Формы власти. Специфика политической власти




Многозначность власти проявляется и в другом аспекте: власть может выступать как социальная, т.е. присутствовать в отношениях между большими социальными группами, и как межличностная (в отношениях между друзьями, между супругами и т.д.). Социальная власть проявляться в политической и неполитических формах. Политическая власть взаимосвязана с другими видами социальной власти, причем все они могут быть использованы в политических целях.

.

 

 

Политическая легитимность:

Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждениеКаким образом власть приобретает легитимность? Немецкий политолог и социолог М. Вебер выделил три возможных типа легитимности (господства) в зависимости от ее источников.

Традиционная легитимность опирается на традицию, на некогда установленный порядок. Виды традиционной власти: геронтократия (власть старейшин); патриархальная (власть племенных вождей); патримониальная (власть монарха, которая может быть освящена религиозными нормами);

Харизматическая легитимность (с греч. charisme - божественная благодать) основана на вере в руководителя, вождя, которому приписываются сверхвыдающиеся личные качества: мудрость, святость, героизм.

Легальная (рациональная) легитимность имеет своим источником рационально установленные правила, нормы (законы). В демократических странах это основной тип легитимности, опирающийся на конституции и конкретные правовые нормы.

В реальной практике разные типы легитимности могут взаимно дополнять друг друга. Наибольшим потенциалом легитимности обладают демократические режимы, в которых дополнительными источниками легитимности власти экономическая и социальная эффективность режима, выражающаяся в высоком уровне жизни населения. Диктаторские режимы, построенные на принуждении, стремятся заручиться легитимностью. Так, тоталитарные режимы (СССР, фашистская Германия) опирались на идеологическую и харизматическую легитимность. Здесь с помощью идеологических мифов и пропаганды были созданы культы вождей.

 

Политическая система:

Пол система - совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, правовых и политических норм, взаимоотношений политических субъектов, посредством которых осуществляется власть и управление в данном обществе.
.Структура политической системы Политическая система имеет собственную структуру, которую можно представить в виде следующих подсистем
- институциональная подсистема, состоящая из различных государственных и общественно-политических институтов и неполитических организаций

- коммуникативная подсистема, представляющая собой совокупность отношений между субъектами политической системы, принципы взаимоотношений между институтами.

- нормативная подсистема, выступающая как совокупность различных политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической

- функциональная подсистема объединяет способы реализации власти, которые определяют характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы поддержания его единства и целостности.
Функции политической системы. Любая политическая система многофункциональна. К основным ее функциям, относятся следующие: политическое руководство обществом, в т.ч. определение стратегических целей и перспектив общественного развития; консолидация общественно-политического строя на базе ценностей и идеалов; регулятивная функция, т.е. выработка определенных правил поведения, придерживаться которых обязаны субъекты политики; функция мобилизации ресурсов, которая призвана обеспечить максимальное использование ресурсов общества для осуществления поставленных целей, функция распределения материальных и духовных ценностей и др.
+Типология
В зависимости от политического режима различают тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы. По характеру взаимодействия с внешней средой говорят об открытых и закрытых системах.

 

 

Тоталитарный режим:

это такое государственно-политическое устройство, которое характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизнедеятельности общества.

Основные черты

1. огосударствление и жесткая регламентация всех сторон жизни общества: экономики, образования, средств массовой информации, личной жизни граждан;

2. монополизация власти в руках одной партии, сращивание партии с государственным аппаратом (партия стоит над государством);

3. жесткий политический контроль, не допускающий инакомыслия и инакодействия, массовый непрерывный террор как элемент управления;

4. лояльность по отношению к государству, полное отчуждение личности от политики;

5. отсутствие всех институтов гражданского общества: политических партий, массовых общественных организаций;

Может иметь следующие формы проявления

¢ фашистский (полуфашистский) — Германия, Италия в 30— 40-е гг. XX в.,

¢ военно-диктаторский политический режим — Чили в начале 70-х гг. XX в. В современных условиях эта форма существует в ряде слаборазвитых стран Азии, Африки и Латинской Америки.

¢ Они различаются по уровню тотального контроля и по сущности основного носителя власти. Кроме того, военно-диктаторский режим предполагает власть военных.

¢ Изменение сущности тоталитарного режима может осуществляться двумя путями: путем уничтожения основ его существования (Германия, Италия) или в результате его эволюции в сторону демократического политического режима (Чили).

¢ Современные западные политологи вводят даже понятие посттоталитарные режимы, т. е. размывание и ослабление основных его элементов.

 

Авторитарный режим

¢ это такое государственно-политическое устройство общества, основу которого составляет сильная личная диктатура.

¢ это своеобразная ступень к демократическому режиму.

Сущность

1. исключительная концентрация власти в руках главы государства;

2. широкое использование в политике методов насилия;

3. отсутствие тотального контроля над жизнью общества, власть не вмешивается в сферы, далекие от политики (социальную, семейно-бытовую и т. д.);

4. политическая власть широко использует социальную демагогию, компромиссы, лавирование, допускает определенный политический плюрализм;

5. допускается возможность существования и деятельности институтов гражданского общества: политических партий и общественных организаций, лояльно относящихся к власти и поддерживающих ее;

6. формально функционируют представительные органы власти, которые строятся в соответствии с принципом разделения властей, фактически вертикально-иерархическое построение властных структур;

7. формальное участие народа в политике путем провозглашения его неограниченных прав и свобод и фактическое устранение народа от власти в результате концентрации ее в руках одного лидера;

8. государственный контроль над средствами массовой информации и осуществление идеологического воспитания масс в духе господствующей (авторитарной) идеологии.

Формы проявления

¢ Однопартийный политический режим

¢ Многопартийный политический режим

¢ Монархический политический режим

¢ Клерикальный политический режим

¢ Популистский политический режим

 

Однопартивный

¢ во многом похож на тоталитарный, но в отличие от него предполагает выборность (хотя и формально) представительных органов власти, допускает деятельность общественных организаций, предоставляет определенные права и свободы гражданам.

¢ Примером такого режима можно считать СССР в период власти Сталина;

Многопартивный

¢ допускающий деятельность нескольких политических партий, но фактически сводящий их активность к поддержке и оправданию политического курса государства.

¢ Наблюдается слияние этих партий или образование Народных (Национальных) фронтов — в поддержку правительства.

¢ Примером являются социалистические страны Восточной и Центальной Европы до конца 80-х гг.;

 

Монархический

¢ сильная единоличная власть опирается на полуфеодальные отношения и институты.

¢ Это европейские монархии в эпоху средневековья и современные монархии слаборазвитых стран (Саудовская Аравия, Оман, Марокко);

 

Клерикальный

¢ характеризуется значительной ролью церкви в государственном управлении церкви.

¢ Нередко церковь стоит над государством

¢ Пакистан

 

Популистский

¢ отличаются стремлением лидера стать выразителем интересов своего народа, опираясь в определенной степени на поддержку наиболее влиятельных слоев в каждой социальной группе.

¢ Классический пример: режим Варгаса в Бразилии.

¢ В современных условиях многие постсоветские государства.

 

 

Демократия

представляет собой такое государственно-политическое устройство общества, управленческие функции в котором основаны на признании народа в качестве основного социального носителя власти.

Основные черты

1. реальное функционирование принципа разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную, каждая из которых самостоятельна, независима и выполняет свои специфические функции;

2. многообразие форм собственности;многообразие политической деятельности,наличие правового государства;реальное обеспечение основных прав и свобод граждан, гарантия их реализации

следующие формы

Парламентская республикаПрезидентская республикаСмешанная республика

Парламентская республика

форма государственного правления, когда высшим органом политической власти является избранный на основе всеобщего избирательного права парламент, Контроль за деятельностью правительства осуществляется внутри самого парламента со стороны депутатов оппозиционных партий.

Президентская республика

форма государственного правления, для которой характерно жесткое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей и соединение полномочий главы государства и главы правительства в руках президента. Президент не имеет права роспуска парламента,

Смешанная республика

¢ форма правления, которая стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.

 

 

Государство:

это основной институт политической системы общества, который распространяет свою власть на всю территорию и граждан страны, располагает для этого аппаратом публичной власти, обладает суверенитетом и призван обеспечить реализацию интересов и потребностей граждан, социальных групп и слоёв.

Теория происхождения

Теория божественного происхождения государства; Патриархальная теория; Теория «общественного договора»; Теория насилия;

Божественное происхождение.

Верховный правитель по своей природе является наместником Бога на земле и проводником его воли в отношении всех своих поданных, что закрепляло незыблемость отношений «господства-подчинения».

Любые попытки изменить что-то в государственном устройстве рассматривались как греховные и влекли за собой Божественное наказание. Церковная власть считалась выше и важнее светской.

Патриархальное происхождение

— Формирование государства начинается в рамках первобытнообщинного строя с принципа патриархальной власти, который автоматически переносится на функционирование новых общественных объединений.

— Само государство представляет собой результат механического объединения родов в племена, племен в объединения племен и так до государства.

Теория общественного договора

— объясняет возникновение государственной власти соглашением между людьми. Наиболее распространена в западной философии.

Теория насилия

— исходит из того, что зарождение государственной власти начинается с деления общества на сильных и слабых. А само государство возникает в результате одноразового акта захвата государственной власти.

Признаки государства ТерриторияНародСуверенитетНаличие органов государственной власти

Население как составляющий элемент государства – есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти.

Целостность народа, т.е. всеобщее подчинение населения существующей власти, является важнейшим условием стабильности государства.

Суверенитет

независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство. Государственная власть обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами.

Будучи суверенной, государственная власть:

универсальна, распространяется на все население, общественные, политические и другие организации;

обладает прерогативой отменить любые проявления всех иных общественных властей; имеет право легитимного насилия путём применения исключительных средств воздействия (армия, милиция, тюрьмы и т.д.).

функции Внутренние функции Внешние функции

Внутренние

— защита существующего способа производства, экономической и соответствующей социально-политической системы общества;

— регулирование отношений между различными социальными группами в обществе; культурно-воспитательная, информационная, просветительская и идеологическая деятельность, осуществляемая в интересах идеологии господствующей социальной группы;

Внешние

— защита экономических и политических интересов данного государства на международной арене;

 

 

Форма правления и форма устройства государства.

— определяет территориальное устройство государства, а также распределение функций между различными органами, внутреннюю структуру и динамику государственных институтов и характер взаимоотношений между его частями и государством в целом.

Государство подразделяют на

унитарное — простое, единое государственное образование;

федерация — союз юридически относительно самостоятельных государственных образований, имеющих наряду с собственными конституциями, законодательствами, правительствами, общесоюзную конституцию, законодательство, правительство, регламентирующие взаимоотношения на общей территории, жизнедеятельность всех составных частей;

конфедерация — союз государств, сохраняющих независимое существование и объединяющихся лишь для координации некоторых своих действий (обычно внешнеполитических или военных). Это государственно-правовое объединение.

Формы правления

— организация власти, характеризуемая ее формальным источником, определяемая законодательным путем, а также порядок образования ее органов и их взаимоотношение с населением.

монархия (абсолютная и конституционная);

республика (парламентская, президентская, смешанная, сверх призедентская и т. д.).

 

 

Парламент:

Структура политической системы
следующих подсистем (элементов):
- институциональная подсистема, состоящая из различных государственных и общественно-политических институтов и неполитических организаций

- коммуникативная подсистема, представляющая собой совокупность отношений между субъектами политической системы, принципы взаимоотношений между институтами.

- нормативная подсистема, выступающая как совокупность различных политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы
- культурно-идеологическая подсистема, включающая в себя совокупность политических взглядов, теорий, и концепций: политическое сознание, политическую и правовую культуру

- функциональная подсистема объединяет способы реализации власти, которые определяют характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы поддержания его единства и целостности.
Функции политической системы
Любая политическая система многофункциональна. К основным ее функциям, относятся следующие: политическое руководство обществом, в т.ч. определение стратегических целей и перспектив общественного развития; консолидация общественно-политического строя на базе ценностей и идеалов; регулятивная функция, т.е. выработка определенных правил поведения, придерживаться которых обязаны субъекты политики; функция мобилизации ресурсов, которая призвана обеспечить максимальное использование ресурсов общества для осуществления поставленных целей, функция распределения материальных и духовных ценностей и др.
Есть и другие подходы. Г. Алмонд разделил функции политической системы на два вида:
1) "входящие" функции:
а) политическая социализация (призвана сформировать определенный тип человека как участника политической жизни) и рекрутирование (подбор людей на заполнение ролей в политических институтах);
б) артикуляция интересов (артикуляция - процесс преобразования расплывчатых взглядов и мнений людей в конкретные формулы и требования организаций [1, с. 22];
в) агрегирование интересов, т.е. согласование частных требований, их обобщение;
г) политическая коммуникация - деятельность по согласованию, достижению компромиссов.
2) "исходящие" функции:
а) нормотворчество;
б) использование правил и норм;
в) контроль со стороны государства за соблюдением правил и норм.
В осуществлении этих функций проявляется механизм саморегуляции системы, позволяющей ей сохранить устойчивость и единство.
Существуют и другие подходы к классификации функций политической системы [6]:
1) авторитарное распределение ценностей предполагает контроль над процессом распределения общественных ценностей между различными общественными группами;
2) упорядочение политических процессов (эта функция определена самой природой политики);
3) обновление (развитие) - приспособление к изменениям в общественной жизни;
4) стабилизация, сохранение социальной целостности.
В литературе выделяют также такие специфические функции политической системы, как экстракционная (извлечение из гражданского общества его ресурсов), политическое рекрутирование и символизация (формирование лозунгов, символов, правил, направляющих поведение людей в политике.
Типология политических систем
Политические системы можно классифицировать, применяя определенную типологию. В зависимости от политического режима различают тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы. По характеру взаимодействия с внешней средой говорят об открытых и закрытых системах. Примером закрытой является политическая система советского типа, сложившаяся в СССР, Для первых характерно неразвитое гражданское общество, подданническая или патриархальная политическая культура, власть, выступающая в форме диктатуры (примером выступает большинство развивающихся стран). Во вторых системах существует развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти, дифференциация политических ролей.

Правительство:.

Правительство. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления.

В состав Правительства входят председатель – Премьер-министр, его заместители, министры, а также руководители иных республиканских органов государственного управления.

Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей, к его полномочиям относятся:

1) осуществление непосредственного руководства деятельностью Правительства и персональная ответственность за его работу;

2) представление Парламенту программы деятельности Правительства;

3) информирование Президента об основных направлениях деятельности и важнейших решениях Правительства, а также выполнение других функции, связанных с организацией и деятельностью Правительства.

В функции Правительства Республики Беларусь входят:

―руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

―разработка основных направлений внутренней и внешней политики и принятие мер по их реализации;

―разработка проекта республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

―обеспечение проведения единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

―принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

―организация управления государственной собственностью;

 

Глава государства:

Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Глава государства принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Президент Республики Беларусь:

1) назначает республиканские референдумы,

2) назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

3) определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает и освобождает от должности Премьер-министра, министров и других членов Правительства

4) с согласия Совета Республики назначает и освобождает должности Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов,

6) непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;

7) ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;

8) является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь;

Важно отметить, чтоПрезидент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы, распоряжения и декреты, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

 

Органы государственной власти в Республике Беларусь

О́рганыгосуда́рственнойвла́сти предназначены для управления государством на разных уровнях. Их принято делить на центральные, региональные и местные.

В различных странах конституциями или постановлениями высших государственных органов власти выделены различные органы и институты, отвечающие за повышение контроля над гражданами, федеральными, региональными, местными и иностранными организациями и органами власти, партиями. На региональном и местных уровнях количество различных органов власти и самоуправления может быть различным и варьироваться в зависимости от конституции страны и регионов, указов и постановлений различных органов власти как высших, так и региональных.

 

Политические партии:

Политическая партия - это организованная группа граждан, выражающая интересы тех или иных социальных слоев и стремящаяся к реализации внутригрупповых целей путем борьбы за государственную власть и реализацию власти..
Наиболее распространенным являются следующие подходы:
- классовый. Становление партий связывается с выделением больших социальных групп (классов), а сами партии трактуются как наиболее активная и организованная часть какого-либо класса, выражающая его интересы.
- идеологический. Становление партий связывается с выделением групп, основанных не столько на общности социально-экономического положения, сколько на общности взглядов.
- функционально-прагматический. Становление партий связывается с постановкой цели завоевания власти, сами они трактуются как группы людей, ставящих перед собой цель прихода к власти.

основные способы формирования партий:
- путь "сверху". В данном случае члены партии рекрутируются из чиновников государственного аппарата, членов политической элиты;
- путь "снизу". Существенную роль играют массы, ориентирующиеся на ту или иную доктрину или лидера;
- комбинированный путь, совмещающий черты двух первых способов.
функции, которые они выполняют в отношении общества и государства. В их числе:
-активизация и интеграция крупных общественных слоев;
- формулирование и обоснование групповых интересов;
- формирование общественного мнения;
- политическое воспитание;
- разработка политической идеологии и политических доктрин;
- рекрутирование новых членов партии;
- формирование политической элиты (во многих государствах правительства и представительные органы формируются из членов крупных политических партий);
- участие в борьбе за государственную власть;
- осуществление государственного управления с приходом к власти.
Партия состоит из следующих компонентов:
- высший лидер и штаб
- бюрократический аппарат, осуществляющий связи между выше- и нижестоящими партийными структурами и исполняющий приказы руководства (

- активные члены партии, участвующие в ее жизни,
- пассивные члены партии, которые, входя в ее состав, практически не участвуют в жизни организации
- социальная база партии, т.е. те слои населения, которые ориентируются на нее.

типы партии

В зависимости от социальной базы различают: партии моносредные, состоящие исключительно из представителей каких-то отдельных групп,; партии промежуточные, включающие в себя представителей нескольких социальных групп, слоев, классов; партии универсальные, объединяющие все общество вне зависимости от наличия групповых и классовых преград.

 

Партийные системы:

партийная система - это совокупность партий, реально претендующих на обладание властью в стране.

классификацию:
Однопартийные системы (Куба, Северная Корея) предполагают срастание партийного и государственного руководства; запрещение других партий; подмену государственной идеологии партийной. Характерны для тоталитарных режимов.
Система с партией-гегемоном (Китай) означает сосредоточение реальной власти в руках одной партии, поддерживаемой правящим режимом, при формальном разрешении деятельности других партий.

Система с доминирующей партией (Индия, Япония) отличается тем, что при равных возможностях, создаваемых государством для всех партий, население в течение длительного времени отдает предпочтение лишь одной партии.
Двухпартийная система (США, Великобритания) характеризуется наличием двух главных партий, с которыми не в состоянии конкурировать другие; при этом возможно возникновение ситуации, когда в правительстве доминирует одна партия, а в парламенте – другая

Умеренно многопартийные системы (Бельгия, Нидерланды) отличаются от других ориентированностью всех существующих партий на сотрудничество; незначительностью идеологических разногласий между партиями. Реально в борьбе за власть участвует 3-5 партий.
Крайне многопартийные системы (Италия, Франция) предполагают участие в борьбе за власть 6-8 партий, наличие значительного идеологического размежевания между партиями, двухстороннюю (и слева, и справа) оппозицию правительству, а также существование множества недолговечных партийных коалиций, позволяющих формировать правительство.
Атомизированные системы (Боливия, Малайзия) предполагают наличие значительного количества слабо связанных между собой и с населением партий (от 30 до 200); изолированность партий от власти; отсутствие у них рычагов воздействия на власть.

 

Общественные движения и организации:

От партий следует отличать общественно-политические движения (ОПД). Они представляют собой различные добровольные самодеятельные организации граждан, создаваемые для достижения конкретных целей путем оказания влияния на правительство. Существенными признаками ОПД являются следующие: более аморфная и более широкая социальная база по сравнению с партиями; ориентация на достижение конкретной политической цели; более размытая организационная структура; ОПД обычно не ставят перед собой непосредственной задачи достижения власти, ограничиваясь оказанием давления на нее.
Методы, используемые движениями для достижения поставленных целей, делятся на методы опосредованного воздействия (проведение пропагандистских кампаний в средствах массовой информации, сбор подписей под своими требованиями, проведение забастовок, неповиновение указам правительства, проведение пикетов, митингов, шествий) и методы непосредственного воздействия (введение своих представителей в состав органов власти, участие членов движений в работе разного рода согласительных комиссий и комитетов, поддержание тесных личных контактов с членами политической бюрократии).
Общими причинами возникновения ОПД являются: 1) схожесть в положении определенных групп людей; 2) стремление людей посредством принадлежности к группе более эффективно противостоять неблагоприятным воздействиям извне (со стороны государства). Каждое ОПД имеет, помимо этого, свою собственную историю и, следовательно, собственные причины возникновения. Остановимся на некоторых движениях более подробно.

 

Политический процесс:

  Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели. В узком смысле – деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений.

Существуют следующие типы политических процессов:

- формирование органов политической системы (институализация)- воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования; - принятие и исполнение политических решений.

Можно выделить по степени возрастания активности участия в политическом процессе следующие группы:
1) аполитичная группа, 2) голосующие на выборах, 3) участвующие в деятельности политических партий и других политических организаций и проводимых ими кампаниях, 4) искатели политической карьеры и политические лидеры.

Крайними позициями в отношении к политическим процессам служат КОНСЕРВАТИЗМ, выражающийся в том, что его сторонники видят основное назначение политических процессов в сохранении постоянства, неизменности политической системы, воспринимают любую ее трансформацию как нечто опасное и нежелательное; и РЕВОЛЮЦИОНАРИЗМ, представляющий политическую жизнь в качестве непрерывной и крутой ломки форм ее организации.

РЕВОЛЮЦИЯ - это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социально-экономических преобразований.

РЕФОРМА характеризуется постепенностью намечаемых преобразований, а в ее программе акцент делается не на обеспечение полноты, радикальности и всесторонности их, а на доведение до конца, и этому придается ключевое значение.

БУНТ - массовое действие, имеющее очень высокую степень интенсивности, активности его участников, но еще больше ограниченного временем протекания, причиной его вызвавшей

 

 

Выборы и избирательное право:

Выборы - способ формирования органов государственной власти или наделения полномочиями должностного лица посредством голосования управомоченных лиц, при условии, что на каждое место в органе государственной власти (должность) могут претендовать два и более кандидата.
Выборы в демократическом обществе отличаются следующими признаками:
1. Всеобщность избирательного права. Этот принцип означает, что все граждане, достигшие возраста социально-политической дееспособности, независимо от их пола, расы, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений имеют право
2. Альтернативность выбора, что предполагает наличие двух и более претендентов на власть и состязательность между ними. Нет смысла проводить выборы из одного кандидата, однако и при видимой альтернативности выборов это условие может быть не выполнено.
4. Равные права кандидатов. Все кандидаты должны иметь одинаковую возможность для выдвижения, агитации, доступа к средствам массовой информации.
5. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях.
6. Свобода участия в выборах и свободное волеизъявление избирателей. Для демократических выборов характерно то, что никто не знает, за кого голосует конкретный избиратель. Абсентеизм (неявка избирателей на выборы) стал довольно частым явлением. Однако это отрицательно влияет на политическую жизнь, потому что выборы, на которые явилось меньшинство избирателей не отражают реальной политической картины. Может победить не та партия, чью программу поддерживает большинство общества, а та, которая сумела за счет партийной дисциплины обеспечить явку своих немногочисленных сторонников на выборы. У абсентеизма есть еще один негативный аспект - при низкой активности избирателей выборы могут быть признаны несостоявшимися (В этом случае назначаются новые выборы, что значительно увеличивает расходы на организацию избирательного процесса. Для борьбы с абсентеизмом в некоторых странах введен институт обязательного участия в выборах.

 

Избирательные системы:

избирательная система - это совокупность общественных отношений, предметом которых является формирование органов государственной власти или наделение полномочиями должностного лица особым способом - путем выборов..

Типы избирательных систем

В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства.каждого округа избирается один депутат. Мажоритарная система имеет свои разновидности.
Система проста, т.к. она обеспечивает победу одной партии даже при минимальном перевесе.
Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает, что избранным является тот кандидат, который получил более половины голосов избирателей, участвовавших в голосовании

Выделим положительные моменты мажоритарной системы:
- непосредственная связь между избирателями и кандидатом в депутаты;
- отсеивает из органов власти мелкие по своему влиянию партии;
- способствует установлению двух- или трехпартийности;
- способствует при парламентской форме правления формированию стабильного кабинета министров, опирающегося на парламентское большинство.
Пропорциональная система предполагает голосование по спискам партий. Смысл этой системы заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте число мандатов, пропорциональное количеству поданных за нее голосов Положительными моментами этой системы выборов является то, что она позволяет представить интересы больших групп избирателей, чем при одномандатной мажоритарной системе; стимулирует создание партий. Но у этой системы есть слабые стороны:
- отсутствие тесной связи кандидата в депутаты с избирателями;
- зависимость депутата от партийной фракции в парламенте;
- порождает большое число фракций в парламенте, ч<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: