Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей.
Учреждений дополнительного образования в данном качестве следует считать рассмотрение социализации как «развития и само изменения человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах». Отсюда социальное воспитание представляет собой процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях; взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития и приобретения духовно-ценностной ориентации.
Учреждения дополнительного образования как воспитательные организации имеют главную функциональную особенность — дополнение планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития человека и его духовно-ценностной ориентации, которые осуществляются в общеобразовательной школе. Так как дополнение происходит (не происходит) в той мере и в том направлении, которое соответствует желаниям ребенка и его родителей, учреждения дополнительного образования отличаются добровольным принципом вхождения ребенка в эти воспитательные организации. Отсюда следуют предоставление возможности выбора воспитанником деятельности, общения, отношений и необходимость обеспечения учащихся мотивацией их участия в деятельности.
Основные задачи учреждения:
обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга.
Особенностями учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций являются:
отсутствие жестких образовательных стандартов (вследствие сложности определения общероссийских вариантов характера и объема дополнения социального воспитания);
объективно подчиненная роль в государственной системе социального воспитания (необходимо подстраиваться под режим общеобразовательной школы);
-зависимость содержания социального воспитания от наличия в воспитательной организации соответствующего специалиста;
педагогическая деятельность регламентируется документом, создаваемым самим педагогом;
постоянная ориентированность педагогов на привлечение детей в воспитательную организацию;
разно-ведомственная подчиненность.
Дополнение общего образования в вышеназванных учреждениях осуществляется как через углубление и расширение его содержания, так и через освоение ребенком способов деятельности и представляет собой либо профилизацию, либо профессионализацию.
Профилизация образования имеет место, когда в качестве его содержания выступает определенная образовательная область: естествознание, технология, искусство, математика, здоровье, обществознание, филология.
Особенность социального воспитания в дополнительном образовании проявляется:
в содержании – реализация дополнительных программ по различным видам деятельности, представляющим интерес для детей и их родителей;
в формах организации – добровольные детские объединения в форме кружков, студий, школ искусств, клубов, секций, научных обществ, ансамблей и др.
в применяемых методах: в дополнительном образовании основным методом является метод развивающего общения;
в сроках осуществления – ребёнок сам определяет продолжительность своего образовательного маршрута;
в уровне взаимоотношений – ребёнок и педагог как сотрудники;
в направленности реализации – воспитание направлено на формирование социально активной, всесторонне и гармонично развитой личности.
Социальное воспитание. Особенности воспитания в детском оздоровительном лагере.
Социальное воспитание - это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развития личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, учебе и социально-полезной деятельности.
Воспитательный процесс в оздоровительном лагере – специально организованная деятельность педагогов и детей, направленная на решение задач дополнительного образования, воспитания и развития личности.
Обстановка совместного проживания детей. Развлечение и отдых. Создание опыта демократии. Участие в программах лагеря. Понимание взрослыми и руководство ими. Процесс индивидуального взросления и развития.Тренировка безопасного и здорового образа жизни. Развитие новых навыков и интересов и усовершенствование прежних.Развитие духовной жизни и ценностей.
Цель оздоровительного лагеря - создание благоприятных условий для интеллектуальной, физической и психической реабилитации школьников после напряженного учебного года и разностороннего развития личности в условиях лета.
Составляющие “дерева целей” следующие:
- создание условий для укрепления физического и психического здоровья детей и подростков;
- развитие их гигиенической культуры, разносторонних интересов и способностей;
- образование по вопросам физического здоровья, эмоциональной целостности, понимания жизни в единстве с природой, активного участия в общественной жизни, воспитания хорошего вкуса и понимания прекрасного, духовного роста;
- гражданское, нравственное, трудовое, духовное воспитание, помощь в профессиональном самоопределении;
- организация рекреационной деятельности и индивидуально ориентированного досуга.
Воспитательный процесс в детском лагерое строится в соответствии со спецификой его содержания и организации.
К содержательным особенностям можно отнести:
- многообразие функций, видов деятельности и образовательных и социально-воспитательных программ;
- многообразие содержательных аспектов деятельности: практический, исследовательский, опытный, познавательный, творческий, производственный, самообразовательный и др.;
- индивидуальный подход в сочетании с социальной направленностью деятельности; возможность индивидуальной работы с одаренными и социально депривированными детьми;
- реализация вариативных, дифференцированных, комплексных программ.