Учитывая специфику работы Сбербанка и тесную взаимосвязь при приеме платежей между физическими лицами, банком и юридическими лицами Поволжским банком в 2004 году было начато поэтапное изменение системы работы:
На первом этапе было реализовано следующее:
1. Создана единая база (справочник) получателей платежей по городу Самаре;
2. Реализована возможность совершения платежей в любом пункте приема города и отказ от платежных документов на бумаге (форма ПД-4 и пр. платежные документы) для работы с предприятиями;
3. Использование чека-ордера, распечатываемого банком, подтверждающего оплату платежа плательщиком вместо квитанции формы ПД-4 или другого платежного документа;
4. Создание на базе территориального банка нового организационно-расчетного подразделения – Биллинговый центр;
5. Передача учетных и организационных функций из отделений города Самары в Биллинговый центр по всем вопросам, связанным с платежами населения;
6. Разработка программного продукта для функционирования системы;
7. Передача получателям реестров по платежам в электронном виде.
Биллинговый центр создается взамен существующих «бухгалтерий коммунальных платежей» в каждом отделении Сбербанка России по городу Самаре. Создание централизованного Биллингового центра было обусловлено:
8. Наличием единого справочника получателей платежей;
9. Сокращением количества оформляемых платежных документов в адрес одного получателя;
10. Объединением счетов получателей платежей в едином информационном пространстве;
11. Унификацией технологии обработки и передачи платежных документов;
12. Удобством для клиентов при заключении договоров и решении проблемных вопросов в одном месте;
|
13. Сокращением специалистов занятых организационными вопросами и обработкой принимаемых платежей.
Внедрение данной технологии началось в апреле 2004 г. в Дополнительном офисе № 01 Поволжского банка, и до конца 2004 г. работа по внедрению биллинговой технологии по приему платежей физических лиц по г. Самаре была завершена. В результате внедрения новой технологии число организаций-поставщиков, услуги которых можно было оплачивать с использованием биллинговой технологии, возросло к концу 2004 г. с 277 до 2979. Среднее количество оплачиваемых платежей через Сбербанк за 4 квартал 2004 г. с использованием биллинговой технологии составило 600 тыс. операций в месяц, а среднее число плательщиков - физических лиц увеличилось до 150 тыс. человек.
Необходимо отметить, что внедренная технология позволила реализовать возможность приема платежей физических лиц в пользу крупных поставщиков услуг за коммунальные услуги (Департамент городского хозяйства и экологии администрации г. Самары), свет (Самарские городские электрические сети), газ (Самарагаз, Самарарегионгаз), телефон (Самтелеком, ВолгаТелеком) и услуги Интернет (СамараИнтернет, Крафт-С).
Однако банк не остановился на достигнутых результатах и продолжил работу по продвижению данной технологии. Так в 2007 г. была реализована технология приема платежей физических лиц с использованием биллинговых технологий за телефон в режиме реального времени (ЗАО СМАРТС, МЕГАФОН, Самарский филиал ОАО «ВолгаТелеком»).
В том же 2007 году реализована возможность оплаты платежей с использованием штрихкодов. Данная возможность позволяет сократить время обслуживания клиентов банка на 30% и улучшить их качество обслуживания. В 3 квартале 2008 года использование штрихкодов внедрено и на устройствах самообслуживания.
|
С начала 2009 года была реализована технология приема наличных платежей на устройствах самообслуживания. Во втором квартале 2009 года запущено автоматическое исполнение длительных поручений ф.190 сначала по банковским картам, затем и по вкладам. В 2010 году начат процесс централизации обработки платежей, принятых в других автоматизированных системах, используемых для приема платежей в Поволжском банке.
Продолжается непрерывный рост числа поставщиков услуг, базы абонентов которых доступны в онлайне. К концу 2010 года число таких получателей перевалило за 100.
В 2010 году отделениями, расположенными на территории Поволжского банка Сбербанка России, было принято порядка 110 млн. платежей, в том числе порядка 31 млн. платежей в бюджеты различных уровней (налоговые и неналоговые платежи, платежи в фонды).
В 2011 году была введена в промышленную эксплуатацию интернет система СбербанкОнлайн, позволяющая плательщикам не выходя из дома посредством карты Сбербанка осуществлять переводы денежных средств в пользу поставщиков услуг.
К 2012 году в разных территориальных подразделениях Банка эксплуатировалось несколько крупных биллинговых систем. Все они в той или иной мере удовлетворяли основным потребностям бизнес-подразделений. Но в Банке начался процесс централизации всех автоматизированных систем. Централизация позволяет внедрить по всей территории обслуживания Банка единообразные сервисы, позволит обслуживать клиентов из разных уголков страны по всей России в едином, стандартизированном интерфейсе. Ускоряется процесс внедрения изменений - снижается так называемое время "time-to-market" - время требуемое для создания нового бизнес-продукта, время от появления идеи до вывода ее реализации на рынок.
|
В то же время, централизация - процесс далеко не простой, совсем не бескровный, сопровождающийся ломкой старых технологий, внедрением новых, и, к сожалению, не всегда быстрый. Из всего разнообразия биллинговых систем была выбрана самая развитая, самая функциональная, успешно эксплуатируемая в двух территориальных банках - автоматизированная система УФО (универсальный фронт-офис). На ее основе в краткие сроки под руководством опытных инженеров из самарского филиала АО "Сбербанк-Технологии" была разработана новая биллинговая система АС ЕПС (Единая платежная система), которая впитала в себя все лучшие практики, наработанные Банком в области приема платежей.
2. Описание процесса заключения и настройки типового договора
2.1.1 Порядок заключения и ввода в эксплуатацию договора типовой формы
В 2015 году комитетом ПАО Сбербанк по Розничному бизнесу был утвержден альбом типовых форм для заключения договоров с поставщиками услуг.
Под типовым договором здесь понимается договор об оказании услуг по переводу денежных средств физических лиц в валюте Российской Федерации, заключаемый между Банком и Клиентом. Формат Типового договора утвержден Банком и не подлежит изменению.
На текущий момент используется 39 федеральных типовых шаблонов, а также 8 шаблонов локального значения для настроек Поволжского банка.
В 2015 году была утверждена технологическая схема взаимодействия подразделений ОАО «Сбербанк России» при заключении с поставщиками услуг договоров/соглашений об оказании услуг по переводу денежных средств физических лиц в валюте российской федерации и подключения поставщиков услуг к единой платежной системе.
Данная технологическая схема предусматривает следующие этапы: