Характеристика основных этапов процесса разработки и принятия УР.




Понятие управленческих решений

Решение в узком смысле это выбор альтернативы определенного варианта действий для достижения цели.

Решение в широком смысле включают создание представление задачи формулировку альтернатив, их оценку, выбор и реализацию выбранной альтернативы.

Лица, разрабатывающие решения называют специалистами.

Лица, которые эти решения оценивают, называются экспертами.

Каждое профессиональное решение включает следующие составляющие:

1 Субъекта (инициатора решения) руководитель

2 объект решения

3 предмет решения

4 цель разработки решения

5 причины разработки и реализации

6 персонал или население, для которых разрабатывается решение.

Решения могут приниматься в трех основных системах: технической, биологической, социальной.

Классификация УР

 

По функциональной направленности решения могут быть: - планирующие - организующие - активизирующие - координирующие - контролирующие - информирующие   По степени определенности ситуации: - решения принимаемые в условиях определенности - решения принимаемые в условиях риска - решения принимаемые в условиях неопределенности По причинам: - ситуационные решения - инициативные - по предписанию - программные - сезонные
По повторяемости выполнения: - однотипные - разнотипные - инновационные По времени действия: - оперативные - тактические - стратегические По виду лица принимающего решения бывают: - индивидуальные - коллегиальные - коллективные  
По степени уникальности: - рутинные - периодические - уникальные По масштабу: - для одного человека - для струк-го подразделения - для компании - для отрасли - для страны По характеру разработки и реализации: - уравновешенные - импульсивные - инертные - рискованные - осторожные
По степени структуризации задач: - хорошо структурируемые - слабо структурированные По числу критериев: - однокритериальные - многокритериальные По направлению воздействия: - внутренние - внешние
По глубине воздействия: - одноуровневые - многоуровневые По используемым ресурсам: - ограничение - без ограничений По способу фиксации: - письменные - устные

Требования, предъявляемые к УР

1 Законность (в соответствии действующему законодательству и уставным документам (контроль со стороны юриста и референта))

2 Достижение своевременности (условия знания и интуиция руководителя)

3 Наличие четкой целевой направленности и адресности (формирование и доведение целей и сроков выполнения до каждого работника)

4 Отсутствие в тексте противоречий решения самому себе или ранее реализованному (контроль юриста или референта)

5 Возможность организационной выполнимости (заключение специалистов или экспертов)

6 Наличие параметров для внешнего или внутреннего контроля его выполнения (составление рабочих документов)

7 Учет возможных отрицательных последствий при реализации решений в экономической, социальной, экологической и др областях (заключение внешних экспертов)

8 Наличие у руководителей соответствующих полномочий для принятия УР (внедрение должностных инструкций и положений об отделах и службах)

9 Наличие возможности обоснованного положительного результата (набор расчетов и предположения).

• быть научно обоснованным, компетентным

• приниматься на основе достоверной, полной и своевременной информации с анализом и оценкой возможных альтернатив;

• быть непротиворечивым;

• иметь ясную направленность и адресность;

• отличаться своевременностью и быстродействием;

• обладать точностью и ясностью;

• быть контролируемым;

• быть экономичным и эффективным.

 

Характеристика основных этапов процесса разработки и принятия УР.

К основным стадиям процесса принятия решения по Г. Саймону относятся:

1) разведывательная (осознание необходимости принятия решения);

2) проектная (проектирование альтернатив);

3) выбора и реализации (принятие и реализация управленческого решения).

Стадия 1. Разведывательная. Если проблемная ситуация неочевидна, то ее решение неоднозначно и процесс принятия решения требует структуризации. Структуризация позволяет определить этапы и процедуры, направленные на решение проблемы для конкретной ситуации. Данный процесс сводится к построению с помощью алгоритмов либо блок-схем так называемых оперограмм разработки УР.

После выявления причины возникновения проблемы ее формализуют – определяют ее характер: "угроза" существующему положению или "новые возможности", а также определяют сильные и слабые стороны организации, т.е. на основе имеющейся информации проводят SWОТ-анализ.

Постановка цели для задач принятия решений заключается в осознании ЛПР проблемы, для решения которой возможно использование различных альтернатив (вариантов действия), а принятие решения заключается в выборе одной из них.

В качестве ограничений для задач принятия решений выступают: время решения, средства решения, информация, финансы, материалы и др.

Формализация проблемы предполагает создание модели проблемной ситуации (математической или информационной модели, где варианты действий представлены как совокупности характеристик).

Стадия 2. Проектная. Проектирование альтернатив начинается с этапа выбора критерия принятия решения и представляет собой требования, отражающие систему предпочтений или одну из ее сторон. При выборе критериев для принятия решений ЛПР руководствуется системой нормативов, по которой и сравнивают альтернативное решение.

Назначение критериев – обеспечить эффективность принимаемых решений. Критерии при принятии решений служат стандартом ограничения, так как сужают деятельность менеджера в принятии решения.

Стадия 3. Выбор и реализация. Выбор УР включает в себя методы выбора альтернатив и зависит от степени структурированности проблемы

В этом случае находят удовлетворительное решение, т.е. решение, выбранное в соответствии с заданными критериями, удовлетворяющее поставленным ограничениям и способствующее устранению проблемы.

Результат сравнения альтернатив состоит в выборе такой альтернативы, которая устраняет имеющуюся проблему. Сравнение альтернатив может выполняться несколькими методами.

Идентификация возможных отрицательных последствий выбранной стратегии осуществляется с помощью риска и включает в себя и методы компенсирования данного вида риска.

Стадии, этапы и операции разработки управленческого решения

Стадия Этап Операция
1. Разведывательная   1.1. Возникновение проблемы Установление причины возникновения ПС
Определение характера ПС
    1.2. Формализация проблемы Постановка цели для задач принятия решений
Выявление ограничений для задач принятия решений
Создание и формализация модели принятия решения
2. Проектная 2.1. Определение и выбор критериев для принятия решения Установление критериев выбора
2.2. Разработка и формулирование множества альтернатив Проектирование альтернатив (действий по устранению ПС)
Оценка возможных последствий
3. Выбора и реализации управленческого решения     3.1. Выбор наилучшего решения Описание методов выбора альтернатив
Сравнение альтернатив
Определение и оценка риска
Принятие решений (выбор альтернатив)
3.2. Организация работ по выполнению решения Организация выполнения решения
3.3. Оценка последствий принятого решения (мониторинг) Контроль и анализ процесса выполнения решения

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!