Структура политологииТеория и методология политикиТеория политических системТеория управления социально-политическими процессамиИстория политических ученийТеория международных отношенийПрикладная политология
Методы политологии Диалектический,Эмпирико-социологический,Сравнительный (компаративный),Системный,Количественный,Бихевиористский (поведенческий),
Взаимосвязь с другими науками
Наиболее тесно политология связана с социологией
Экономические науки, взаимодействуют экономика и политика, как формируются экономические, а значит, и политические интересы больших социальных групп.
Взаимосявязь с правовыми науками
Взаимосвязь с историей история – это прошлая политика, а политика – теперешняя история.
с психологией Знание психологии помогает раскрыть субъективные механизмы политического поведения
3.Политическая мысль цивилизаций Древнего Востока и Античности.
Др восток
Основные идеиРелигиозно-мифологическое отражение природы и общественной жизни; Государственная власть и государственное устройство имеют божественное происхождение;
Дргреции и рима
Намечается отход от мифологических представлений, формирование рационально-логических представлений, философских научных подходов к изучению окружающего мира.
Платон
есть два мира: мир идей - высших, неуничтожимых, вечных сущностей, и мир вещей, который строится по образцу идей. В мире идей высшей является идея Блага. В области же человеческих отношений наивысшим осуществлением идеи Блага является государство
Государство возникло в целях объединения людей разных профессий и занятий для лучшей организации труда.
- Считал лучшей формой правления – аристократию.
- Неправильные формы правления: тимократия (правление воинов); олигархия (правленире богатых); демократия (сильная изменчивость политической жизни и плохим управлением).
- Наихудшая форма правления – тирания (беззаконное правление одного человека).
аристотель
- Критикует Платона за стремление «сделать государство чрезмерно единым»;
- Считает, что частная собственность не вредит моральному совершенству человека, а скорее укрепляет его.
- Классификация форм государственного устройства по Аристотелю
Правильные:
1. Монархия (власть одного человека);Аристократия (власть немногих);Полития (власть большенства).
Неправильные:
1. Тирания (власть одного человека);Олигархия (власть немногих);Демократия (власть большенства)
Политические идей Средневековья и эпохи Возрождения
Средневековое мировоззрение - это мировоззрение религиозное, что, естественно, откладывает отпечаток и на политические взгляды того времени: все явление в сфере политикии оценивались с позиций христианского учения.
Св. Иоанн Златоуст (347-407 гг.) - это один из отцов церкви, всесторонне раскрывших христианское понимание взаимоотношений церкви и государства. Св. Иоанн Златоуст объясняет известные евангельские слова о том, что "нет власти не от Бога": всякая власть от Бога не потому, что каждый князь лично устанавливается Богом, но потому, что Бог установил сам принцип властвования.
Августин Аврелий(353-430гг.) - представитель западной ветви христианства, многие из идей которого были положены в основание католической доктрины. Августин выдвинул учение о двух градах: Божественном и человеческом. Человеческий град - это град проклятых Богом людей, нечестивцев, которые обречены на погибель. Град Божий (церковь) образуют праведники, которых Бог предопределил к спасению, вопреки христианской идее о том, что Господь хочет спасения всех людей, Аврелий говорит, что Бог по своей неизъяснимой воле одних спасает, других же обрекает на погибель). Отсюда проистекает получившая широкое распространение в католицизме идея господства церкви над государством, духовной власти над светской. На ней базируется мысль о вселенских правах римского папы на власть, его праве назначать и смещать государей.
Политическая мысль эпохи Возрождения
Ослабление религиозности сознания происходит в эпоху Возрождения. Отход от теологической интерпретации политики связан с работами Никколо Макиавелли (1469-1527), который создал принцип реалистического видения политики. Он называет политику "опытной наукой", которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Он считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, но никак не мораль, которой можно пренебречь при наличии благой цели. Отсюда следовал вывод, что в политике цель оправдывает средства. После Макиавелли в политической науке утвердилось понятие "макиавеллизм", которым называют политику основанную на культе силы и пренебрежении нормами морали. Существует два способа действия для достижения целей, закона и путь насилия. Первый способ - человеческий, второй - диких животных. Государи должны уметь пользоваться обоими способами.