Образование Российской империи. Реорганизация государственного аппарата. Учреждения, осуществляющие функции по защите информации
Начало XVIII в. – реформа государственного аппарата. Самодержавная власть приняла абсолютный, неограниченный характер.
Первая четверть XVIII в. неразрывно связана и именем императора Петра I, который внес большой вклад в укрепление государственности, безопасности России, создание системы защиты информации. 22 октября 1721 г. Петр I принял титул императора, а государство Российское стало именоваться Российской империей.
C 90-х гг. XVII в. Боярская Дума не собиралась. Петр I перестал созывать Боярскую думу, издавались именные указы.
В соответствии с указом от 22 февраля 1711 г. учрежден Правительствующий Сенат как орган верховной власти.
Сенат – коллегиальный, законосовещательный орган.
В исключительных, чрезвычайных случаях, при отсутствии царя, играл роль законодательного органа, но законодательные функции в последствии не сохранились. С 1722 г. Сенат лишен законодательной власти.
Сенат являлся органом надзора за государственным аппаратом, должностными лицами. Особое значение для формирования системы защиты информации имела деятельность канцелярии Сената.
Возглавлял канцелярию Сената обер-секретарь, а с 1722 г. она находилась в ведении генерал – прокурора.
Структура и функции канцелярии Сената
Канцелярия состояла из пяти столов:
Первый стол. Секретный (делопроизводство по высшим государственным вопросам).
Второй стол. Фискальный (делопроизводство по донесениям фискалов. Фискалы (от слова «фиск» - казна) назначались для негласного надзора за деятельностью административных лиц на местах, осуществляли тайный сбор и представление информации в Сенат. Главная задача - раскрытие корыстных должностных преступлений Их деятельность можно рассматривать как прообраз службы экономической разведки.
|
Возглавлял фискальную службу вначале обер-фискал, затем – генерал-фискал, которые информировали Сенат о выявленных ими злоупотреблениях по службе, тайно следили за членами, осуществляли контроль за служебной перепиской.
Была создана разветвленная система фискалата:
- контролирующие центральные государственные учреждения;
- фискалы при каждой губернской канцелярии;
-прикрепленные к провинциям провинциал-фискалы;
- закрепленные за городом.
С 1722 г. фискалы прикреплялись ко всем коллегиям.
Третий стол. Приказный (функции контроля, надзора, координации деятельности).
Четвертый стол. Губернский.
Пятый стол. Разрядный – дела военной службы (с упразднением Разрядного приказа функции перешли в данный стол).
Реорганизация центральных (отраслевых и межотраслевых) органов государственного управления
С 1718 г. приказы были заменены коллегиями.
Главными государственными коллегиями являлись: военная, адмиралтейств-коллегия (адмиралтейская, морская) и коллегия иностранных дел.
Почему «главные коллегии»? Президенты этих коллегий вошли в состав Сената. Президенты остальных коллегий не включены в состав Сената, т.к. такое включение затрудняло бы надзор за коллегиями.
К финансовым коллегиям относились: камер – коллегия (доходы); штатс – коллегия (расходы); ревизион - коллегия (контроль).
|
Вопросами торговли и промышленности занимались: коммерц – коллегия (торговля); мануфактур – коллегия (фабричная промышленность); берг-коллегия (металлургическая промышленность: горное дело и горные заводы).
Особенностью государственного управления России в XVIII в. являлось отсутствие коллегии внутренних дел (по внутреннему управлению государством, как, например, Министерство внутренних дел в XIX в.).
Функции, которые обычно осуществляет МВД, в том числе и контрразведывательного характера, были сосредоточены в Сенате.
Органы внешней разведки
Функции защиты тайны во внешнеполитической области осуществляла Коллегия иностранных дел, заменившая Посольский приказ.
Еще в начале века, в 1702 г., Петром I была учреждена как временное учреждение Походная посольская канцелярия, где были сосредоточены:
- ведение делопроизводства по важным государственным делам; делам политического характера;
- шифровальная работа;
-осуществление связей с Сенатом, коллегиями, губернаторами;
- работа с дипломатической корреспонденцией;
- переписка о приглашении иностранных специалистов.
С 1710 г. данное учреждение из временного было преобразовано в постоянное и стало именоваться – Посольская канцелярия.
Располагалась Посольская канцелярия в Петербурге.
В ее деятельности появляются дополнительные функции, связанные с защитой информации:
- ведение шифровальной работы;
- создание шифров и разработка рекомендаций по их использованию.
С созданием в 1717 г. Коллегии иностранных дел функции Посольской канцелярии перешли к коллегии.
|
В Коллегии иностранных дел первая экспедиция занималась шифровальной работой и ведением секретного делопроизводства. Являлась секретным подразделением.
Деятельность данной экспедиции осуществлялась с соблюдением режима секретности: вход в помещения был ограничен, доступ в подразделения имели только работающие там лица, осуществлялся контроль доступа в помещения; осуществлялся четкий учет документов, регламентировался порядок учета, хранения и использования государственных печатей и шифров (цифирных азбук).
К 1719 г. Россия имела более 10 постоянных миссий, в том числе: в Польше, Голландии, Швеции, Дании, Австрии, Пруссии, Турции, Англии, Венеции, Бухаре и др.
Дипломатический аппарат миссий осуществлял разведывательные и контрразведывательные функции.
Широко применялись шифрование переписки и тайнопись (применение специальных химических чернил).
При Петре I окончательно установилась форма двойного представительства России за рубежом: тайное и официальное.
Впервые такой порядок был установлен в XVII в. в деятельности Приказа тайных дел.
Дипломатические (официальные) письма в XVIII в. поступали в Коллегию иностранных дел, а тайные письма и шифровки – в Кабинет его императорского величества.
Вопросы секретной деятельности регламентировались в специальных секретных инструкциях послам.
Инструкции определяли для каждого посла, какие сведения предписывалось собирать тайными и явными методами в стране пребывания.
Как правило, это были сведения:
- военного характера (устройство войска, его боеготовность, расходы казны на его содержание, увеличение; пограничные укрепления; воинское мастерство, обучение войска, применяются ли специалисты иностранного происхождения и др.);
- о внутреннем состоянии государства;
- персональном составе лиц, участвующих в деятельности государственного аппарата;
- политическое устройство;
- взаимоотношения с другими государствами (о тайной подготовке к войне, с какими государствами, по каким причинам; с какими государствами есть стремление поддерживать мирные отношения, почему);
- сбор информации по вопросам «устроения ко умножению прибылей», т.е. об особенностях коммерческой деятельности, что способствовало развитию предпринимательской деятельности в России, формированию института защиты коммерческой тайны.
Донесения о выполненной работе послами и дипломатическими агентами (сотрудники дипломатических миссий) имели гриф «секретнейший». Оформлялись в виде «секретнейших реляций».
С 40-х гг. XVIII в. шифры стали разделяться на две группы: генеральную «цифирь» (шифр, используемый на общей линии связи) и индивидуальные шифры, на которых указывалось имя лица, в пользование которому шифр был предназначен.
Генеральный шифр обновлялся примерно через два года.
В Первой экспедиции Коллегии иностранных дел велся тщательный учет всех шифров. В специальном реестре указывались списки лиц, которым были разосланы шифры, проставлялась отметка о возврате отдельных экземпляров, указывалось, на каком языке составлены шифры и другие сведения. При подозрении на раскрытие «генеральной цифири» императорским указом шифр выводился из действия и заменялся другим. Указ сразу же рассылался всем корреспондентам, входившим в данную сеть связи.
Создание «черных кабинетов »
В 40-е гг. XVIII в. учреждается специальная секретная служба перлюстрации, хотя перлюстрация корреспонденции велась и значительно раньше, но она носила эпизодический характер, связанный с оперативно-агентурными мероприятиями правительства.
«Черные кабинеты» или секретные экспедиции создаются на почтовых пунктах для перехвата и перлюстрации шифрованных дипломатических писем. «Черный кабинет» – секретный государственный орган по перехвату, перлюстрации и дешифрованию переписки (как правило, дипломатической). В штат «черных кабинетов» входили:
- криптографы-дешифровальщики;
- агенты по перехвату почты;
- специалисты по вскрытию пакетов;
- писцы-копировальщики;
- переводчики;
-специалисты-граверы по подделке печатей;
-химики (для выявления «невидимых чернил»);
- специалисты по подделке почерков и др.
От всех сотрудников требовалось строгое сохранение тайны.
В кабинетах были организованы копирование, дешифрование иностранной секретной шифропереписки, ее перевод, пересылка в высшие государственные инстанции.
Основной перехват почты осуществлялся через Петербургский почтамт.
Оформление пакетов секретной почты: конверт обвязывался крестом нитью, проклеивался по всей поверхности конверта и поверх клея опечатывался печатями на красном сургуче.
Органы государственной безопасности
(политическая полиция, формирование органов цензуры)
В 1676 г. упразднен Приказ тайных дел.
С конца XVII - начала XVIII вв. важнейшим органом политического сыска становится Преображенский приказ, который является центральным общегосударственным учреждением.
В 1713 г. – создаются временные розыскные канцелярии; с 1718 г. преобразованные в постоянную Тайную канцелярию, которая стала вторым органом политического сыска независимо от Преображенского приказа.
В отличие от общей полиции данные органы были в этот период малочисленны, максимально приближены к императору, состояли из доверенных лиц, порой совпадали с высшими коллегиальными органами государственной власти.
Тайная канцелярия ликвидирована в 1726 г., а Преображенский приказ – в 1729 г.
Расследование особо опасных преступлений было передано в ведение Сената и Верховного тайного совета.
С 1731 по 1761 гг. действовала Тайная розыскных дел канцелярия.
В 1762 г. в составе Сената была создана Тайная экспедиция, которую можно рассматривать как секретную службу Российской империи рассматриваемого периода.
Она числилась подразделением Сената, но по существу это было самостоятельное учреждение, осуществляющее контрразведывательные функции (ликвидирована 2 апреля 1801 г.).