ПОНЯТИЕ СОСТАВА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Сравнительно-правовой анализ его элементов в Российской Федерации и Республике Армения
Г. ЗОГРАБЯН, Московский государственный университет
экономики, статистики и информатики
E-mail: ZBgrabyan@mail.ru
Научная специальность: 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право
////////////////////////////^^^^
Аннотация. В статье рассматриваются понятие «состав административного правонарушения» и его признаки. Предлагаются оптимальные, на взгляд автора, определения элементов состава данного правонарушения. Рассматривается совершенствование законодательств Республики Армения и Российской Федерации путем закрепления такого важного элемента, как состав административного правонарушения.
In this article the concept of the administrative offence structure and its characteristics are considered. Optimal and comprehensive definitions of elements of the offence structure, and also perfection of the legislation of the Republic of Armenia and the Russian Federation by fastening such important phenomenon, as structure of an administrative offence are offered.
Ключевые слова и словосочетания: состав, административное правонарушение, элемент, Российская Феде-Щрация, Республика Армения, правовой анализ (structure, administrative offence, element, the Russian Federation, the ж Republic of Armenia, legal analysis).
Д |
ефиниция состава административного правонарушения имеет очень важное научное и практическое значение, так как способствует ьной квалификации деяния субъектов административной ответственности юрисдикционными" (Органами и эффективному применению административных наказаний1. Стоит отметить, что категория Состава правонарушения (преступления) более детально и полно разработана в уголовном праве Российской Федерации2, чего нельзя сказать про сферу уголовного права Республики Армения (далее — РА).
|
В целом же понятие состава административного правонарушения ни в законодательстве Российской Федерации, ни в законодательстве Республики Армения (не определяется, что и создает объективные предпосылки для неоднозначного понимания этого феномена.
В связи с этим среди теоретиков не выработано единства взглядов по данному вопросу, отсутствуют реткие представления о том, что такое состав право-Нарушений и какие элементы он включает.
Прежде чем попытаться дать дефиницию понятия «состав правонарушений», целесообразно выяснить, что такое состав. В словаре Д. Ушакова под составом понимается совокупность частей, элемен-, образующих какое-нибудь целое3.
В юриспруденции этим термином пользуются всегда, когда необходим детальный анализ предмета, явления, человеческого действия1.
Под составом правонарушений понимают установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением5.
Аналогичную дефиницию дает Н.М. Конин. Согласно данной дефиниции состав правонарушения — установленная законодательством совокупность признаков, при наличии которых соответствующее деяние считается административным правонарушением6.
Такой же позиции придерживается и Л.А. Калинина, которая под юридическим составом административного правонарушения понимает совокупность обязательных объективных и субъективных элементов, установленных законом, с помощью которых законодатель определяет меру административной ответственности'.
|
Подобное разнообразие подходов к определению состава правонарушения обусловлено его сложным, многогранным характером и актуальностью.
Представляется целесообразным, что для понимания природы состава правонарушения необходимо понять также природу элементов, которые являются составной частью первого.
Закон и право 06 * 2010
■ай№
Эиссе/иЯещионные исследования
При этом, как отмечает Е.В. Грызунова, надо иметь в виду следующее: «во-первых, элементами состава правонарушения являются лишь те признаки, которым закон придает правовое значение, и поэтому вводит диспозицию норм^ во-вторых, некоторые признаки, бесспорно имеющие правовое значение, остаются вне закона, являясь не элементами состава, а основанием, предпосылкой, условием ответственности, к последним относятся, с одной стороны, вменяемость лица и его возраст, с другой стороны — общественная опасность действия и его противоправность»8.
Состав административного правонарушения включает четыре элемента: объект правонарушения, объективную сторону правонарушения, субъект правонарушения, субъективную сторону правонарушения.
Необходимо отметить, что при отсутствии любого элемента из четырех вопрос о составе правонарушения исключается. Элементы состава определяют пределы правомерного и неправомерного поведения, что позволяет считать элементы состава в качестве юридического основания для правового преследования и применения ответственности: доказано наличие элементов состава — правовое преследование обосновано, отсутствуют элементы состава — правовое преследование исключается'. Итак, отсутствие хотя бы одного элемента состава правонарушения делает невозможным наступление административной ответственности.
|
Представляется целесообразным раскрыть суть каждого элемента состава правонарушения.
Заметим, однако, что в научной литературе по этому вопросу среди ученых не сложилось единого подхода, однозначного мнения. Кроме того, некоторые элементы состава правонарушения изучены недостаточно полно.
Так, под объектом правонарушения отдельные исследователи понимают нарушенное материальное или нематериальное благо, лежащее в основе отношений между людьми, защищаемых правом10.
Противоположной точки зрения придерживается В.И. Смирнов, подчеркивая, что под объектом следует понимать социальные отношения, складывающиеся в административном процессе".
Схожую позицию выдвигает Г.В. Матвеев: «под объектом правонарушения выступают защищаемые законом общественные отношения, которые оказались объектом посягательств»12.
В учебной литературе выделяют:
• общий объект — совокупность общественных отношений, регулируемых особенной частью КоАП РФ и КоАП РА;
• родовой — общественные отношения, которые закреплены в отдельных главах КоАП РФ и КоАП РА (правонарушения, посягающие на права граждан);
• видовой — обособленная часть родового объекта административных правонарушений (например, правонарушения в области избирательных права)" и
• непосредственные объекты — конкретные общественные отношения, установленные в конкретной статье КоАП РФ и КоАП РА (например, ст. 40.6 КоАП РА — незаполнение или заполнение ненадлежащим образом журнала делопроизводства избирательной комиссии).
О.М. Якуба указывает, что «всякое административное правонарушение вредоносно в том смысле, что оно нарушает установленный в государстпе правопорядок, общественные отношения, интересы граждан»14. При этом некоторые акторы считают объектом правонарушения и нормы права".
Автор не разделяет эту точку зрения, так как правонарушение наносит вред общественным отношениям, а не нормам права, хотя норма права — это составляющая любых общественных отношений и с помощью норм регулируются общественные отношения.
И. Ребане отмечает, что объектом правонарушений является в первую очередь правопорядок, выступая как объект охраны от посягательств, но вместе тем правопорядок является и объектом самих этих правоотношений'6.
Таким образом, под объектом правонарушения выступают общественные отношения, на которые посягает деяние (т.е. правоохраняемые общественные отношения, указанные в особенной части КоАП РА и РФ). Например, общественные отношения, посягающие на нарушения избирательных прав граждан.
Объективная сторона правонарушения характеризуется, во-первых, деянием" как актом безответственного поведения и, во-вторых, противоправностью данного деяния. К этой стороне состава правонарушения относятся: объективированный вредоносный результат, противоправность действий правонарушителя" и причинная связь между его действиями и наступившими в результате этих действий последствиями".
Объективная сторона правонарушения — конкретная разновидность противоправного деяния (действие20 или бездействие), наносящего вред или ущерб правам граждан или же их публично-правовым интересам2'.
Р.Л. Хачатуров отмечает, что в обоих случаях имеет место выразившийся вовне поступок, а последний в теории криминологии и криминалистики принято считать связующим звеном, механизмом взаимодействия как внешних факторов объективной действительности, так и внутренних, тех психических процессов, которые вызывают решение совершить определенный поступок.
Ю.М. Антонян уверен, что ключевое в объективной стороне правонарушения — это определенная социально-психологическая дистанция субъекта от общества и его ценностей22.
Некоторые ученые полагают, что существует осо
бый механизм противоправного поведения, который
лежит за пределами психологии23. I
Доказывая важность этого состава, ряд исследователей отмечают, что достаточно наличия объективной стороны состава правонарушения, Чтобы считать возможным привлечение лица к административно-правовой ответственности".
Главным же образом правонарушения отличает друг от друга объективная сторона правонарушения. Заметим, однако, что элементы, которые образуют объективную сторону, весьма разнообразны.
Важнейшим среди этих признаков, как уже было сказано, является действие или бездействие. Например, невозвращение печатей избирательных комиссий — как бездействие, или совершение подлогов в бланках поддержки выдвижения кандидатов — как действие.
Закон и право 06 • 2010
2)иесф&сщш>шше исследования
Закон и право Об • 2010 |
На наш взгляд, в Республике Армения недостаточно научно разработана проблема понятия субъекта как главного элемента состава административного правонарушения. Как справедливо отмечает Е.В. Гры-зунова, характеристика субъекта правонарушения имеет практическое значение, поскольку «законодатель при помощи этих признаков сужает круг лиц, могущих нести ответственность за определенные правонарушения или определенную группу правонарушений, тем самым утверждая положение, что не всякое физическое вменяемое лицо может быть субъектом данного вида, данного рода правонарушений»25.
Субъектом в административном праве признаются и физические лица и юридические. Однако некоторые ученые отождествляют понятия «субъект правонарушения» и «субъект юридической ответственности», что, на наш взгляд, неверно.
Более детальное изучение и разработка данной проблемы (субъекта правонарушения и субъекта юридической ответственности) является задачей совершенствования законодательства и развития теории права.
Е.В. Долин отмечает, что внутреннюю деятельность человека при совершении им противоправного деяния характеризуют признаки, составляющие в своей совокупности субъективную сторону состава правонарушения26.
В литературе бытует мнение, что субъективная сторона — вина, т.е. отношение правонарушителя к деянию и его результату в форме умысла или неосторожности27.
Другие исследователи отмечают, что субъективная сторона характеризуется как психоэмоциональное отношение физического лица к деянию и предполагает выявление признаков вины в форме умысла или неосторожности, или же субъективная сторона административного правонарушения отражает внутреннее состояние лица в момент совершения административного правонарушения. Ее содержание раскрывается такими элементами, как вина, мотив и цель.
Так, БД. Овчинников отмечает, что «для выяснения степени ответственности человека, совершившего противоправный поступок, и предупреждения подобного поведения со стороны как данного объекта, так и других граждан, нужно установить, какие явления побудили его к совершению поступка, обусловили формирование решения действовать определенным образом. Любой человеческий поступок вызывается теми или иными объективно существующими причинами»28.
В.Н. Ткаченко замечает, что интеллектуальный момент субъективной стороны — фактическое предвидение или возможность предвидения последствий и волевой момент — желание, допущение или исключение наступления вредного результата являются главными для характеристики вины, особенно в неосторожных преступлениях29.
Итак, субъективная сторона — это совокупность признаков, предусмотренных нормами административного права, характеризующих его внешние проявления.
Обобщая вышесказанное, по нашему мнению, следует:
во-первых, законодательно установить состав правонарушения;
во-вторых, дать его легальное определение.
I Симухин В.Д., Симухин А.В. Административная ответствен
ность в Российской Федерации // Волгоград, 2007. С. 17.
г См., напр., Ветров Н.Н. Уголовное право. Общая часть:
Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-
ДАНА, Закон и право, 2002. С. 81-185.
J См.: Толковый словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред.
Д.Н. Ушакова. М.: Сов. энцикл.; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр.
и нац. слов., 1935—1940; Словарь русского языка: Под ред.
А.П. Евгеньевой. Т. 4. М., 1984. С. 207.
4 Санталов А.И. Состав преступления и некоторые вопросы
обшей части уголовного права // Правоведение. 1960. № 1.
С. 99.
s Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право //
М.: Норма, 2009. С. 611.
6 Конин Н.М. Административное право России // М.: Про
спект, 2010. С. 160.
7 Калинина Л.А. Административная ответственность // М.:
Норма, 2009. С. 55.
8 Грызунова Е.В. Правонарушение и юридическая ответствен
ность в их соотношении: Дисс.... канд. юрид. наук // Саратов,
2002. С. 50.
9 Трайнин А.Н. Состав преступления по советском уголов
ному праву // М„ 1951. С. 123.
10 Грызунова Е.В. Указ. соч.
II Смирнов В.Н. Понятие правонарушения в сфере трудовых
отношений и его виды. // Правоведение. 1968. № 2. С. 74.
12 Матвеев Г.В. Теоретические вопросы причинности, без
действия // Сов. гос-во и право. 1962. № 10. С. 36—37.
13 Бахрах Д.Н., Татарин В.Г. Административное право Рос
сии // М.: Эксмо, 2009. С. 482.
14 Яяуба О.М. О признаках административных правонару
шений // Правоведение. 1964. № 3. С. 55.
15 Иоффе О.С. Ответственность по советскому гражданско
му праву // Л.: ЛГУ, 1955. С. 89.
16 Ребане И. Убеждение и принуждение в деле борьбы с пося
гательством на советский правопорядок. Тарту, 1966. С. 76.
17 Наша позиция заключается в том, что деяние само по
себе, будь оно действием или бездействием, не может быть
правонарушением, пока оно не противоречит предписани
ям норм, т.е. пока не становится противоправным.
18 Матвеев Т.К. Вина в советском гражданском праве. Киев:
Киевск. ун-т, 1955. С. 24.
19 Алексеев С. С. О составе гражданского правонарушения //
Правоведение. 1958. № 1. С. 49.
20 Под деятельностью понимается работа мысли в той же
мере, как работа руки, процесс познания в той же мере, как
человеческое поведение. (См.: Каган М.С. Человеческая
деятельность. М., 1974. С. 5.)
11 Агапов А.Б. Административная ответственность. М.: Экс
мо, 2007. С. 34-35.
22 Антонян Ю.М. Психологическое отчуждение личности
и преступное поведение. Ереван, 1987. С. 123.
23 Могилевский А.Л. Истоки правонарушениям социально
психологический аспект. Ашхабад, 1987. С. 34.
24 Толстой Ю.К Содержание и гражданско-правовая заши
та права собственности. Л., 1955. С. 127.
25 Грызунова Е.В. Указ. соч. С. 62.
26 Додин Е.В. Субъективная сторона административного про
ступка // Правоведение. 1969. № 2. С. 116.
27 Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. М.,
1993. С. 93.
28 Овчинников Б.Д. К определению понятий мотива и цели //
Правоведение. 1970. № 4. С. 107.
29 Ткаченко В.Н. Субъективная сторона преступлений на ав-
томототранспорте // Правоведение. 1968. № 6. С. 116—120.