Общая характеристика деятельности и значения Суворова.




Суворов сыграл очень большую роль в истории русского военного искусства. Созданная им военная система была крупным шагом вперед по сравнению с господствовавшими тогда воззрениями и как нельзя лучше отвечала отличительным чертам русской армии XVII века. Построенная по принципу национальной однородности, что обеспечивало ей высокую моральную устойчивость, располагавшая многочисленными кадрами солдат, чьи исключительные боевые качества были признаны всем миром, эта армия была пригодна для гораздо более решительной стратегии, нежели та, которая создалась на базе использования наемных солдат. Такая именно армия могла отвечать требованиям, которые предъявлял к ней Суворов: совершать «молниелетные» переходы, прямо с марша вступая в бой; атаковать с сокрушительной энергией преобладающие силы неприятеля и т.д. Она отвечала и требованиям, вытекавшим из реформ Суворова в области тактики (применение рассыпного строя, широкое применение колонн, гибкое маневрирование на поле боя и пр.). Опираясь на превосходные кадры русской армии, умея реализовать все скрытые в ней возможности, Суворов и добился своих замечательных побед.

Каковы были исторические обстоятельства, способствовавшие появлению этого замечательного полководца в крепостнической екатерининской России?

В русском крепостном крестьянстве, из среды которого рекрутировалась армия, искони жила любовь к своей родной земле, к отечеству. Века борьбы за национальную независимость воспитали в массе русского народа мощное национально-патриотическое чувство. Высокий моральный уровень, наряду с великолепными боевыми качествами русского солдата, делал русскую армию очень сильной.

Превосходные боевые качества русских солдат приобретали особую силу в связи с тем, что в часто воевавшей армии накоплялся большой военный опыт и в среде дворянского офицерства сформировались многочисленные кадры опытных и умелых командиров.

Общий промышленный и культурный подъем в России, имевший место в XVIII веке,- и в особенности интенсивное развитие металлургии- подводил под развитие вооруженной мощи империи материальную базу.

Наконец, нужно учесть большую численность русской армии и ее хорошее в общем вооружение (особенно артиллерию).

Все эти исторические условия в их совокупности создавали почву для появления в екатерининской России победоносного полководца, каким и стал Суворов.

В развитии военного искусства Суворов оставил неизгладимый след. Он четко сформулировал значение решительности, быстроты, внезапности, владения инициативой, свежести и гибкости методов ведения боя и блестяще доказал на практике жизненность этих принципов.

Его полководческое искусство не терпело никакого шабло­на, оно было всегда оригинально. Суворов умел выделять в обстановке каждого боя то своеобразное, что в ней имелось, и соответственно строить свою тактику.

Подобно Петру I и Румянцеву — и еще в большей мере, чем они, — Суворов был неукротимым новатором, проклады­вавшим новые пути в военном искусстве.

При этом в своем военном творчестве он всегда учитывал конкретные особенности русской армии как армии, проник­нутой национальным духом великого народа. Эти особенности позволили Суворову коренным образом пересмотреть обще­принятые для того времени взгляды на теорию и практику военного дела. Военное искусство Суворова покоится на проч­ной национальной основе.

Превосходный стратег, замечательный тактик, Суворов был одновременно замечательным военным воспитателем. Его методика обучения войск сохраняет в некоторых частях свою актуальность и поныне.

Значение Суворова для русского военного искусства не ис­черпывается победами, одержанными им при жизни. В про­должение своей многолетней военной деятельности он воспи­тал первоклассные кадры высшего офицерства. Воспитанные им полководцы заняли крупнейшее место в истории Отечест­венной войны 1812 года (Багратион, Милорадович, Платов и другие). Под сильным влиянием Суворова сформировалось и замечательное военное дарование Кутузова.

Суворов был горячим патриотом, самоотверженно отдававшим родине все свои силы. «Горжусь, что я россиянин»,—неоднократно говорил он, Нередко он приводил слова Петра I:«Природа произвела Россию только одну. Она соперницы не имеет».

Суворов твердо верил в то, что при умелом руководстве русские солдаты являются лучшими в мире. Он был убежден, что ни одна армия не может сравниться с русской по сво­им боевым качествам. Задачи, которые он ставил перед свои­ми войсками, были исключительно трудны, но всякий раз они бывали блестяще разрешены. Армия отвечала своему полко­водцу такой же безграничной верой в него, в его воинское дарование и горячую, самоотверженную любовь к родине. Солдаты знали, что Суворов всегда заботится о них, что в бою он ведет их кратчайшим путем к победе, что ради этой победы он готов без колебаний отдать свою жизнь - и это со­знание укрепляло их храбрость и мужество, вселяло в них уверенность в собственных силах.

Эти качества Суворова были особенно ценны в век крепо­стничества, когда многие дворяне-офицеры склонны были помыкать солдатами. Суворов видел в солдате патриота, он требовал, чтобы в солдате уважали человека и воина, — эти взгляды он завещал своим последователям (в первую оче­редь М. И. Кутузову), и они являются его великой исторической заслугой.

Суворов и современность. Суворовские традиции в Советской Армии

Военные заветы Суворова представляют собою кладезь богатейших идей, развитых на практике рукою великого ма­стера. Многие из них сохраняют свое значение и по настоя­щее время.

Недаром, когда в 1918 году была издана — за подписями В. И. Ленина и Я. М. Свердлова — первая служебная книж­ка красноармейца, в ней были помещены отдельные положе-1 пня из суворовской «Науки побеждать». Например:

Солдату надлежит быть здоровому, храброму, твердому и правдивому.

Всякий воин должен понимать свой маневр.

Тяжело в ученье — легко в походе, легко в ученье — тяжело в походе.

Стреляй редко, да метко; штыком коли крепко.

Где пройдет олень, там пройдет и солдат,

Три поенных искусства: первое — глазомер, второе — бы­строта, третье — натиск.

 

Ученье — свет, неученье — тьма. Дело мастера боится. Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, оп­рятность, бодрость, смелость, храбрость — победа!

Негоден тот солдат, кто отвечает «не могу знать», прокля­тое «не могу знать», от немогузнайки много-много беды.

Руководители Советского государства хранили суворовские традиции еще на заре строительства Красной Армии. Образ Суворова, как олицетворение мужества и русского воинского искусства, высоко чтим в памяти советского народа. В 1942 году Президиум Верховного Совета СССР постановил учре­дить орден Суворова трех степеней, являющийся одной из са­мых высоких наград за боевые подвиги генералов и офицеров. В августе 1943 года было вынесено постановление об органи­зации закрытых военных училищ, имеющих целью дать воспитанникам общее среднее образование и вместе с тем подго­товить их к военной службе в офицерском звании. То обстоя­тельство, что этим училищам присвоено имя великого русско­го полководца, имеет глубокий смысл. Оно подчеркивает, как чтит Советская Армия суворовские военные традиции.

Разумеется, машинный характер современной войны зна­чительно отличается от того характера, который носила война в мануфактурный период, в XVIII веке. С другой стороны, и советское полководческое искусство, основывающееся на глу­боком марксистско-ленинском понимании политических и стратегических закономерностей, имеет перед собою неизмеримо большие возможности, чем 150 лет назад, в суворовскую эпоху.

Как указал товарищ Булганин, «...советская военная наука впитала все лучшее, что дало военное искусство в прошлом...». Она преемственно заимствует все лучшее и, критически пере­рабатывая, включает в единую систему советского военного творчества.

В особенности это относится к Суворову - самому выдаю­щемуся среди замечательных русских полководцев. Несмотря на совершенно иные условия современной войны, многое в суворовском наследии поныне сохранило свою актуальность, достойно тщательного изучения и подражания. Живут в воен­ных преданиях и гордые суворовские традиции.

Высшим признанием этого служат слова, произнесенные товарищем Сталиным в речи 7 ноября 1941 года на военном параде в Москве: «Пусть вдохновляет вас в этой воине му­жественный образ наших великих предков...», и среди них товарищ Сталин назвал Александра Суворова.

Отечественное военное искусство, для которого так много сделал Суворов, в наши дни поднято до сияющих высот гением великого Сталина. Товарищ Сталин, обобщив и кри­тически переработав псе накопленное военным искусством, создал передовую сойотскую военную науку — сталинскую науку побеждать.

Во всем своем блеске советская военная наука предстал в сражениях победоносной Великой Отечественном войны под водительством величайшего полководца Генералиссимуса Со­ветского Союза товарища Сталина.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: