Латинская Америка во второй половине XX века.




Лекция 58

Мир во второй половине XX века

План:

Страны Азии и Африки: проблемы модернизации.

Особенности модернизации в странах социализма и социалистической ориентации.

Опыт новых индустриальных стран.

Специфика развития стран Южной Азии.

Исламский мир.

Латинская Америка во второй половине XX века.

 

1. При значительном многообразии государств Азии и Африки (раз­вивающихся или «Юга», как их часто называют) существуют сход­ные черты в их социально-экономическом и политическом развитии.

В большинстве государств «Юга» ко времени обретения независи­мости преобладали докапиталистические отношения. Подавляю­щая часть самодеятельного населения была занята в сельском хозяйстве (в Индии в 1960 г. - 74%, в 1990 г. - 64%, в Китае соот­ветственно 83% и 72%, в Эфиопии — 93% и 86%). Крайне низкая производительность труда сочеталась с использованием тех же ме­тодов обработки земли, что и столетия назад. Преобладало нату­ральное хозяйство. Большинство земледельцев сами потребляли свою продукцию, обеспечивая себе полуголодное существование и не имея возможности ничего производить для продажи. Даже в 1970-е гг. в афро-азиатских странах в среднем на каждую тысячу жителей, занятых в сельском хозяйстве, приходилось всего 2-3 трактора, т.е. в 150-200 раз меньше, чем в развитых государствах.

С завоеванием независимости бывшими колониями к власти в большинстве из них пришли националистически ориентирован­ные режимы. Главной их целью стали ускоренное развитие и пре­одоление отсталости от бывших метрополий.

Выделился ряд регионов, где возникали трудноразрешимые проблемы. В 1990-е гг. рост доходов на душу населения наблюдал­ся лишь в 8 из 43 стран Африки к югу от Сахары и в 2 из 16 араб­ских стран. В целом в 70 государствах размер ВНП на душу населе­ния составил к концу века менее 300 долларов в год (это порог, ниже которого, как принято считать, не обеспечивается физическое выживание людей).

Сложности в решении проблем развития особенно усугубились к концу века. В 1950-70-е гг. те из развивающихся государств, которые обладали значительными ресурсами сырья и энергоносителей, особенно нефти, получали значительные прибыли от их экспорта в индустриальные страны. Однако с переходом развитых стран на стадию информационного общества они освоили выпуск более дорогой наукоемкой продукции, внедрили энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии. Это привело к падению цен на сырье и энергоресурсы на мировом рынке и повышению цен на готовую продукцию.

В 1990-е гг. с завершением «холодной войны» веду­щие страны мира утратили интерес к поиску новых партнеров по военным блокам. СССР, ранее оказывавший помощью развивающимся странам, распался.

Другим источником трудностей развития стал рост численно­сти населения стран Азии и Африки. Всё население Земли в начале XX в. составляло 1,7 млрд. человек, в конце века оно более чем утроилось, приблизив­шись к 6 млрд. В основном рост численности населения при­шелся на развивающиеся страны. Большая и стремительно возраставшая численность населения (в 1995 г. — 1,2 млрд. человек в Китае, около 1 млрд. в Индии, около 200 млн. в Индонезии, 130 млн. в Пакистане, 120 млн. в Бангладеш), дешевизна рабочей силы создавали предпосылки для модернизации. Однако уровень квалификации и трудовых навыков был крайне ограничен. Даже с учетом батраков удельный вес наемных работников составлял от 1% (Буркина-Фасо) до 20% (Индия и Пакистан в начале 1960-х гг.).

Внедрение достижений европейской медицины, резкое сокра­щение детской смертности, произошедшее на протяжении жизни одного поколения, сочетались с сохранением привычно высокого уровня рождаемости (6-8 детей в семье). Стремительный рост численности населения при ограниченной ресурсной базе стал источником практически неразрешимых про­блем. Падение уровня жизни, безработица ведут к обострению всех противоречий — социальных, межэтнических, межконфессиональ­ных. Внутренняя нестабильность отталкивает зарубежных инве­сторов и затрудняет привлечение иностранного капитала для осуществления модернизации экономики.

2. Наиболее сложные проблемы возникли в странах, которые в 1970-80-е гг. развивались по пути социалистической ориентации — Анголе, Танзании, Эфиопии, Индонезии, Мозамбике, Народной Республике Конго и др.

• В 1990-е гг. была свернута, а затем и полностью прекратилась поддержка существующих в этих странах режимов со стороны России.

• Ведущие финансовые центры Запада с большой подозрительностью относились к бывшим союзникам СССР, воздерживались от вложений капитала в их развитие.

• В большинстве стран социалистической ориентации произошла смена политических режимов. Причем она, как правило, сопровожда­лась гражданской войной, обострением межэтнических конфликтов, столкновениями с соседними государствами.

• В группе государств Азии — Китае, Северной Корее и Вьетна­ме — социалистическая модель развития оказалась близка их историческим традициям, утвердилась на национальной почве. Черты их развития во многом были сходными и типичными. К ним отно­сятся особая роль лидеров — Мао Цзэдуна в Китае, Ким Ир Сена в Северной Корее, Хо Ши Мина во Вьетнаме, а также проведение индустриализации и кол­лективизации сельского хозяйства.

В развитии по социалистическому пути эти страны столкну­лись со многими трудностями. Так, в Китае возникла проблема голода из-за того, что в 1957 г. КПК перешла к политике, полу­чившей название «Большого скачка». Она подразумевала со­здание аграрных коммун, форсированное развитие промыш­ленности. Вслед за ухудшением экономического положения страны последовала «культурная революция»: идеи Мао Цзэдуна были провозглашены высшей истиной, началась кампа­ния массовых репрессий против «внутренних врагов», высы­лавшихся из городов в сельские коммуны на «перевоспита­ние». Ускоренными темпами осуществлялась милитаризация страны, было создано собственное ядерное оружие. В итоге к концу 1970-х гг. усилилась зависимость страны от ввоза аграрной продукции, начался спад в экономике.

В то же время Китай и Вьетнам показали возможность постепен­ного, направляемого сверху отхода от экономически малоэффектив­ной модели командно-административного управления экономикой.

С конца 1970-х гг. в Китае стали развиваться рыночные реформы. Были ликвидированы коммуны, что вернуло крестьянству возможность работы на себя, реализации произведенных излишков на свободном рынке. Сократилась численность вооруженных сил, приоритетом оказалось производство потребительских товаров. К модернизации экономики привлекался иностранный капитал. Созданы свободные экономические зоны, в которых ему предоставлялись льготы. Предприятия получили значительную хозяйственную самостоятельность, началось развитие кооперативного и частного секторов в сфере кустарного производства, торговли и обслуживания. При этом Коммунистическая партия Китая сохранила за собой руководящую роль в политической жизни страны. Выступление в Пекине студенчества и интеллигенции с требованиями демократизации общества в 1989 г. было подавлено силой.

В целом сочетание политической стабильности с открытой для зарубежных инвесторов экономикой сделало Китай одной из наибо­лее динамично развивающихся стран мира. Среднегодовые темпы роста производимого ВНП на душу населения в Китае в 1980-90-е гг. были самыми устойчивыми и высокими в мире — 8,2%. Китай в основном обеспечивает свои потребности в продовольствии.

Такого же типа преобразования осуществлялись и во Вьетнаме.

3. Для государств Азии, вступивших на путь независимого развития, большую притягательность имел опыт ускоренного развития Юж­ной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга (четырех азиатских «ти­гров», как их называли).

Сингапур и Гонконг (он в 1998 г. вошёл в состав Китая на правах территории с особым статусом) ещё до Второй мировой войны были крупнейшими портами, торговыми центрами, находивши­мися на пересечении международных торговых путей. В этих госу­дарствах издавна существовали развитые портовые службы, инду­стрия бизнеса и развлечений. В послевоенные годы, благодаря притоку зарубежных капиталов, в них была создана промышлен­ность с привлечением исключительно дешевой рабочей силы из со­седних стран. Выпускалась продукция, в том числе высокотехноло­гичная, предназначенная для экспорта.

Южная Корея и Тайвань также находились в особых условиях. Еще до войны, а особенно в военные годы, когда они были колония­ми Японии, она создала систему обслуживания тылов своих войск — зачатки промышленности и транспортную инфраструктуру. После завершения гражданской войны в Китае и войны в Корее (1950-53) в Южной Корее и на Тайване были развернуты крупные контингенты войск США. Не вмешиваясь прямо в политическую жизнь, они играли роль гарантов внутренней стабильности, компенсируя отсутствие прочной социальной опоры власти.

Для Южной Кореи еще в 1960-е гг. были характерны самая большая в мире продолжительность рабочей недели (54 ч), запрет на деятельность профсоюзов, на забастовки. Значи­тельные объемы американской помощи, приток капиталов из США и Японии, привлекаемых дешевизной рабочей силы и политической стабильностью, четкая политика правительства в отношении использования ресурсов — всё это облег­чило модернизацию экономики.

Продуманная налоговая политика, скупка лицензий, техно­логий, быстрое развитие системы образования обеспечили уси­ление позиций национальных корпораций, успешно вторгнув­шихся на рынки развитых стран не только с продукцией легкой и текстильной промышленности, но и автомобилями, компьюте­рами, бытовой электроникой. В итоге Южная Корея вошла в группу среднеразвитых стран мира по уровню производства и доходов населения. Появление внутренних факторов стабиль­ности открыло путь к демократизации, позволило провести в Южной Корее в 1993 г. свободные президентские выборы.

4. Крупнейшие страны Азии, которые были ориентированы на цели модернизации (Индия, Пакистан, Индонезия, Филиппины, Таи­ланд и др.), выбирали, часто методом проб и ошибок, единственно возможный для них путь развития.

Прежде всего, этот путь предполагал осторожность и этап­ы в осуществлении социально-политических преобразований. Первоначально проводились меры по преодолению наиболее арха­ичных форм общественной жизни. Так, в Индии, согласно Консти­туции 1950 г., отменялась кастовая система, формально уравнива­лись в правах представители высших и низших каст. А к ним ранее принадлежало три четверти населения.

Была ликвидирована основа феодальных порядков — система помещичьего землевладения. Земли князей перешли в собствен­ность обрабатывавших их арендаторов. В то же время правительство не нарушало традиционного общинного уклада сельской жизни, системы натурального и полунатурального хозяйства.

Большое значение придавалось поддержанию социальной и по­литической стабильности, являющейся условием привлечения иностранного капитала.

Не допуская взрывоопасной социальной поляризации в обществе, правительства проводили продуманную стратегию модерни­зации экономики. Она сочетала государственные инвестиции в перспективные секторы экономики, протекционистскую полити­ку, создание стимулов национальному и иностранному капиталу для вложений в те отрасли, продукция которых имела спрос на вну­тренних и международных рынках.

Итогом модернизационной политики, проводившейся наиболее крупными странами Азии, стало формирование многоукладной экономики, рост многообразия форм собственности, усложнение социальной структуры общества. В этих странах выросли города-гиганты европейского типа, возникли анклавы постиндустриаль­ного, высокотехнологичного производства, научные центры, дейст­вующие на уровне достижений технической мысли передовых стран. Индия и Пакистан в 1998 г. самостоятельно овладели технологией производства ядерного оружия и ракетной техники.

Особенность развития стран Южной Азии состоит в том, что очаги модернизации соседствуют с натуральным хозяйством в де­ревнях, где существуют лишь отдельные центры аграрного произ­водства современного типа. Растёт численность образованных сло­ев населения, сформировалась национальная интеллигенция. Но, от 1/3 до 1/2 взрослого населения неграмотно.

Именно сельское, неграмотное и малограмотное население, а не крайне малочисленный пока средний класс обеспечивает в разви­вающихся странах Азии социально-политическую стабильность. Ещё не охваченное стремлением к постоянному повышению уров­ня жизни, довольствующееся тем, что имеет, традиционно консер­вативное крестьянство на выборах постоянно поддерживает пар­тию или лидера, которые для них привычны, традиционны.

В Индии партия Индийский национальный конгресс (ИНК), удерживавшая монополию на власть в течение трех деся­тилетий, стала терять влияние лишь тогда, когда её лидеры нача­ли добиваться сокращения рождаемости: в 1976 г. для женщин возраст вступления в брак был повышен с 15 до 18 лет, началась кампания за добровольную стерилизацию мужчин. Подобные меры расценивались сельскими избирателями как покушение на те устои жизни, к изменению которых они не были готовы.

5. Особенность многих стран исламского мира состоит в том, что важ­нейшим источником их развития является обладание большими запасами нефти (центрами её добычи являются Ливия, Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Ирак, Иран).

Несмотря на различия во внешнеполитической ориентации ис­ламских стран, нередки конфликты между ними. Существуют трения между шиитским и суннитским духовенством. Важным фактором развития выступает единство исламского мира. В основе этого единства лежит солидарность с арабскими народами, находя­щимися в многолетнем конфликте с Израилем, существование мно­гих общих проблем модернизации.

Во многих исламских странах в последние десятилетия со­здаются оснащенные современной техникой вооруженные силы. Осуществлялись широкомасштабные проекты строительства горо­дов, освоения земель (за счёт пустынь и тропических лесов). На ре­ализацию этих проектов банки развитых стран охотно предостав­ляли кредиты.

Модернизационная политика в исламских странах сталкивается с серьёзными проблемами. Наиболее острыми они являются в тех странах, которые втягивались в военные конфлик­ты. В результате войны между Ираком и Кувейтом (1990-91) обе страны по уровню развития к середине 1990-х гг. были отброшены к показателям 1950-х гг.

Для модернизирующихся исламских стран важен учёт традицион­ного жизненного уклада. Попытки разрушить его сверху заканчива­лись неудачей. Это показали провал политики социалистической ори­ентации в Афганистане и результаты исламской революции в Иране.

В 1960-70-е гг. монархический, шахский режим Ирана, используя огромные доходы от продажи нефти и помощь США, вступил на путь модернизации. Темпы экономического роста (13-14% в год) для Ирана были рекордными. Создавалась не только современная индустрия, осу­ществлялись далеко идущие перемены. Была создана система обра­зования европейского типа, предоставлены равные права женщи­нам. В деревнях появились фермерские, высокопроизводительные хозяйства капиталистического типа. Проводившиеся мероприятия ломали традиционный, привычный уклад жизни. Несмотря на рост благосостояния части населения, в массах они вызывали недоволь­ство, подогревавшееся духовенством. Движение протеста (под лозунгом возвращения к традиционным исламским ценностями, образу жизни) охватило всю страну. В 1979 г. шах вынужден был бежать за границу, власть перешла к исламскому руководству. Иран был провозглашен исламской республикой, значительная часть плодов модернизации оказалась утрачена. Показательно, что власти многих стран с сильным влиянием ис­лама, в том числе и идущие по пути модернизации (Саудовская Ара­вия, Объединенные Арабские Эмираты), как правило, не затрагива­ют образа жизни и традиций коренного населения. В развиваемой нефтедобывающей, нефтеобрабатывающей, строительной и иной промышленности используется преимущественно труд иностран­ных инженеров и рабочих (в частности, арабов — выходцев из Пале­стины, эмигрировавших после оккупации их земель Израилем).

Учитывая опыт исламской революции в Иране, правящие круги большинства стран Ближнего и Среднего Востока, государств Северной Африки (Марокко, Алжира, Туниса, Ливии и Египта), проводя политику модернизации ведущих секторов экономики, подчеркивают свою верность традициям ислама. Несмотря на то, что это нередко осложняет их отношения с развитыми странами мира, подобная политика обеспечивает внутреннюю стабильность.

 

6. Со времени Второй мировой войны и до 1990-х гг. демократиче­ские режимы в большинстве латиноамериканских стран оказыва­лись недолговечными. Исключение составляла Мексика, где после победы рево­люционного движения в 1917 г. была принята демократическая Конституция.

Свою главную задачу демократические режимы в Латинской Америке, зависящие от голосов избирателей и поддержки профсо­юзов, видели в решении назревших социальных проблем. В сред­нем в послевоенный период зарплата в промышленности латино­американских стран увеличивалась на 5-7% в год. Однако материальные ресурсы проведения активной социальной политики были крайне ограничены.

Левое правительство С. Альенде в Чили в 1970-73 гг. предприняло попытку привлечения дополнительных средств за счет увеличения налогов на предпринимателей, отказа от полной уплаты процентов по внешним долгам, национализации прибыльных предприятий, латифундий и экономии на военных расходах. Эта политика стала причиной недовольства ТНК, кото­рым принадлежало около 40% промышленности Чили. Она вызы­вала конфликты со странами-кредиторами, приводила к падению темпов модернизации экономики и снижению конкурентоспособ­ности продукции на мировых рынках.

В свою очередь, неспособность правительства Альенде удовле­творять растущие социальные запросы привела к росту забастовоч­ного движения, активизации леворадикальной оппозиции, прибе­гавшей к насильственным действиям, вплоть до создания сельских и городских партизанских отрядов.

В конечном счете жёсткое экономическое и политическое давле­ние извне, рост внутренних противоречий, не находящих решения, привели общество на грань гражданской войны. В 1973 г. это побу­дило армию с одобрения правящих кругов США взять ситуацию в Чили под свой контроль.

Переворот в Чили, приведший к власти генерала А. Пиночета, был наиболее кровавым в послевоенной истории лати­ноамериканских стран. С. Альенде погиб в ходе боёв за президент­ский дворец. Центральный стадион в столице Чили — Сантьяго был превращен в концлагерь. Тысячи человек, активистов левых сил и профсоюзного движения, были казнены, около 200 тыс. оказались вынуждены бежать из страны.

Конец 1980-х — начало 1990-х гг. ознаменовались новым этапом в развитии латиноамериканских стран. В большинстве из них диктатуры уступили место демократическим, конституционно избранным правительствам. После поражения Аргентины в войне с Англией (1982), возникшей из-за спора о принадлежности Фолк­лендских островов, военный режим дискредитировал себя и вы­нужден был в 1983 г. передать власть гражданскому правительству. В 1985 г. диктатуры в Бразилии и Уругвае также уступили власть конституционно избранным правительствам. В 1989 г., после 35 лет власти генерала Л. Стреснера, на путь демократии всту­пил Парагвай, в 1990 г. ушел в отставку генерал А. Пиночет в Чили.

Время с середины 1980-х по середину 1990-х гг. считается «поте­рянным десятилетием» для решения проблем модернизации. Демократические режимы усиленно развивали социальную сферу, что привело к падению темпов экономического роста. В то же вре­мя благодаря развитию интеграционных процессов и повышению уровня жизни населения на Южно-Американском континенте уве­личилась емкость внутренних рынков.

Все это создало предпосылки для более стабильного развития. К середине 1990-х гг. в большинстве стран Латинской Америки темпы развития экономики вновь возросли. В 1980-е гг. прирост ВНП на континенте составлял всего 1,7% в год, в 1990-е гг. он увеличился до 3,2%.

У большинства стран не произошло увеличения внешней задол­женности. У Бразилии она с 1980 г. по 1995 г. сократилась с 31,2% стоимости ВНП до 24%, а её экономический потенциал стал сопо­ставим с показателями наиболее развитых стран Европы.

Резкий рост долгов наблюдался в последнее десятилетие XX в. лишь у тех стран, которые установили особенно тесные отношения с США: у Мексики (с 30,5% до 69,9% ВНП), Аргентины, чей курс валюты был тесно соотнесен с долларом.

В 2001 г. в Аргентине разразился острейший социально-экономический и политический кризис. Катастрофический рост внешней задолженности вынудил правительство объя­вить дефолт, заморозить счета граждан в банках. Это разори­ло средний класс, вызвало массовые беспорядки. В результа­те правительство было вынуждено уйти в отставку. Однако кризис не привел к установлению новой военной диктатуры.

Спорным остается вопрос о том, пойдут ли страны Южной Аме­рики по пути экономической интеграции с США или же предпо­чтут развивать собственные интеграционные структуры. В 1990 г. Бразилия, Аргентина, Парагвай и Уругвай создали зону свободной торговли — блок Меркасур, к нему присоединилась и Чили. В севе­ро-западной части Латинской Америки сложилась также экономи­ческая группа Андский пакт.

Вопросы для самоконтроля:

1. Вчем состоят основные истоки трудностей развивающих­ся стран «Юга» в современном мире?

2. Рассмотрите роль этих государств в международном сообществе.

3. Охарактеризуйте особенности и итоги развития стран социалистической ориентации.

4. В чем состоит особенность модернизации в исламских странах Ближнего Востока и Северной Африки?

5. Охарактеризуйте итоги развития латиноамериканских стран в 1990-е гг.

 

Основная литература:

1. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира в XX в. – М.: «Русское слово – РС», 2005. – с. 419-434.

Дополнительная литература:

1. Сороко-Цюпа О.С. и др. Мир в XX в. – М: Дрофа, 2000. – с. 272-297.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: