Социальное воспитание. Особенности воспитания в детском оздоровительном лагере.




Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей.

Учреждений дополнительного образования в данном качестве следует считать рассмотрение социализации как «развития и само изменения человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах». Отсюда социальное воспитание представляет собой процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях; взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития и приобретения духовно-ценностной ориентации.

Учреждения дополнительного образования как воспитательные организации имеют главную функциональную особенность — дополнение планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития человека и его духовно-ценностной ориентации, которые осуществляются в общеобразовательной школе. Так как дополнение происходит (не происходит) в той мере и в том направлении, которое соответствует желаниям ребенка и его родителей, учреждения дополнительного образования отличаются добровольным принципом вхождения ребенка в эти воспитательные организации. Отсюда следуют предоставление возможности выбора воспитанником деятельности, общения, отношений и необходимость обеспечения учащихся мотивацией их участия в деятельности.

Основные задачи учреждения:

обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга.

Особенностями учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций являются:

отсутствие жестких образовательных стандартов (вследствие слож­ности определения общероссийских вариантов характера и объема до­полнения социального воспитания);

объективно подчиненная роль в государственной системе социаль­ного воспитания (необходимо подстраиваться под режим общеобразова­тельной школы);

-зависимость содержания социального воспитания от наличия в вос­питательной организации соответствующего специалиста;

педагогическая деятельность регламентируется документом, созда­ваемым самим педагогом;

постоянная ориентированность педагогов на привлечение детей в воспитательную организацию;

разно-ведомственная подчиненность.

Дополнение общего образования в вышеназванных учрежде­ниях осуществляется как через углубление и расширение его со­держания, так и через освоение ребенком способов деятельности и представляет собой либо профилизацию, либо профессионали­зацию.

Профилизация образования имеет место, когда в качестве его содержания выступает определенная образовательная область: естествознание, технология, искусство, математика, здоровье, обществознание, филология.

Особенность социального воспитания в дополнительном образовании проявляется:

в содержании – реализация дополнительных программ по различным видам деятельности, представляющим интерес для детей и их родителей;

в формах организации – добровольные детские объединения в форме кружков, студий, школ искусств, клубов, секций, научных обществ, ансамблей и др.

в применяемых методах: в дополнительном образовании основным методом является метод развивающего общения;

в сроках осуществления – ребёнок сам определяет продолжительность своего образовательного маршрута;

в уровне взаимоотношений – ребёнок и педагог как сотрудники;

в направленности реализации – воспитание направлено на формирование социально активной, всесторонне и гармонично развитой личности.

 

Социальное воспитание. Особенности воспитания в детском оздоровительном лагере.

Социальное воспитание - это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развития личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, учебе и социально-полезной деятельности.

Воспитательный процесс в оздоровительном лагере – специально организованная деятельность педагогов и детей, направленная на решение задач дополнительного образования, воспитания и развития личности.

Обстановка совместного проживания детей. Развлечение и отдых. Создание опыта демократии. Участие в программах лагеря. Понимание взрослыми и руководство ими. Процесс индивидуального взросления и развития.Тренировка безопасного и здорового образа жизни. Развитие новых навыков и интересов и усовершенствование прежних.Развитие духовной жизни и ценностей.

Цель оздоровительного лагеря - создание благоприятных условий для интеллектуальной, физической и психической реабилитации школьников после напряженного учебного года и разностороннего развития личности в условиях лета.

Составляющие “дерева целей” следующие:

- создание условий для укрепления физического и психического здоровья детей и подростков;

- развитие их гигиенической культуры, разносторонних интересов и способностей;

- образование по вопросам физического здоровья, эмоциональной целостности, понимания жизни в единстве с природой, активного участия в общественной жизни, воспитания хорошего вкуса и понимания прекрасного, духовного роста;

- гражданское, нравственное, трудовое, духовное воспитание, помощь в профессиональном самоопределении;

- организация рекреационной деятельности и индивидуально ориентированного досуга.

Воспитательный процесс в детском лагерое строится в соответствии со спецификой его содержания и организации.

К содержательным особенностям можно отнести:

- многообразие функций, видов деятельности и образовательных и социально-воспитательных программ;

- многообразие содержательных аспектов деятельности: практический, исследовательский, опытный, познавательный, творческий, производственный, самообразовательный и др.;

- индивидуальный подход в сочетании с социальной направленностью деятельности; возможность индивидуальной работы с одаренными и социально депривированными детьми;

- реализация вариативных, дифференцированных, комплексных программ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: