Лекция 58
Мир во второй половине XX века
План:
Страны Азии и Африки: проблемы модернизации.
Особенности модернизации в странах социализма и социалистической ориентации.
Опыт новых индустриальных стран.
Специфика развития стран Южной Азии.
Исламский мир.
Латинская Америка во второй половине XX века.
1. При значительном многообразии государств Азии и Африки (развивающихся или «Юга», как их часто называют) существуют сходные черты в их социально-экономическом и политическом развитии.
В большинстве государств «Юга» ко времени обретения независимости преобладали докапиталистические отношения. Подавляющая часть самодеятельного населения была занята в сельском хозяйстве (в Индии в 1960 г. - 74%, в 1990 г. - 64%, в Китае соответственно 83% и 72%, в Эфиопии — 93% и 86%). Крайне низкая производительность труда сочеталась с использованием тех же методов обработки земли, что и столетия назад. Преобладало натуральное хозяйство. Большинство земледельцев сами потребляли свою продукцию, обеспечивая себе полуголодное существование и не имея возможности ничего производить для продажи. Даже в 1970-е гг. в афро-азиатских странах в среднем на каждую тысячу жителей, занятых в сельском хозяйстве, приходилось всего 2-3 трактора, т.е. в 150-200 раз меньше, чем в развитых государствах.
С завоеванием независимости бывшими колониями к власти в большинстве из них пришли националистически ориентированные режимы. Главной их целью стали ускоренное развитие и преодоление отсталости от бывших метрополий.
Выделился ряд регионов, где возникали трудноразрешимые проблемы. В 1990-е гг. рост доходов на душу населения наблюдался лишь в 8 из 43 стран Африки к югу от Сахары и в 2 из 16 арабских стран. В целом в 70 государствах размер ВНП на душу населения составил к концу века менее 300 долларов в год (это порог, ниже которого, как принято считать, не обеспечивается физическое выживание людей).
Сложности в решении проблем развития особенно усугубились к концу века. В 1950-70-е гг. те из развивающихся государств, которые обладали значительными ресурсами сырья и энергоносителей, особенно нефти, получали значительные прибыли от их экспорта в индустриальные страны. Однако с переходом развитых стран на стадию информационного общества они освоили выпуск более дорогой наукоемкой продукции, внедрили энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии. Это привело к падению цен на сырье и энергоресурсы на мировом рынке и повышению цен на готовую продукцию.
В 1990-е гг. с завершением «холодной войны» ведущие страны мира утратили интерес к поиску новых партнеров по военным блокам. СССР, ранее оказывавший помощью развивающимся странам, распался.
Другим источником трудностей развития стал рост численности населения стран Азии и Африки. Всё население Земли в начале XX в. составляло 1,7 млрд. человек, в конце века оно более чем утроилось, приблизившись к 6 млрд. В основном рост численности населения пришелся на развивающиеся страны. Большая и стремительно возраставшая численность населения (в 1995 г. — 1,2 млрд. человек в Китае, около 1 млрд. в Индии, около 200 млн. в Индонезии, 130 млн. в Пакистане, 120 млн. в Бангладеш), дешевизна рабочей силы создавали предпосылки для модернизации. Однако уровень квалификации и трудовых навыков был крайне ограничен. Даже с учетом батраков удельный вес наемных работников составлял от 1% (Буркина-Фасо) до 20% (Индия и Пакистан в начале 1960-х гг.).
Внедрение достижений европейской медицины, резкое сокращение детской смертности, произошедшее на протяжении жизни одного поколения, сочетались с сохранением привычно высокого уровня рождаемости (6-8 детей в семье). Стремительный рост численности населения при ограниченной ресурсной базе стал источником практически неразрешимых проблем. Падение уровня жизни, безработица ведут к обострению всех противоречий — социальных, межэтнических, межконфессиональных. Внутренняя нестабильность отталкивает зарубежных инвесторов и затрудняет привлечение иностранного капитала для осуществления модернизации экономики.
2. Наиболее сложные проблемы возникли в странах, которые в 1970-80-е гг. развивались по пути социалистической ориентации — Анголе, Танзании, Эфиопии, Индонезии, Мозамбике, Народной Республике Конго и др.
• В 1990-е гг. была свернута, а затем и полностью прекратилась поддержка существующих в этих странах режимов со стороны России.
• Ведущие финансовые центры Запада с большой подозрительностью относились к бывшим союзникам СССР, воздерживались от вложений капитала в их развитие.
• В большинстве стран социалистической ориентации произошла смена политических режимов. Причем она, как правило, сопровождалась гражданской войной, обострением межэтнических конфликтов, столкновениями с соседними государствами.
• В группе государств Азии — Китае, Северной Корее и Вьетнаме — социалистическая модель развития оказалась близка их историческим традициям, утвердилась на национальной почве. Черты их развития во многом были сходными и типичными. К ним относятся особая роль лидеров — Мао Цзэдуна в Китае, Ким Ир Сена в Северной Корее, Хо Ши Мина во Вьетнаме, а также проведение индустриализации и коллективизации сельского хозяйства.
В развитии по социалистическому пути эти страны столкнулись со многими трудностями. Так, в Китае возникла проблема голода из-за того, что в 1957 г. КПК перешла к политике, получившей название «Большого скачка». Она подразумевала создание аграрных коммун, форсированное развитие промышленности. Вслед за ухудшением экономического положения страны последовала «культурная революция»: идеи Мао Цзэдуна были провозглашены высшей истиной, началась кампания массовых репрессий против «внутренних врагов», высылавшихся из городов в сельские коммуны на «перевоспитание». Ускоренными темпами осуществлялась милитаризация страны, было создано собственное ядерное оружие. В итоге к концу 1970-х гг. усилилась зависимость страны от ввоза аграрной продукции, начался спад в экономике.
В то же время Китай и Вьетнам показали возможность постепенного, направляемого сверху отхода от экономически малоэффективной модели командно-административного управления экономикой.
С конца 1970-х гг. в Китае стали развиваться рыночные реформы. Были ликвидированы коммуны, что вернуло крестьянству возможность работы на себя, реализации произведенных излишков на свободном рынке. Сократилась численность вооруженных сил, приоритетом оказалось производство потребительских товаров. К модернизации экономики привлекался иностранный капитал. Созданы свободные экономические зоны, в которых ему предоставлялись льготы. Предприятия получили значительную хозяйственную самостоятельность, началось развитие кооперативного и частного секторов в сфере кустарного производства, торговли и обслуживания. При этом Коммунистическая партия Китая сохранила за собой руководящую роль в политической жизни страны. Выступление в Пекине студенчества и интеллигенции с требованиями демократизации общества в 1989 г. было подавлено силой.
В целом сочетание политической стабильности с открытой для зарубежных инвесторов экономикой сделало Китай одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. Среднегодовые темпы роста производимого ВНП на душу населения в Китае в 1980-90-е гг. были самыми устойчивыми и высокими в мире — 8,2%. Китай в основном обеспечивает свои потребности в продовольствии.
Такого же типа преобразования осуществлялись и во Вьетнаме.
3. Для государств Азии, вступивших на путь независимого развития, большую притягательность имел опыт ускоренного развития Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга (четырех азиатских «тигров», как их называли).
Сингапур и Гонконг (он в 1998 г. вошёл в состав Китая на правах территории с особым статусом) ещё до Второй мировой войны были крупнейшими портами, торговыми центрами, находившимися на пересечении международных торговых путей. В этих государствах издавна существовали развитые портовые службы, индустрия бизнеса и развлечений. В послевоенные годы, благодаря притоку зарубежных капиталов, в них была создана промышленность с привлечением исключительно дешевой рабочей силы из соседних стран. Выпускалась продукция, в том числе высокотехнологичная, предназначенная для экспорта.
Южная Корея и Тайвань также находились в особых условиях. Еще до войны, а особенно в военные годы, когда они были колониями Японии, она создала систему обслуживания тылов своих войск — зачатки промышленности и транспортную инфраструктуру. После завершения гражданской войны в Китае и войны в Корее (1950-53) в Южной Корее и на Тайване были развернуты крупные контингенты войск США. Не вмешиваясь прямо в политическую жизнь, они играли роль гарантов внутренней стабильности, компенсируя отсутствие прочной социальной опоры власти.
Для Южной Кореи еще в 1960-е гг. были характерны самая большая в мире продолжительность рабочей недели (54 ч), запрет на деятельность профсоюзов, на забастовки. Значительные объемы американской помощи, приток капиталов из США и Японии, привлекаемых дешевизной рабочей силы и политической стабильностью, четкая политика правительства в отношении использования ресурсов — всё это облегчило модернизацию экономики.
Продуманная налоговая политика, скупка лицензий, технологий, быстрое развитие системы образования обеспечили усиление позиций национальных корпораций, успешно вторгнувшихся на рынки развитых стран не только с продукцией легкой и текстильной промышленности, но и автомобилями, компьютерами, бытовой электроникой. В итоге Южная Корея вошла в группу среднеразвитых стран мира по уровню производства и доходов населения. Появление внутренних факторов стабильности открыло путь к демократизации, позволило провести в Южной Корее в 1993 г. свободные президентские выборы.
4. Крупнейшие страны Азии, которые были ориентированы на цели модернизации (Индия, Пакистан, Индонезия, Филиппины, Таиланд и др.), выбирали, часто методом проб и ошибок, единственно возможный для них путь развития.
Прежде всего, этот путь предполагал осторожность и этапы в осуществлении социально-политических преобразований. Первоначально проводились меры по преодолению наиболее архаичных форм общественной жизни. Так, в Индии, согласно Конституции 1950 г., отменялась кастовая система, формально уравнивались в правах представители высших и низших каст. А к ним ранее принадлежало три четверти населения.
Была ликвидирована основа феодальных порядков — система помещичьего землевладения. Земли князей перешли в собственность обрабатывавших их арендаторов. В то же время правительство не нарушало традиционного общинного уклада сельской жизни, системы натурального и полунатурального хозяйства.
Большое значение придавалось поддержанию социальной и политической стабильности, являющейся условием привлечения иностранного капитала.
Не допуская взрывоопасной социальной поляризации в обществе, правительства проводили продуманную стратегию модернизации экономики. Она сочетала государственные инвестиции в перспективные секторы экономики, протекционистскую политику, создание стимулов национальному и иностранному капиталу для вложений в те отрасли, продукция которых имела спрос на внутренних и международных рынках.
Итогом модернизационной политики, проводившейся наиболее крупными странами Азии, стало формирование многоукладной экономики, рост многообразия форм собственности, усложнение социальной структуры общества. В этих странах выросли города-гиганты европейского типа, возникли анклавы постиндустриального, высокотехнологичного производства, научные центры, действующие на уровне достижений технической мысли передовых стран. Индия и Пакистан в 1998 г. самостоятельно овладели технологией производства ядерного оружия и ракетной техники.
Особенность развития стран Южной Азии состоит в том, что очаги модернизации соседствуют с натуральным хозяйством в деревнях, где существуют лишь отдельные центры аграрного производства современного типа. Растёт численность образованных слоев населения, сформировалась национальная интеллигенция. Но, от 1/3 до 1/2 взрослого населения неграмотно.
Именно сельское, неграмотное и малограмотное население, а не крайне малочисленный пока средний класс обеспечивает в развивающихся странах Азии социально-политическую стабильность. Ещё не охваченное стремлением к постоянному повышению уровня жизни, довольствующееся тем, что имеет, традиционно консервативное крестьянство на выборах постоянно поддерживает партию или лидера, которые для них привычны, традиционны.
В Индии партия Индийский национальный конгресс (ИНК), удерживавшая монополию на власть в течение трех десятилетий, стала терять влияние лишь тогда, когда её лидеры начали добиваться сокращения рождаемости: в 1976 г. для женщин возраст вступления в брак был повышен с 15 до 18 лет, началась кампания за добровольную стерилизацию мужчин. Подобные меры расценивались сельскими избирателями как покушение на те устои жизни, к изменению которых они не были готовы.
5. Особенность многих стран исламского мира состоит в том, что важнейшим источником их развития является обладание большими запасами нефти (центрами её добычи являются Ливия, Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Ирак, Иран).
Несмотря на различия во внешнеполитической ориентации исламских стран, нередки конфликты между ними. Существуют трения между шиитским и суннитским духовенством. Важным фактором развития выступает единство исламского мира. В основе этого единства лежит солидарность с арабскими народами, находящимися в многолетнем конфликте с Израилем, существование многих общих проблем модернизации.
Во многих исламских странах в последние десятилетия создаются оснащенные современной техникой вооруженные силы. Осуществлялись широкомасштабные проекты строительства городов, освоения земель (за счёт пустынь и тропических лесов). На реализацию этих проектов банки развитых стран охотно предоставляли кредиты.
Модернизационная политика в исламских странах сталкивается с серьёзными проблемами. Наиболее острыми они являются в тех странах, которые втягивались в военные конфликты. В результате войны между Ираком и Кувейтом (1990-91) обе страны по уровню развития к середине 1990-х гг. были отброшены к показателям 1950-х гг.
Для модернизирующихся исламских стран важен учёт традиционного жизненного уклада. Попытки разрушить его сверху заканчивались неудачей. Это показали провал политики социалистической ориентации в Афганистане и результаты исламской революции в Иране.
В 1960-70-е гг. монархический, шахский режим Ирана, используя огромные доходы от продажи нефти и помощь США, вступил на путь модернизации. Темпы экономического роста (13-14% в год) для Ирана были рекордными. Создавалась не только современная индустрия, осуществлялись далеко идущие перемены. Была создана система образования европейского типа, предоставлены равные права женщинам. В деревнях появились фермерские, высокопроизводительные хозяйства капиталистического типа. Проводившиеся мероприятия ломали традиционный, привычный уклад жизни. Несмотря на рост благосостояния части населения, в массах они вызывали недовольство, подогревавшееся духовенством. Движение протеста (под лозунгом возвращения к традиционным исламским ценностями, образу жизни) охватило всю страну. В 1979 г. шах вынужден был бежать за границу, власть перешла к исламскому руководству. Иран был провозглашен исламской республикой, значительная часть плодов модернизации оказалась утрачена. Показательно, что власти многих стран с сильным влиянием ислама, в том числе и идущие по пути модернизации (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты), как правило, не затрагивают образа жизни и традиций коренного населения. В развиваемой нефтедобывающей, нефтеобрабатывающей, строительной и иной промышленности используется преимущественно труд иностранных инженеров и рабочих (в частности, арабов — выходцев из Палестины, эмигрировавших после оккупации их земель Израилем).
Учитывая опыт исламской революции в Иране, правящие круги большинства стран Ближнего и Среднего Востока, государств Северной Африки (Марокко, Алжира, Туниса, Ливии и Египта), проводя политику модернизации ведущих секторов экономики, подчеркивают свою верность традициям ислама. Несмотря на то, что это нередко осложняет их отношения с развитыми странами мира, подобная политика обеспечивает внутреннюю стабильность.
6. Со времени Второй мировой войны и до 1990-х гг. демократические режимы в большинстве латиноамериканских стран оказывались недолговечными. Исключение составляла Мексика, где после победы революционного движения в 1917 г. была принята демократическая Конституция.
Свою главную задачу демократические режимы в Латинской Америке, зависящие от голосов избирателей и поддержки профсоюзов, видели в решении назревших социальных проблем. В среднем в послевоенный период зарплата в промышленности латиноамериканских стран увеличивалась на 5-7% в год. Однако материальные ресурсы проведения активной социальной политики были крайне ограничены.
Левое правительство С. Альенде в Чили в 1970-73 гг. предприняло попытку привлечения дополнительных средств за счет увеличения налогов на предпринимателей, отказа от полной уплаты процентов по внешним долгам, национализации прибыльных предприятий, латифундий и экономии на военных расходах. Эта политика стала причиной недовольства ТНК, которым принадлежало около 40% промышленности Чили. Она вызывала конфликты со странами-кредиторами, приводила к падению темпов модернизации экономики и снижению конкурентоспособности продукции на мировых рынках.
В свою очередь, неспособность правительства Альенде удовлетворять растущие социальные запросы привела к росту забастовочного движения, активизации леворадикальной оппозиции, прибегавшей к насильственным действиям, вплоть до создания сельских и городских партизанских отрядов.
В конечном счете жёсткое экономическое и политическое давление извне, рост внутренних противоречий, не находящих решения, привели общество на грань гражданской войны. В 1973 г. это побудило армию с одобрения правящих кругов США взять ситуацию в Чили под свой контроль.
Переворот в Чили, приведший к власти генерала А. Пиночета, был наиболее кровавым в послевоенной истории латиноамериканских стран. С. Альенде погиб в ходе боёв за президентский дворец. Центральный стадион в столице Чили — Сантьяго был превращен в концлагерь. Тысячи человек, активистов левых сил и профсоюзного движения, были казнены, около 200 тыс. оказались вынуждены бежать из страны.
Конец 1980-х — начало 1990-х гг. ознаменовались новым этапом в развитии латиноамериканских стран. В большинстве из них диктатуры уступили место демократическим, конституционно избранным правительствам. После поражения Аргентины в войне с Англией (1982), возникшей из-за спора о принадлежности Фолклендских островов, военный режим дискредитировал себя и вынужден был в 1983 г. передать власть гражданскому правительству. В 1985 г. диктатуры в Бразилии и Уругвае также уступили власть конституционно избранным правительствам. В 1989 г., после 35 лет власти генерала Л. Стреснера, на путь демократии вступил Парагвай, в 1990 г. ушел в отставку генерал А. Пиночет в Чили.
Время с середины 1980-х по середину 1990-х гг. считается «потерянным десятилетием» для решения проблем модернизации. Демократические режимы усиленно развивали социальную сферу, что привело к падению темпов экономического роста. В то же время благодаря развитию интеграционных процессов и повышению уровня жизни населения на Южно-Американском континенте увеличилась емкость внутренних рынков.
Все это создало предпосылки для более стабильного развития. К середине 1990-х гг. в большинстве стран Латинской Америки темпы развития экономики вновь возросли. В 1980-е гг. прирост ВНП на континенте составлял всего 1,7% в год, в 1990-е гг. он увеличился до 3,2%.
У большинства стран не произошло увеличения внешней задолженности. У Бразилии она с 1980 г. по 1995 г. сократилась с 31,2% стоимости ВНП до 24%, а её экономический потенциал стал сопоставим с показателями наиболее развитых стран Европы.
Резкий рост долгов наблюдался в последнее десятилетие XX в. лишь у тех стран, которые установили особенно тесные отношения с США: у Мексики (с 30,5% до 69,9% ВНП), Аргентины, чей курс валюты был тесно соотнесен с долларом.
В 2001 г. в Аргентине разразился острейший социально-экономический и политический кризис. Катастрофический рост внешней задолженности вынудил правительство объявить дефолт, заморозить счета граждан в банках. Это разорило средний класс, вызвало массовые беспорядки. В результате правительство было вынуждено уйти в отставку. Однако кризис не привел к установлению новой военной диктатуры.
Спорным остается вопрос о том, пойдут ли страны Южной Америки по пути экономической интеграции с США или же предпочтут развивать собственные интеграционные структуры. В 1990 г. Бразилия, Аргентина, Парагвай и Уругвай создали зону свободной торговли — блок Меркасур, к нему присоединилась и Чили. В северо-западной части Латинской Америки сложилась также экономическая группа Андский пакт.
Вопросы для самоконтроля:
1. Вчем состоят основные истоки трудностей развивающихся стран «Юга» в современном мире?
2. Рассмотрите роль этих государств в международном сообществе.
3. Охарактеризуйте особенности и итоги развития стран социалистической ориентации.
4. В чем состоит особенность модернизации в исламских странах Ближнего Востока и Северной Африки?
5. Охарактеризуйте итоги развития латиноамериканских стран в 1990-е гг.
Основная литература:
1. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира в XX в. – М.: «Русское слово – РС», 2005. – с. 419-434.
Дополнительная литература:
1. Сороко-Цюпа О.С. и др. Мир в XX в. – М: Дрофа, 2000. – с. 272-297.