Понятие «красота» в мировой культуре




Содержание

 

Введение

. Концепция красоты в творчестве Гоголя

Понятие «красота» в мировой культуре

Эстетика в творчестве Гоголя

. Анализ концепции красоты в повести «Невский проспект»

Петербург как образ прекрасного в повести "Невский проспект"

Образ женщины в «Невском проспекте»

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Концепция красоты в творчестве писателей развивалась всегда.

Прекрасное в качестве философско-эстетической категории упрочилось уже в Древней Греции. Оно неизменно - от Платона и Аристотеля до Гегеля и Вл. Соловьева - сопрягалось с представлением о воплощении в предмете и его облике некой универсальной (онтологической) сущности, безусловно, и абсолютно позитивной.

Красота неоднократно характеризовалась как благое в его структурном выражении, как чувственная видимость идеи. Обратившись к языку поэзии и вспомнив стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка» («Что есть красота/ И почему ее обожествляют люди?/ Сосуд она, в котором пустота,/ Или огонь, мерцающий в сосуде?»), скажем, что прекрасное - это как бы мерцание огня в стенках сосуда. Бытийные основы прекрасного понимались по-разному. По Аристотелю, красота - это, прежде всего определенность, соразмерность, порядок. И впоследствии она на протяжении ряда эпох сопрягалась с представлением о гармонии и симметрии, равновесии и спокойствии. Эта концепция присутствует и в христианской эстетике. Так, в основе понимания красоты Блаженным Августином лежала категория порядка (огdо), т. е. расположение вещей, имеющих каждая свое место: нет ничего упорядоченного, что не было бы прекрасным, и именно всеобщему порядку мир обязан своей красотой.

Немаловажную роль играла данная концепция в творчестве Гоголя. Однако характер красоты у Гоголя своеобразен. Каким он является в произведении «Невский проспект» мы и постараемся исследовать.

Объект исследования: повесть Н.В.Гоголя «Невский проспект», эссе «Женщина», «Выбранные места из переписки с друзьями», отрывок «Рим».

Предмет исследования: концепция красоты в повести «Невский проспект»

Цель работы: Исследовать концепцию красоты в повести Н.В. Гоголя "Невский проспект".

Задачи:

1. Исследовать эстетику в творчестве Гоголя;

2. Рассмотреть Петербург как образ прекрасного в повести «Невский проспект»;

3. Исследовать образ женщины в «Невском проспекте»;

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 20 наименований.

 


1. Концепция красоты в творчестве Гоголя

 

Понятие «красота» в мировой культуре

 

Красота с древнейших времен играла важную роль в жизни народов и, в первую очередь, в духовном развитии человека, его внутреннего мира. Об этом ярко свидетельствует вся история эстетической и философской мысли, накопившая значительный материал различных представлений о духовной сути красоты и ее значении. Человечество с давних пор решает вопрос о совместимости духовной красоты и физического совершенства. Категория красоты духа применима к людям независимо от их возраста и пола и определяет отношение к мудрости, честности, уравновешенности, порядочности человека. [Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. - М., 1987].

Особенно сильно чувство красоты было развито у древних народов. В Древнем Египте и Древней Греции красота воспринималась как источник жизни. Чтобы так ценить красоту, надо, несомненно, обладать высокой духовностью. Великая античная культура была основана на культе красоты. Именно в древнегреческой философии возникла идея красоты как космического явления, и была создана духовная иерархия ценностей, выраженная в триединстве - истины, добра и красоты. Само слово «космос» в переводе с греческого означает «красота», «гармония», «порядок». Мерою прекрасного являлся сам человек как совершенный микрокосм, подобный макрокосму. Идеи греческих мыслителей напитали все последующие культурные эпохи и, соответственно, были развиты на более высоком уровне, а античный классический идеал, составил основу европейской культуры. [Сталович Л.Н. «Философия красоты» - М., 1980].

Восприятие красоты античными философами было обобщено в работах Плотина <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BD>, где, в частности, красота получала функцию возводящей к божественному и прекрасному в двух специальных трактатах «О прекрасном» и «О мысленной красоте». Согласно его концепции, красота пронизывает весь универсум и является показателем оптимальной бытийности всех его составляющих. Чем выше уровень красоты, тем выше уровень бытия. «Прекрасное ведь и есть не что иное, как цветущее на бытии», «цветущая на бытии окраска есть красота» [Сталович Л.Н. «Философия красоты» - М., 1980]. В системе своей теории Плотин разработал стройную иерархию красоты, состоящую из трех ступеней». Первая и высшая - умопостигаемая красота. Она «истекает» от бога - высшего единства блага и красоты, и ее носителями поступенчато выступают ум и душа мира, которая в свою очередь даёт начало следующей ступени - красоте, постигаемой душой человека. На этой ступени находится идеальная красота природы, красота души человека и красота добродетелей, наук, искусств. Нижнюю ступень занимает чувственно воспринимаемая красота, к которой Плотин относил видимую красоту материального мира и красоту произведений искусства.

В работах средневековых мыслителей Гуго Сен-Викторского, Роберта Гроссетеста, Иоанна Скотта Эриугены, Гильома Овернского, Альберта Великого, Бонавентуры, Ульриха Страсбургского, Фомы Аквинского сложилась многоаспектная средневековая концепция красоты. С одной стороны, красота понималась объективно как творение Бога, объективированная сияющая Слава Божия, получающая отражение в материальном мире - его красоте. С другой, - красиво то, что «нравится само по себе» (Гильом), доставляет наслаждение в процессе неутилитарного созерцания вещи. Красота осмысливается как сияние (или просвечивание) «формы» (идеи) вещи в ее материальном облике (Альберт Великий). Развивается световая эстетика, утверждается антологическая функция красоты (Иоанн Скотт Эриугена) [Сталович Л.Н. «Философия красоты» - М., 1980].

В противовес этому гуманисты эпохи Возрождения утверждали красоту природы и радость её восприятия. Мыслители и художники итальянского Ренессанса поставили в центр своих эстетических представлений и творческих исканий красоту искусства. Ренессансные мыслители были убеждены, что только в искусстве являет себя истинная красота мира, «божественная идея красоты» (Альберти). Она осеняет художника, и он стремится воплотить ее в своем творчестве, убирая в процессе высвечивания «внутреннего образа» всё преходящее, поверхностное, случайное из своего искусства [Сталович Л.Н. «Философия красоты» - М., 1980].

С появлением в XVIII в. эстетики как науки красота рассматривается в качестве предмета и главной категории этой науки. Немецкая классическая эстетика внесла ряд диалектических идей в понимании природы красоты духа. В этическом плане Кант рассматривает красоту как «символ нравственно доброго». Он убежден, что неутилитарный интерес к природе, ее красоте свидетельствует о высоком нравственном чувстве созерцающего; а с другой стороны, красота в природе «имеет более высокий смысл», чем в искусстве, то есть обладает своего рода аналогической функцией, ориентирует душу воспринимающего на трансцендентальную сферу. Подход Гегеля к этой категории пронизан историзмом. В красоте он видел один из этапов общемирового движения духа (абсолютной идеи). В своём развитии дух обретает гармоническое единство с материальной формой, идея находит полное и адекватное выражение в форме, и это красиво. Такого состояния абсолютная идея достигает в век классического искусства (Древняя Греция). Красота для Шиллера, как затем для Гердера и ряда других философов выступала чувственным образом (или явлением) истины [Сталович Л.Н. «Философия красоты» - М., 1980].

На рубеже 19-20 вв. в западноевропейской эстетике получили распространение субъективные и идеалистические воззрения, согласно которым человек в процессе исторического восприятия как бы одухотворяет эстетически нейтральный мир и заставляет его излучать красоту. Только индивид вносит красоту в природу, которая сама по себе лежит «по ту сторону прекрасного и безобразного», она «внеэстетична», как и «внеморальна» и «внелогична». [Гадамер Г.Г.Актуальность прекрасного. - М., 1991].

Особое отношение к красоте существовало и у славянских народов. Так, в эпоху Киевской Руси красота воспринималась как символ святости, благочестия, духовных ценностей. [Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. - М., 1987] Далее преемственность этих идей была синтезирована в культуре Серебряного века и русском космизме на новом уровне, и возникло новое понимание красоты, как силы способной преобразить человека и мир. Тема красоты проходит через все произведения мировой литературы.

Сегодня, с позиции формирующегося нового космического мироощущения, становится возможным научно обосновать значение красоты в духовном совершенствовании человека. Эта проблема становится все более актуальной, так как в современном мире научно - технического прогресса, красота утратила свое высокое предназначение и понимается как украшательство, роскошь, оторванная от жизни. Так Н.К. Рерих считал, что выходом из кризисной ситуации - является утверждение в сознании людей основ истинной культуры и прежде всего понимания значения красоты. Е. Рерих создала новую концепцию культуры, пронизанную идеями Живой Этики (философии космической реальности), имеющую практическое эволюционное значение. Особое значение в ней придавалось красоте как энергетическому явлению и созидательной силе мироздания, способной преобразить сознание человека. [Эстетические воззрения в Учении Живой Этики. Монография. - М., 2005]. Рерихи существенно изменили формулу Достоевского, который говорил «Осознание красоты спасет мир». [Кошин Н.В. «Эстетика Ф.М. Достоевского» - М., 1980]. Следовательно, мир спасет не красота сама по себе, а красота возвышенная и утвержденная в сознании человека, его внутренняя красота: красота мыслей, чувств, поступков. Поэтому, Рерихи считали необходимым постоянное стремление к прекрасному, где жизнь основывается на красоте. [Рерих С.Н. Стремиться к прекрасному. - М., 1993.] Учитывая этимологическое значение слова «культура»: культ - поклонение и ур (санскрит) - свет, огонь, Н.К. Рерих определяет культуру как «почитание света», как синтез трех составляющих науки, искусства и этики. В основу культуры Рерих включает триединство - знание, любовь и красота, которое созвучно античной триаде. [Рерих Н.К. Культура и цивилизация. - М., 1994.]

Эти идеи развиваются на основе нового энергетического мировоззрения, определяя красоту «…как энергетический закон гармонии духа. Красота постигается человеком через культуру, энергетическое поле которой и есть источник красоты». [Эстетические воззрения в Учении Живой Этики. Монография. - М., 2005] Таким образом, само понятие «культура» неразрывно связано с понятием «красоты».

Идеи Рериха находят подтверждение в новой научной парадигме о многомерности Вселенной и человека, в которой культура рассматривается как «самоорганизующаяся система духа, действующая в соответствии с уровнем и качеством энергетики этого духа». Сущность красоты, согласно новому космическому мировоззрению заключается в создании гармонии в космосе, и человеке, его внутреннем мире. [Эстетические воззрения в Учении Живой Этики. Монография. - М., 2005.]. Следовательно, красота спасет мир тем, что формирует из хаоса - космос (порядок, гармонию) и этот процесс идет как в макро, так и в микрокосме. Красота как категория духа утончает материю жизни и энергетику человека.

Таким образом, история развития понятия с древнейших времён и до наших дней затрагивает все чувства человека. Тема красоты человеческой души остается актуальной и в современном мире, так как духовная красота универсальна, как универсально духовное знание. Красота должна присутствовать на всех этапах становления личности, способствуя ее гармоническому развитию и совершенству. И действительно, красота, наряду с истиной и добром, неизменно выступает в составе исходной триады ценностей, представляющей фундаментальные основания бытия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: