гоголь красота невский проспект
В данном разделе рассмотрим, как концепция красоты проявляется в женских образах. Как мы уже говорили, Гоголь затрагивал «женскую тему» в произведениях разных лет и жанров, в том числе принесших ему всемирную известность. Заметим, что впервые под своим именем Гоголь выступил в печати именно с публикацией на женскую тему. В жанровом отношении она ближе всего к этюду.
Основная черта Гоголя как писателя - постоянное стремление к идеалу. С ранней молодости он воспринял это стремление от немецких романтиков. Потому и начал с романтической поэмы "Ганц Кюхельгартен". Стремление к идеалу, вера в его осуществление именно для России чувствуется почти во всех произведениях Гоголя. Еще в 1831 году опубликовал он в "Литературной газете" небольшую статью "Женщина". И вот что он там пишет: "Мы зреем и совершенствуемся; но когда? Когда глубже и совершеннее постигаем женщину". В "Мертвых душах" говорит он о "чудной русской девице, какой не сыскать нигде в мире, со всей дивной красотой женской души, вся из великодушного стремления и самоотвержения". Он старается убедить русских женщин в их высоком призвании, горячо, настойчиво доказывает, что женщина может положительно влиять на окружающих ее людей, на общество в целом. Он уверен даже, что для этого женщине не обязательно отличаться особым умом или знанием света. Достаточно красоты, "неопозоренного неоклеветанного имени" и чистоты душевной. Он утверждает, что даже в делах государственных женщина может принести много пользы своим влиянием на мужа, служащего государству. "Душа жены - хранительный талисман для мужа, оберегающий его от нравственной заразы". А какой гимн красоте женщины пропел Гоголь в отрывке "Рим": "Все в ней венец создания". [Женщины и Гоголь // электронный ресурс - https://www/ngogol.ru/women/]
|
Как же трактуется образ женщины в «Невском проспекте». Вот первое описание «таинственной незнакомки»: «Незнакомое существо, к которому так прильнули его глаза, мысли и чувства, вдруг поворотило голову и взглянуло на него. Боже, какие божественные черты! Ослепительной белизны прелестнейший лоб осенен был прекрасными, как агат, волосами. Они вились, эти чудные локоны, и часть их, падая из-под шляпки, касалась щеки, тронутой тонким свежим румянцем, проступившим от вечернего холода. Уста были замкнуты целым роем прелестнейших грез. Все, что остается от воспоминания о детстве, что дает мечтание и тихое вдохновение при светящейся лампаде, - все это, казалось, совокупилось, слилось и отразилось в ее гармонических устах. Она взглянула на Пискарева, и при этом взгляде затрепетало его сердце; она взглянула сурово, чувство негодования проступило у ней на лице при виде такого наглого преследования; но на этом прекрасном лице и самый гнев был обворожителен. Постигнутый стыдом и робостью, он остановился, потупив глаза; но как утерять это божество и не узнать даже той святыни, где оно опустилось гостить? Такие мысли пришли в голову молодому мечтателю, и он решился преследовать. …Он видел, как незнакомка летела по лестнице, оглянулась, положила на губы палец и дала знак следовать за собой. Колени его дрожали; чувства, мысли горели; молния радости нестерпимым острием вонзилась в его сердце. Нет, это уже не мечта! Боже! столько счастия в один миг! такая чудесная жизнь в двух минутах!» [Н.В.Гоголь. Повести. М - 1949. С.6 - 7.]
|
Прекрасный образ женщины, женщины-мечты. Это та, к которой герой всю жизнь стремился. Женщина - ангел, воплощение красоты и изящества. Но, к сожалению, красота в образе женщины, как и в образе Невского - обманчива. Кем же оказывается прекрасная незнакомка, куда ведет она героя - оказывается в публичный дом. Пискарев не верит своим глазам: «Тот приют, где человек святотатственно подавил и посмеялся над всем чистым и святым, украшающим жизнь, где женщина, эта красавица мира, венец творения, обратилась в какое-то странное, двусмысленное существо, где она вместе с чистотою души лишилась всего женского и отвратительно присвоила себе ухватки и наглости мужчины и уже перестала быть тем слабым, тем прекрасным и так отличным от нас существом. Пискарев мерил ее с ног до головы изумленными глазами, как бы еще желая увериться, та ли это, которая так околдовала и унесла его на Невском проспекте. Но она стояла перед ним так же хороша; волосы ее были так же прекрасны; глаза ее казались все еще небесными. Она была свежа; ей было только семнадцать лет; видно было, что еще недавно настигнул ее ужасный разврат; он еще не смел коснуться к ее щекам, они были свежи и легко оттенены тонким румянцем, - она была прекрасна». [Н.В.Гоголь. Повести. М - 1949. С.7 - 8.] Перед нами опять иллюзорность мира. Образ женщины, как и образ Невского проспекта, ложен и иллюзорен. Женщина, которая поражает воображение, оказывается порочной. Чистота и святость - это мираж, на самом деле в ней разврат и ложь.
|
Но для Пискарева данный образ не меркнет, он хочет стать ее спасителем, думает, что в душе она прекрасна. Ей нужна помощь. Он должен спасти непорочный образ красоты. Ему снятся сны: «Но одна между ими всех лучше, всех роскошнее и блистательнее одета. Невыразимое, самое тонкое сочетание вкуса разлилось во всем ее уборе, и при всем том она, казалось, вовсе о нем не заботилась и оно вылилось невольно, само собою. Она и глядела и не глядела на обступившую толпу зрителей, прекрасные длинные ресницы опустились равнодушно, и сверкающая белизна лица ее еще ослепительнее бросилась в глаза, когда легкая тень осенила при наклоне головы очаровательный лоб ее.
Она подняла между тем свои ресницы и глянула на всех своим ясным взглядом. "Ай, ай, ай, как хороша!.." - мог только выговорить он с захватившимся дыханием. Она обвела своими глазами весь круг, наперерыв жаждавший остановить ее внимание, но с каким-то утомлением и невниманием она скоро отвратила их и встретилась с глазами Пискарева. О, какое небо! какой рай! дай силы, создатель, перенести это! жизнь не вместит его, он разрушит и унесет душу! Она подала знак, но не рукою, не наклонением головы, нет, в ее сокрушительных глазах выразился этот знак таким тонким незаметным выражением, что никто не мог его видеть, но он видел, он понял его. Танец длился долго; утомленная музыка, казалось, вовсе погасала и замирала, и опять вырывалась, визжала и гремела; наконец - конец! Она села, грудь ее воздымалась под тонким дымом газа; рука ее (создатель, какая чудесная рука!) упала на колени, сжала под собою ее воздушное платье, и платье под нею, казалось, стало дышать музыкою, и тонкий сиреневый цвет его еще виднее означал яркую белизну этой прекрасной руки. Коснуться бы только ее - и ничего больше! Никаких других желаний - они все дерзки... Он стоял у ней за стулом, не смея говорить, не смея дышать». [Н.В.Гоголь. Повести. М - 1949. С.9 - 10.]
Гоголь приложил не мало художественных средств для описания данного образа, это практически идеал красоты, но идеал ложный. При разговоре Пискарева с ней, она произносит, круша все иллюзии: «А я только что теперь проснулась; меня привезли в семь часов утра. Я была совсем пьяна, - прибавила она с улыбкою.
О, лучше бы ты была нема и лишена вовсе языка, чем произносить такие речи! Она вдруг показала ему, как в панораме, всю жизнь ее. Однако ж, несмотря на это, скрепившись сердцем, решился попробовать он, не будут ли иметь над нею действия его увещания. Собравшись с духом, он дрожащим и вместе пламенным голосом начал представлять ей ужасное ее положение. Она слушала его с внимательным видом и с тем чувством удивления, которое мы изъявляем при виде чего-нибудь неожиданного и странного. Она взглянула, легко улыбнувшись, на сидевшую в углу свою приятельницу, которая, оставивши вычищать гребешок, тоже слушала со вниманием нового проповедника». - думает Пискарев. В нем еще теплится слабая надежда, о возможности спасения этого прекрасного внешне, но пустого внутри создания.
Женитесь на мне! - подхватила с наглым видом молчавшая дотоле в углу ее приятельница.- Если я буду женою, я буду сидеть вот как!
При этом она сделала какую-то глупую мину на жалком лице своем, которою чрезвычайно рассмешила красавицу». [Н.В.Гоголь. Повести. М - 1949. С.12.]
Делая вывод, мы не можем не согласиться со словами Мочульского К.В.: «Художник Пискарев, романтик-идеалист и девственный мечтатель, принимает женщину с Невского проспекта за «святыню» и «божество». Для его эстетического сознания красота есть высшая ценность, абсолют; она - откровение Бога на земле; поклонение красоте, любовь к прекрасной женщине равно религиозному служению. И вот Пискареву раскрывается иная правда: в этом мире «божественные черты» могут принадлежать развратнице, ведущей «низкую и презренную жизнь».
«Красавица, так околдовавшая бедного Пискарева, была действительно чудесное, необыкновенное явление... Она бы составила неоцененный перл, весь мир, весь рай, все богатство страстного супруга... Она бы составила божество в многолюдном зале... Но увы! она была какою-то ужасной волею адского духа, жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом в эту страшную пучину».
В нашей «ужасной жизни» сама красота, эта небесная гостья, находится во власти злых сил; обреченная на гибель, она губит всех, кто к ней приближается; на такую действительность Пискарев не согласился: сначала он пытался уйти от нее в сны, потом в видения, порожденные опиумом; но бегство не спасло его. «Приемы опиума еще более раскалили его мысли и если был когда-нибудь влюбленный до последнего градуса безумия, стремительно, ужасно, разрушительно, мятежно, то этот несчастный был он». Кончилось тем, что Пискарев был однажды найден с перерезанным горлом». [Мочульский К.В. Духовный путь Гоголя // [электронный ресурс] - https://rodon.org/mkv/dpg.htm]
Заключение
Таким образом, по исследуемой теме можно сделать следующие выводы:
Красота с древнейших времен играла важную роль в жизни народов и, в первую очередь, в духовном развитии человека, его внутреннего мира. Об этом ярко свидетельствует вся история эстетической и философской мысли, накопившая значительный материал различных представлений о духовной сути красоты и ее значении. Красота - это то, что притягивает творца, то, что дает ему силы творить.
Гоголь в своем творчестве уделял большое внимание красоте. Красота является для писателя не просто прекрасным, а нравственно прекрасным. Эстетическое представляет у писателя не просто одну из предметных областей, но способ видения, мировоззренческий подход. В ранний период творчества он ставил во главу угла служение красоте, но расчет на стихийность ее действия не оправдался. Появилась необходимость выверять красоту нравственным критерием, к более четкому выяснению автономии нравственной сферы в жизни, к анализу ее изнутри. Гоголь обожествлял красоту, представлял ее как источник высоких стремлений, как о самой в себе заключающей нравственное значение. Отношение красоты четко связывалось именно с женщиной как ее носительницей.
В «Невском проспекте» Гоголь говорит: красота - божественного происхождения; но в нашей «ужасной жизни» она извращена «адским духом». Принять такую жизнь нельзя. Если нужно выбирать между «мечтою» и «существенностью», то художник выберет мечту. И Гоголь приходит к полному эстетическому идеализму: «Лучше бы ты (красавица) вовсе не существовала! не жила в мире, а была создание вдохновенного художника». Злая красота нашего мира губит, возбуждая в сердцах людей «ужасную, разрушительную» силу - любовь.
Внешняя красота иллюзорна, сочетание внутренней и внешней красоты - вот что важно и вот что настоящее. Гоголь подразумевает, что красота должна быть больше духовная. Лишь то, что прекрасно внутри может быть прекрасно и снаружи. В остальных случаях - это мишура, обертка, под которой убожество и грязь. Такая концепция красоты показана нам Гоголем в «Невском проспекте».
Список литературы
1. Виноградов И.А. Гоголь - художник и мыслитель: христианские основы миросозерцания. М., 2000. 430 с.
2. Гоголь Н.В. Духовная проза. М., 1992. С. 36 (далее статьи-главы из «Выбранных мест…» цитируются по данному изданию с указанием номера страницы в тексте в скобках после цитаты).
. Гоголь Н.В. Женщина / Подгот. к печати О. Б. Билинкис // Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.] Т. 8. Статьи. - 1952. - С. 143-147.
. Н.В.Гоголь. Собрание сочинений в 6 томах. Том третий: Повести: Государственное издательство художественной литературы. Москва. 1949 [электронный ресурс] - https://reeed.ru/lib/
. Н. В. Гоголь. Отрывок. Рим. Собрание художественных произведений в пяти томах. Том третий. М., Издательство Академии наук СССР, 1952
. Гадамер Г.Г.Актуальность прекрасного. - М., 1991.
. Женщины и Гоголь // [электронный ресурс] - https://www.ngogol.ru/ women/
. Зеньковский В.В. История русской философии. - М., 2000. 450 с.
. Кривонос В.Ш. Мотив связи женщины с чертом в прозе Гоголя // Поэтика русской литературы: К 70-летию Ю.В. Манна. М., 2001. 380 с.
. Кошин Н.В. «Эстетика Ф.М. Достоевского» - М., 1980.
. Лазарева А. О единстве красоты, добра и веры. К 200-летию Н.В. Гоголя // Литературная учеба. - №2. - 2009.
. Мочульский К.В. Духовный путь Гоголя // [электронный ресурс] - https://rodon.org/mkv/dpg.htm
. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. - М., 1987.
14. Прохорова И.Е. Журнально-публицистические статьи Н.В. Гоголя: вариации на “женскую тему” // Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ имени Ломоносова Выпуск №3. 2010г. [электронный ресурс] - https://www.mediascope.ru/node/577
. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. - М., 1994.
16. Рерих С.Н. Стремиться к прекрасному. - М., 1993
. Сталович Л.Н. «Философия красоты» - М., 1980.
18. Фомин О. Тайная символика в "Невском проспекте". Традиционный этюд <https://www.vekovka.h1.ru/bv/bv23/23fomin.htm>//Бронзовый век [электронный ресурс] https://www.vekovka.h1.ru/bv/ bv23/23fomin.htm
19. Шапошникова Л.В. Тернистый путь Красоты. - М., 2001.
20. Эстетические воззрения в Учении Живой Этики. Монография. - М., 2005.