место, то такой участок становился хутором. То есть хутор – это обособленный участок земли с отдельной от всех других усадьбой. Правительство придавало созданию отрубов и хуторов особое значение, видя в них прообраз будущих фермерских хозяйств по западноевропейскому и американскому образцу.

В-третьих, правительство начало осуществлять широкую переселенческую политику. Основная масса крестьянского населения проживала в Центральной России, что создавало скученность и малоземелье крестьянских хозяйств. Поэтому крестьянам предлагалось переселиться в другие регионы страны, в первую очередь, в Сибирь, где населения было крайне мало и имелось огромное количество неосвоенных земель. Переселенцам предоставлялись различные льготы: им прощались все недоимки, оказывалась медицинская и продовольственная помощь в пути, выдавались беспроцентные ссуды для обустройства на новом месте, они освобождались на пять лет от уплаты налогов, правительство помогало осваиваться в новых районах, мужчины освобождались от службы в армии и так далее.

В-четвёртых, крестьянин теперь мог свободно продать свою землю или купить в кредит с погашением в рассрочку через Крестьянский банк государственные и помещичьи земли.

И, наконец, в-пятых, большое значение уделялось землеустройству, которое предполагало уничтожение чересполосицы, мелкополосицы и сокращение дальноземелья. Особенно активно эта работа началась с весны 1911 года, когда был принят закон, по которому крестьянам разрешалось становиться собственником земли, не выходя из общины, что было до этого обязательным условием.

Следует отметить, что столыпинская аграрная реформа и до настоящего времени вызывает неоднозначную оценку историков. Одни считают, что мероприятия реформы имели положительный результат, оказали значительное влияние на социально-экономическое и политическое развитие страны, были правильными и необходимыми для дальнейшего развития сельского хозяйства и общества в целом, отмечая в то же время ошибки, допущенные правительством при их реализации. Другие, в первую очередь, историки советского периода, считали, что столыпинская аграрная реформа потерпела крах, не привела к фундаментальным изменениям в сельском хозяйстве, обострила противоречия в деревне, и земельный вопрос мог быть решён только путём революции.

Так или иначе, но при этом следует отметить, что реформа не была завершена. В 1911 году Столыпин был убит революционером-террористом, что серьёзно затормозило её ход, а с началом Первой мировой войны реформа была свёрнута. Ей не хватило времени для полной реализации. Так что речь может идти только о промежуточных результатах.

А они были следующими. За восемь лет проведения реформы из общины вышло около трёх миллионов домохозяев, что составило почти треть их общей численности. Из общинного оборота было изъято 22 процента земель. Особенно интенсивно шёл этот процесс в Московской, Курской, Орловской, Самарской и некоторых других центральных губерниях, а также на Украине и в Новороссии. Ещё более шести миллионов крестьян подали заявления о проведении землеустройства, и около половины успели получить участки в личную собственность, но оставаясь в общине. То есть фактически подавляющее большинство крестьянства изъявило желание стать собственниками земли. Война и призыв в армию помешали это сделать.

К хуторскому и отрубному владению перешли 1,6 миллионов домохозяев, которые начали активно внедрять новые машины и оборудование. Урожаи на их землях были в полтора - два раза выше, чем у крестьян-общинников.

Успехи имела переселенческая политика правительства. Основная масса переселенцев, более трёх миллионов человек, переехала в Сибирь, создав там крепкие единоличные хозяйства и дав мощный толчок развитию производительных сил этого региона.

Широко использовали крестьяне полученные возможности для продажи и покупки земли. Многие из них через Крестьянский банк продали свои наделы, чтобы переехать в Сибирь или выехать на жительство в город. Кроме того, крестьянами было куплено через банк в кредит около десяти миллионов гектаров государственной и помещичьей земли.

Результатом землеустройства стало улучшение землепользования, значительное сокращение чересполосицы, фактическая ликвидация мелкополосицы, резкое уменьшение дальноземелья.

Активное развитие получила сельская кооперация, которая поощряла инициативу и самостоятельность крестьян. Кооперативы оказывали помощь крестьянам в сбыте сельскохозяйственной продукции, предоставляли им дешёвые кредиты, закупали, а затем продавали по среднерыночным ценам товары промышленного производства. Это наносило серьёзный удар по спекулянтам – перекупщикам и ростовщикам. Появились кооперативы, объединявшие крестьян по производственному принципу: мукомольные, маслодельческие, свиноводческие, льноводческие и другие.

В то же время, среди отрицательных сторон реформы были её недостаточное финансирование, нехватка квалифицированных кадров для реализации задуманных мероприятий, имевшие место случаи административного давления на крестьян с целью побуждения их к выходу из общины, рост социальной напряжённости в деревне, которая проявлялась в противостоянии крестьян-общинников и крестьян-хуторян, а также некоторые другие.

Тем не менее, успехи сельского хозяйства и экономики Российской империи в целом в период нового экономического подъёма, начавшегося в 1908 году, бесспорны.

Высокими темпами развивалось сельское хозяйство. Россия занимала первое место в мире по объёму сельскохозяйственного производства. Она производила пятую часть от мирового сбора пшеницы и более половины ржи. Была самым большим экспортёром зерна, ежегодно продавая за рубеж двадцать пять, а в урожайные годы до сорока процентов от общих мировых поставок, превосходя в этом такие традиционно продающие хлеб страны, как США, Канаду и Аргентину.

Важной статьёй экспорта являлась продукция животноводства, в первую очередь, мяса и масла. Девяносто процентов всего экспорта масла перед Первой мировой войной вывозилось из Сибири. Сибирское маслоделие давало России золота в два раза больше, чем вся сибирская золотопромышленность. Кроме того, Сибирь активно поставляла на внешний и внутренний рынок мясо, пшеницу, шерсть, пушнину. В целом, экспорт продуктов питания значительно превышал импорт. При этом сельское хозяйство давало 52 процента национального дохода страны.

В корне изменилось по сравнению с началом века соотношение производства сельскохозяйственной продукции крестьянских и помещичьих хозяйств. К 1914 году крестьянские хозяйства производили 92 процента всей продукции земледелия и животноводства. Значительно возросло производство картофеля, сахарной свёклы, технических культур и так далее. В целом, в предвоенные годы произошло большое повышение товарности сельскохозяйственного производства и покупательной способности населения. С 1903 по 1913 год в полтора раза вырос торговый оборот. При этом необходимо отметить, что все эти результаты были достигнуты трудом народа России без привлечения иностранной рабочей силы, как это имело место в США и некоторых других странах.

Преодолев экономический кризис, активно развивалась промышленность. По темпам промышленного развития Россия была на первом месте в мире. А по объёму валовой промышленной продукции – в пятёрке ведущих мировых держав, уступая только США, Германии, Британской империи и Франции. Промышленный подъём охватил все отрасли, в первую очередь, металлургию, машиностроение, металлообработку. На две трети вырос объём выпускаемой продукции. Все необходимые для страны промышленные товары производила русская промышленность. За рубежом закупали в основном станки и оборудование для фабрик и заводов.

Более чем на треть выросло количество рабочих, и впервые за всю историю страны их численность в тяжёлой промышленности превысила работающих в отраслях лёгкой промышленности.

Особенностью экономического развития России являлась самая высокая в мире степень концентрации производства. Концентрация производства означала сосредоточение выпуска промышленной продукции на немногих крупных предприятиях. Это открывало путь для формирования монополий, то есть больших предприятий, которые могли контролировать рынок и обеспечивать себе максимальную прибыль. К 1914 году в стране насчитывалось более 150 монополий, из которых наиболее крупными были «Продамет» («Общество для продажи изделий русских металлургических заводов»), «Продуголь», «Продвагон» и другие.

Однако в то же время следует отметить, что в ряде отраслей промышленности уровень монополизации почти отсутствовал или был невысок.

Другой характерной особенностью экономики России являлось наличие в ней достаточно большого государственного сектора, в первую очередь, железных дорого и заводов, главным образом, военных. Вкладывая крупные средства в промышленность и сельское хозяйство, государство в определённой степени являлось организатором их успешного развития.

По уровню национального дохода Россия занимала четвёртое место в мире после США, Германии и Британской империи. Но при этом темпы его прироста были самыми высокими в мире.

Крепким и стабильным являлся российский бюджет, имевший устойчивые темпы прироста. К 1914 году его доходная часть по сравнению с началом века возросла в два раза. Причём доходы значительно превышали расходы. Почти вдвое увеличилась и расходная часть. Наряду с большими военными расходами значительное увеличение шло по всем другим статьям, в том числе более чем в три раза были увеличены расходы на реализацию аграрных мероприятий, почти в пять раз возросли расходы на народное просвещение.

Таким образом, Россия к началу Первой мировой войны являлась мощной державой, стремительно рвущейся вперёд в своём экономическом развитии.

В то же время следует отметить, что Российская империя, несмотря на бурное экономическое развитие, уступала ряду развитых западных государств по уровню и качеству жизни основной массы населения. Но этот разрыв постепенно сокращался, и складывалась реальная возможность спустя некоторое время не только догнать, но и перегнать страны Запада и по этим показателям.

Некоторые иностранные эксперты, французские, германские, оценивая экономическое развитие Российской империи накануне Первой мировой войны, делали вывод о том, что «через десять лет её не догнать и к середине XX столетия Россия будет доминировать в Европе как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении».

Однако этим прогнозам не суждено было сбыться.

Первая мировая война, революционные события 1917 года, особенно приход к власти большевиков, последовавшая за этим Гражданская война на долгие годы отбросили Россию назад. «Экономическое чудо» начала XX века своего логического завершения не получило.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: