Барьеры вербального общения




Психолог Предраг Мицич в книге “Как проводить деловые беседы” описал схему поэтапного оскуднения информации в процессе вербального общения.

Полная информация (100%), которую нужно передать собеседнику, содержится только в сознании говорящего. Внутренняя речь более разнообразна и глубока, нежели внешняя, поэтому во время преобразования её во внешнюю речь, теряется около 10% всей информации.
Это и есть первый барьер, вербального общения Мицич назвал его “ Пределом воображения ”. Человек не может высказать все то, что хочет, посредством слов по причине их ограниченности.


Второй барьер — “ Барьер желания ”. Даже идеально сформулированную про себя мысль не всегда удается высказать вслух так, как хочется в силу разных причин, как минимум, из-за того, что приходится подстраиваться под своего собеседника и учитывать ситуацию общения с ним.

 

Третий барьер — “ Техническое несовершенство языка ”. Запинки, заминки, заикания, “проглатывание” окончаний слов, слишком быстрый темп, слова-“паразиты”, не понятные собеседнику слова и так далее. Все это ведет к ухудшению восприятия речи и непониманию ее смысла.

 

Четвёртый барьер — “ Барьер отношений ”. Чисто психологический барьер. То, что и как слышит один человек, внимая другому зависит от его отношения к нему. Как правило, из 70% информации, человек понимает лишь 60% этой информации. По причине того, что человеку необходимо одновременно осмыслить услышанное и ещё перемешивать это с отношением к говорящему.

 

Пятый этап — “ Объем запоминания ”. Это не столько барьер непосредственно вербального общения, сколько человеческой памяти. В памяти в среднем остается примерно только 25-10%услышанной от другого человека информации.

 

 

 

 

Невербальное общение

— это коммуникация между инди­видами без использования слов, т. е. без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме.

К невербальному общению относят:
— внешние проявления человеческих чувств и эмоций, что является предметом изучения кинессики. Это мимика – движение мышц лица; жестикуляция – жестовые движения отдельных частей тела; пантомимика – моторика всего тела: позы, осанка, поклоны, походка.


- Тексика — прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания.

- Проксемика — специальная область, занимающаяся нормами пространственно-временной организации общения; расположение людей в пространстве при общении: выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:
- интимная зона (до 46 см.), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактичный контакт, прикосновении;
- личная зона (от 46 до 120 см.) подходит для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;
- социальная зона (от 120 до 360 см.) обычно используется во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают;
- публичная зона (более 360 см.) подразумевает под собой общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и прочее.

 

Средства невербального общения
Мимика – движение мышц лица, - отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70 % информации, то есть глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.

Мимикой выражаются 6 основных эмоциональных состояний:

1. Гнев

2. Радость

3. Страх

4. Страдание

5. Удивление

6. Презрение

Существует схема мимических кодов эмоциональных состояний (по В.А.Лабунской).

 

Жесты —это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние.

Жесты бывают:

1. Коммуникативные (жесты приветствия, привлечения внимания, запреты и т.д.);

2. Модальные жесты (выражают оценку и отношение);

3. Описательные жесты (имеют смысл только в контексте ролевого общения);

Походка человека — это стиль передвижения, который отражает его эмоциональное состояние.


Стремительная походка, несколько беспокойная, нервная говорит об активном человеке, энергичном и целеустремленном, имеющем взрывной темперамент.

Человек, не умеющий ходить быстро, по натуре вялый и ленивый. Он никогда никуда не торопится и навряд ли с энтузиазмом возьмется за какое-то дело, или примет участие в сногсшибательном мероприятии.

Человек, широко шагающий вперед, обладает открытым общительным характером. Такие люди отличаются своими деловыми качествами, они целеустремлены, предприимчивы, решительны.

Если человек идет медленным, но широким шагом – это признак показухи, желание обратить на себя внимание.

Тот, кто сосредоточен на собственном внутреннем мире, сдержан, осторожен, расчетлив, изворотлив и вместе с тем обладает острым умом, ходит мелкими шажками.

Человек, идущий расслабленной походкой, игнорирует окружающих или данную ситуацию. Таким образом, он демонстрирует свое внутреннее сопротивление каким-то принудительным действиям. Зачастую, такая походка подчеркивает моральную незрелость.

Семенящая походка со сбивающимся ритмом выдает человека, испытывающего страх перед окружающим миром.

Походка «от бедра» принадлежит людям самоуверенным, инстинктивно требующим пространства вокруг себя.

Человек, шаркающий ногами, идущий с опущенными плечами, не обладает большой силой воли. Он безынициативен, ленив, равнодушен.

Человек, ступающий медленно мелким шагом, неестественно выровняв спину, «выступает будто пава», скорее всего, высокомерен и самовлюблен.

Человек, идущий неестественно, как на ходулях, страдает от внутренней закомплексованности, зажатости, проблем с общением.

Люди с летящей порывистой походкой, шагающие широко и быстро, с энергичной отмашкой руками, просто демонстрируют свою наигранную активность и деловитость.

Походка с перекатом на носки и корпусом, стремящимся вперед и вверх, свидетельствует о том, что человек стремиться к «великой цели» или считает себя гораздо умнее окружающих.

 

Позы — это определенное положение и сочетание частей тела человека: головы, плеч, туловища, рук, ног.

Если человек стоит, широко расставив ноги, можно сделать вывод о том, что ему не хватает самоутверждения, он нуждается в повышении самооценки и жаждет компенсировать чувство собственной неполноценности.

Максимально удобная поза, которую занимает человек, присаживаясь на стул или кресло, намекает на то, что он хочет насладиться покоем, его тянет «расположиться поудобнее».

Человек, который сидит на краю стула, в напряженной позе и с прямой спиной, как правило, сконцентрирован и готов к действию. Если при этом лицом он обращен к собеседнику, это говорит о том, что он крайне заинтересован в правильном исходе переговоров.

Если у сидящего человека ноги скрещены или прижаты одна к одной, этот факт свидетельствуют о его педантичном характере, либо о том, что он находится в беспомощной ситуации.

Человек, держащий во время беседы руки под столом – классический пример нервозной и сомневающейся в себе личности, которая попросту не готова вести переговоры.

Если человек сидит, откинувшись в кресле, при этом высоко держит голову, его нога заброшена на ногу или же ноги вальяжно расставлены, с высокой вероятностью можно говорить о том, что перед вами самоуверенная, высокомерная натура, с пренебрежением относящаяся к другому участнику беседы.

Когда во время общения у человека приподняты плечи, а руки разведены в стороны или же чуть согнуты в локтях, такая поза может говорить о растерянности, а также о непонимании происходящего, удивлении и недоумении.

Взгляд — это определённое расположение глаз и частей лица, находящихся рядом с ними.

Типы взгляда:

1. Прямой, открытый, приветливый взгляд бывает только у честных и открытых людей.

2. Произнося ложь, люди часто опускают глаза. Цель – спрятать глаза, чтобы они не выдали обман. Но этот признак нельзя рассматривать сам по себе. Ведь опускать глаза можно и от смущения (например, когда признаются в любви), и от стыда.

3. Прищуренный взгляд сразу сужает область обзора, концентрирует ее в одной точке. Это – взгляд внимания. Лгуны используют его, чтобы продемонстрировать ложное подозрение. А честные люди сощуриваются, когда сомневаются в том, что слышат.

4. Если один глаз открыт, а другой прищурен, это открытая демонстрация недоверия. Теперь уже не вы, а вас проверяют на ложь.

5. Бегающие глаза – явный и достоверный признак лжи. Бегающие глаза выражают испуг и тревогу.

 

Структура общения

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны. Это наиболее обобщенная классификация:

1. Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между людьми; но это не просто передача информации, но и ее формирование, уточнение, развитие.

Коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию и человек, принимающий ее обладают единой или сходной системой кодирования и декодирования, то есть говорят «на одном языке».

2. Интерактивная сторона выражается во взаимодействии партнеров при организации и выполнении совместной деятельности.

Важно не только обмениваться информацией, но и спланировать совместную деятельность.

3. Перцептивная сторона выражается в восприятии одним партнером по общению другого партнера.

Сюда относится восприятие не только физических характеристик объекта, но и «поведенческих» характеристик, то есть формирование представлений о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках.

Этапы общения

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какой-либо этап общения нарушен и говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Это умение называется коммуникабельностью.

 

Заключение

Владеть психологией общения – значит владеть наукой о практическом использовании психологических механизмов общения для достижения оптимальных результатов в управлении людьми, что так важно людям определенных профессий. Да и всем нам необходимы коммуникативные навыки в нашей повседневной жизни.

 

Источники



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: