Реферат
по КДО
На тему:
« Психология общения: определения и её виды »
Подготовил обучающийся группы ПС-1-11 _____________________В.И.Куликова
Проверил преподаватель КДО _______________________
Оценка_____________ 32 октября 2019 г.
г.Сыктывкар, 2019
Содержание:
Введение ________________________________
Понятия, виды и функции общения_____________________
Средства общения _____________________
а) Вербальные
б) Невербальные
Структура общения_____________________
Этапы общения _____________________
Заключение _____________________
Источники _____________________
Введение
• Цели:
- дать определение общению;
- перечислить виды и функции общения;
- изучить средства общение (вербальные и невербальные);
- изучить структуру общения;
- изучить этапы общения.
Понятия, виды и функции общения
Общение играет большую роль в жизни и деятельности людей. В разных формах общения люди обмениваются результатами деятельности, накопленной опытом, осуществляется взаимный обмен знаниями, суждениями, идеями, представлениями, интересами, чувствами, согласовываются стремления, потребности и цели людей, складываются психологическая общность, достигается взаимопонимание. В процессе общения формируется общая программа и общая стратегия совместной деятельности. Благодаря общению расширяется кругозор человека, преодолевается ограниченность индивидуального опыта. Общению принадлежит важное место и в развитии человека.
· Общение (в психологии) - форма деятельности, осуществляемая между людьми как равноправными партнёрами и приводящая к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопонимании. (Психический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.)
· Общение — вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями.
Виды общения
• По цели:
- биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;
- социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
• По содержанию:
- материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;
- когнитивное - передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;
- деятельное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками;
- кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;
- мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.
• По опосредованности:
Опосредованность — это способность познавать недоступные для восприятия свойства и закономерности объектов и явлений не прямо, а косвенно.
- непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой;
- прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения;
- косвенное общение может происходить через посредников, которыми могут быть люди (переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном уровне и т.д).
• Другие виды общения:
- деловое общение - общение, целью которого является достижение какого-либо чёткого соглашения или договорённости;
- воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата;
- диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (врач и пациент);
• Функции общения
- информационная (передача и приём информации, знаний и умений);
- экспрессивную (понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга; его изменения);
- регулятивная (обоюдное воздействие на партнёра по общению с целью изменения или сохранения его поведения, активности, состояния, отношения к друг другу);
- социальный контроль (регламентирование поведения и деятельности с помощью групповых и социальных норм);
- социализация (формирование у членов коллектива умения действовать в интересах коллектива, понимать интересы других людей, выражать доброжелательность);
- подтверждения (в процессе общения даёт возможность познать, утвердить себя);
- прагматическая (достижение желаемых результатов (получение выгоды) от взаимодействия);
- формирующая (развитие и становление личности);
- внутриличностная (проявляется через общение человека с самим собой, через внутреннюю или внешнюю речь, которая построена по принципу диалога),чаще всего рассматривается как универсальный способ мышления; благодаря ей мы принимает решения и т.д).
Средства общения
Средства общения — это способы передачи информации и выражения отношений между партнёрами в процессе взаимодействий.
Средства общения делятся на два вида: вербальные и невербальные. Эти два вида общения существует вместе и дополняют друг друга, но не всегда.
Вербальное общение
— это процесс обмена информацией между людьми (или группами людей) при помощи речевых средств. Проще говоря, вербальное общение – это общение посредством слов, речи.
К вербальному общению относят: интонацию, темп, громкость речи, громкость голоса.
Например, люди говорят быстро, когда обеспокоены или говорят о личных трудностях или же когда хотят уговорить, убедить собеседника. Когда же люди говорят медленно в большинстве случаев это говорит об их угнетённом состоянии. И когда у людей сбивчивая речь, это показывает их страх, волнения и тревогу.
Вербальное общения бывает:
- открытое (желание и умение выразит свою точку зрения, готовность учесть позиции другого человека);
- закрытое (нежелание и неумение выразить свою точку зрения, неготовность учесть позиции другого человека
- ролевое (общение людей, исходящее из их социальной роли);
- личностное (общение по душам);
- диалогическое;
-монологическое.
Средства вербального общения
Устная речь — основное и очень важное средство вербального общения, но не единственное. В качестве отдельных вербальных средств общения выделяются также речь письменная и внутренняя речь (диалог с самим собой).
Вербальные средства в отличие от невербальных, предполагают выработку определённых умений, а именно:
- воспринимать речь;
- слушать и слышать, что говорит собеседник;
- грамотно говорить (монолог) и вести беседу (диалог);
- грамотно писать;
- вести внутренний диалог.
Особо ценятся такие коммуникативные навыки как:
(Коммуникативные навыки — это способность человека взаимодействовать с другими людьми.)
- умение чётко формулировать мысль;
- умение говорить коротко и по делу;
- умение не отклоняться от темы, избегать большого количества “воды”;
- способность заинтересовать речью, быть интересным собеседником;
- способность вдохновлять, побуждать, убеждать, мотивировать речью;
- честность, всегда говорить только достоверную информацию;
- внимательность во время общения;
- умение объективно принимать и верно понимать сказанное собеседником;
- умение учитывать индивидуально-психологические особенности собеседника (к примеру, стараться не говорить непонятные для собеседника слова или же сразу их пояснять);
- настроенность на позитивную оценку речи собеседника и его личности, умение даже в негативных словах находить добрые намерения человека;
- способность “переводить” слова собеседника, определяя для себя самую их суть.