Эпоха Просвещения. Рационализм.
Сонатно-симфоническая диалектика.
Дуализм.
Кварто-квинтовые соотношения.
Тоника-субдоминанта.
Тоника-доминанта.
(Для сравнения: у романтиков – медиантовое, терцовое соотношение).
Западная Европа - Автентизм.
(Сравнить: у России – плагальность).
Централизация тональности.
Четкая функциональная система:
· Тоника-субдоминанта-доминанта-тоника=оборот (T-S-D)
· Тоника-доминанта-субдоминанта-тоника=форма (T-D-S-T)
Отбор и упрощение гармонических средств.
Конфликность субдоминанты и доминанты.
Холопов Ю.: «Конфликт субдоминанты и доминанты – главный двигатель гармонического движения».
Тоника - мыслится как разрешение конфликта.
У венских классиков Гармония - это действенная сила во всем, которая формирует, влияет на…:
· Соотношение звуков внутри интонации,
· Тема,
· Образ,
· Форма,
· Драматургия,
· Мышление.
Гармоническая драматургия.
(Сравнить – драматургия театральная, оперная. Лессинг – «Теория драмы».)
Кульминация располагается в точке «золотого сечения», в третьем этапе разработки, ближе к репризе. (Не в середине!).
Форму сонатно-симфонического цикла движет модуляция.
Поэтому нужен четкий Тональный план.
(Тональное развитие на основе соотношений – секундовых, терцовых, кварто-квинтовых связей.)
Модуляция и ее виды:
Мелодически связная, функционально связная.
И сопоставление.
· Постепенная (через трезвучие)
· Энгармоническая (через ум.вводн.септаккорд, малый мажорный септаккорд)
· Ускоренная (через аккорды мажоро-минорной системы: это у романтиков)
· Мелодическая (Моцарт. Соната ми бемоль – мажор, 2 часть. Менуэт № 1). (См. М.П.Мусоргский. «Картинки с выставки» - «Прогулка»).
|
Совершенная и Несовершенная.
Система степеней родства тональностей.
Средства модуляции – например, секвенции:
· Диатоническая (ладовая переменность)
· Хроматическая (модулирующая)
Чаще – на секунду, на ч.5 (автентизм). У романтиков – по терциям.
Модуляция и отклонение – средство построения формы, формирование сонатной формы.
Экспозиция | Г.п. тоника | П.п. доминанта |
Разработка | Столкновение тем, конфликт… | |
Реприза | Г.п. тоника | П.п. тоника |
Модуляции в гармонии венских классиков происходят, в основном, в родственные тональности.
Модуляция происходит в момент соединения г.п. и п.п.
Но ярче всего модуляция проявляет себя в разработке – избегание тоники,
4-5 цепочки, секвенции, доминантовый предыкт перед репризой.
Отмечено, что в мажоре – модуляции в сторону доминанты, в миноре – в сторону субдоминанты.
Мажоро-минорная система – продолжает свое формирование.
Эта система находится в стадии развития. Какие аккорды употребляются:
· Одноименная тоника (T=t)
· Гармоническая субдоминанта (sг=минорную)
· Шестая пониженная в мажоре (в прерванной каденции) (VIb)
· Третья мажорная в мажоре (III маж. В мажоре)
· Шестая минорная в миноре (VI мин. В миноре)
· Третья низкая в мажоре (Бетховен. Симфония № 6, 3 часть – из фа-мажора в Ре-мажор) (III b)
Развитие фонизма (от Бетховена к романтикам). Снятие функции аккорда.
Виды созвучий:
Доминанта:
· Доминантовое трезвучие
· Доминантсептаккорд с обращениями
· Доминантовый нонаккорд как задержание к доминантсептаккорду
· Уменьшенный вводный септаккорд с обращениями (трагизм)
|
· Третьей ступени трезвучие – только во фригийском обороте
Субдоминанта:
· Субдоминантовое трезвучие
· Второй ступени секстаккорд
· Второй ступени септаккорд с обращениями
· Неаполитанский секстаккорд
· Второй низкой ступени трезвучие
· Второй ступени септаккорд (тема Бетховен. Соната…)
· Шестой ступени трезвучие (оборот – тоника-шестая-субдоминанта или вторая; доминанта-шестая=прерванный оборот)
· Отклонение в субдоминанту
· Переменность (тоника-субдоминанта в до-мажоре=доминанта-тоника в фа-мажоре)
Альтерация – в каденции (перед кадансовым квартсекстаккордом): повышенная четвертая ступень=двойная доминанта. (Шестая повышенная – в ДД в миноре). Вторая повышенная ступень (=третья низкая в мажоре)
Шестая низкая в мажоре
аккорды с увеличенной секстой!????
Например, доминантсептаккорд с повышенной квинтой (к тонике и к субдоминанте)
Вторая низкая ступень (в миноре, затем в мажоре)
Это доминантсептаккорд с пониженной квинтой (почти не встречается)
Уменьшенный вводный септаккорд с пониженной терцией.
(Бетховен. Соната № 3, 2 часть – кода)
Голосоведение:
Главенство гомофонно-гармонического склада как отражение стиля эпохи.
Хотя встречается орнаментика в мелодии. Например, Моцарт Соната Ля-мажор, Финал (турецкое рондо).
Из неаккордовых звуков употребляются – проходящие и вспомогательные.
Особе значение приобретает органный пункт:
· Тонический – характерен для заключения, коды.
· Доминантовый – предыкт в разработке перед репризой.
· Двойной – квинтовый – имеет жанровое значение (Гайдн. Симфония № 104, Финал).
· Венские классики не теряют связь с музыкой прошлых веков, используя полифонические приемы (в частности, форму фуги).
· С другой стороны, эти композиторы видят перспективу развития гармонии, а именно, ее колористической, фонической составляющей.