Технологическая карта урока литературного чтения, 3 класс




Вавилова Евгения Васильевна,

учитель начальных классов МБОУ ООШ № 2 р.п.Солнечный

Тема урока: Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Р.К.

Тип урока: Открытие нового знания.

Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с рассказом-описанием и рассказом-рассуждением Л.Н. Толстого, для сравнения типов текста.

Задачи урока (планируемый результат):

предметные умения: научатся читать самостоятельно, выборочно, осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, передавая свое отношение к прочитанному; определять чувства автора; находить эпизоды из произведения для ответа на вопросы; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), называть характерные особенности типов текста.

получат возможность научиться понимать значимость произведений великого русского писателя Л.Н. Толстого, читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте.

УУД: Р – формулировать учебную задачу урока, принимать и сохранять ее, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; П – анализировать тексты с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль текста, отношение автора к описываемому явлению; анализировать, доказывать, сравнивать, создавать высказывания; К – высказывать свою точку зрения, проявлять активность и стремление высказываться; понимать цель своего высказывания, пользоваться жестикуляцией; находить нужную информацию через беседу, словарь учебника. Л – формировать средствами литературного произведения чувство восхищения красотой природы, сравнивать свои чувства с чувствами автора, формировать положительное отношение к уроку.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Ресурсы: учебник «Литературное чтение» 3 класс, автор Л.Ф. Климанова, интерактивная доска SMART Board 685 («Выбор изображения»), видеоролик, презентация.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Мотивация и стимулирование к учебной деятельности. 1. Приветствие. Эмоциональный настрой. Я предлагаю вам урок, но необычный! Читать и думать - пусть войдёт у вас в привычку! Пора урок нам начинать, Готовьтесь думать, рассуждать. 2. Работа с интерактивной доской. «Выбор изображения». - Как называется раздел, который мы изучаем? - Выберите портрет писателя и назовите его Ф.И.О. Слушают учителя, настраиваются на работу.   - «Великие русские писатели»   По выбранной картинке узнают писателя и называют его. Личностные: положительное отношение к уроку, формирование внутренней позиции школьника. Регулятивные: понимание и сохранение учебной задачи. Коммуникативные: высказывание своей точки зрения, проявление активности и стремления высказываться.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в действии. 1. Прием «Лови ловушку» - Вспомним биографию Л.Толстого. Я читаю предложение с ошибкой, вы меня исправляете. ü Л.Н. Толстой родился в Москве. (в Ясной Поляне) ü В 17 лет поступил в училище. (в университет) ü Награжден орденом и медалями за оборону г. Петербурга. (г. Севастополя) ü Толстой открыл в Ясной поляне военную школу для мальчиков. (школу для крестьянских детей) ü Для обучения детей сам написал учебник «Математики». («Азбуку») ü Старший брат Л.Толстого рассказывал о тайне краснойпалочки. (зеленой палочки) 2. Работа в парах.(знание содержания рассказа «Лев и собачка») - Устно расставьте пункты плана в правильном порядке (на слайде № 1) 1. Смерть льва. 2. Просьба хозяина собачки. 3. Дружба зверей. 4. Смерть собачки. 5. Встреча льва и собачки. 6. Плата за смотрение.     Слушаю учителя, анализируют информацию, называют правильный ответ, жестикулируют.   В парах анализируют, рассуждают.   1. Плата за смотрение. 2. Встреча льва и собачки. 3. Дружба зверей. 4. Просьба хозяина собачки. 5. Смерть собачки. 6. Смерть льва. Регулятивные: понимание и сохранение учебной задачи. Познавательные: анализ ошибочных высказываний, анализ пунктов плана, построение собственного высказывания. Коммуникативные: сотрудничество с учителем, умение работать в паре, пользование жестикуляцией.
3. Фиксация затруднения в пробном действии. - К какому типу текста относится произведение «Лев и собачка»? Почему? - Какие еще бывают типы текстов? Чем они отличаются друг от друга?   Слайд 2. - Как называется это явление природы? - Кто из вас наблюдал это явление? Где? Когда? - Объясните, откуда появляется роса? Слайд 3. - У Л. Толстого есть рассказ, который называется «Какая бывает роса на траве». Предположите, к какому типу текста отнесем этот рассказ? Почему? Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, объясняют. Текст-повествование - сообщение о том, что произошло, случилось, как развивались события. Вопросы: кто? что случилось? где? когда? как?     Регулятивные: понимание и сохранение учебной задачи. Коммуникативные – высказывание своей точки зрения.
4. Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднения. - Итак, сформулируйте тему урока.   - Что нам необходимо выяснить?   - Как это выяснить? Л.Н. Толстой, рассказ «Какая бывает роса на траве». - К какому типу текстов относится этот рассказ. - Нужно познакомиться с рассказом и проанализировать его. Регулятивные: планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, Коммуникативные: умение излагать свое мнение, строить высказывание.
5. Реализация построенного проекта. Первичное восприятие произведения (видеоролик) -Какие чувства вызывает у вас этот рассказ? Просмотр видеоролика.   Высказывают свое мнение. Личностные: формирование чувства восхищения природой. Коммуникативные: проявление интереса к общению, адекватное восприятие содержания высказываний, уважение мнения собеседников. Познавательные: осознанное построение речевого высказывания.
6. Первичное закрепление. 1. Вторичное восприятие. - Прочитайте рассказ в учебнике и назовите слова, значения которых вам непонятно. 2. Словарная работа. (Слайд 4): Алмазы (см. в словаре учебника с. 220)., бархат.     - Докажите, что это текст–описание.   - С какой целью Толстой написал этот рассказ? (вопрос 2 с. 162)     - Найдите в тексте слова, которые выбрал автор, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты.   - Найдите в этом тексте эпитеты.     - Найдите сравнения.   - Попробуйте прочитать текст выразительно, передавая радость при виде необыкновенной красоты. Читают рассказ самостоятельно.   Выясняют значение слов «Алмазы», «бархат». Смотрят картинки на слайде, называют лексическое значение слов. Описание - изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы к тексту: какой? какая? какое? какие?» Чтобы передать свою радость, восхищение, привлечь наше внимание к окружающему миру, его красоте. - Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим… Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат… Когда неосторожно сорвешь…капелька скатится как шарик светлый… Солнечное утро, желтым, красным, синим цветами, в треугольных листах, листок мохнат и пушист, шарик светлый. Листок как бархат, капелька как шарик Читают текст выразительно. Регулятивные: понимание и сохранение учебной задачи. Познавательные: анализ текста с опорой на систему вопросов учителя, выявление основной мысли текста, отношения автора к описываемому явлению; доказательство, создание высказывания; Коммуникативные: высказывание своей точки зрения, проявление активности, понимание цели своего высказывания, нахождение нужной информации через беседу, словарь учебника.
7. Физкультминутка. Тихо плещется вода, Мы плывём по тёплой речке. В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем. А теперь глубокий вдох. И продолжим наш урок. Повторяют движения за учителем.  
8. Самостоятельная работа. Ознакомление с текстом-рассуждением «Куда девается вода из моря?» Самостоятельно читают рассказ-рассуждение Толстого «Куда девается вода из моря?» Регулятивные: понимание и сохранение учебной задачи. Познавательные: понимание содержания текста.
9. Включение новых знаний в систему. 1. Вторичное чтение 2. Беседа по содержанию – Как называется природное явление, о котором пишет Л.Толстой? - Докажите, что это текст-рассуждение.     3. РК. (Слайд 5) - Какие моря омывают территорию Хабаровского края? - Покажите на карте границу Хабаровского края, покажите и назовите моря Хабаровского края. - Послушайте сообщения о морях Хабаровского края, которые подготовили ваши одноклассники. (Слайды 6-7) Читают хорошо читающие дети вслух по предложению. Круговорот воды в природе.     Текст-рассуждение - размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: Почему? Зачем? Отчего?». Толстой рассуждает о том, куда девается вода из моря и почему она не течет через край.   Отвечают на вопросы, работают с картой. С северо-востока и востока Хабаровский край омывается Охотским морем, с юго-востока – Японским морем.   Слушают сообщения 2-х уч-ся. Регулятивные: понимание и сохранение учебной задачи. Познавательные: анализ текста с опорой на систему вопросов учителя, доказательство, выявление основной мысли текста, создание высказывания; Коммуникативные: высказывание своей точки зрения, проявление активности, понимание цели своего высказывания.
10. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. - Назовите рассказы Л.Н.Толстого, которые мы сегодня изучали. - Чем эти рассказы отличаются от других рассказов Толстого? - Сформулируйте вывод о разнообразии творчества Л.Толстого.     -Закончите предложение. Сегодня на уроке для меня было открытием… я научился…   могу похвалить одноклассников за… (кого похвалить, за что – оценить) Отвечают на вопросы учителя.   Л.Толстой писал не только рассказы-повествования, но и рассказы-описания и рассуждения.     …Л.Толстой сочинял для детей не только рассказы-повествования, но и описания, рассуждения. …различать рассказы описания, рассуждения, повествования Личностные: положительное отношение к предмету, интерес к новому, школьному содержанию занятий. Коммуникативные: высказывание своей точки зрения, проявление активности и стремление высказываться. Регулятивные: оценивание своей работы на уроке.
11. Информация о домашнем задании. Запись на доске домашнего задания: стр. 162-163 выразительно читать. Запись домашнего задания в дневники.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: