Понятие управленческих решений
Решение в узком смысле это выбор альтернативы определенного варианта действий для достижения цели.
Решение в широком смысле включают создание представление задачи формулировку альтернатив, их оценку, выбор и реализацию выбранной альтернативы.
Лица, разрабатывающие решения называют специалистами.
Лица, которые эти решения оценивают, называются экспертами.
Каждое профессиональное решение включает следующие составляющие:
1 Субъекта (инициатора решения) руководитель
2 объект решения
3 предмет решения
4 цель разработки решения
5 причины разработки и реализации
6 персонал или население, для которых разрабатывается решение.
Решения могут приниматься в трех основных системах: технической, биологической, социальной.
Классификация УР
По функциональной направленности решения могут быть: - планирующие - организующие - активизирующие - координирующие - контролирующие - информирующие | По степени определенности ситуации: - решения принимаемые в условиях определенности - решения принимаемые в условиях риска - решения принимаемые в условиях неопределенности | По причинам: - ситуационные решения - инициативные - по предписанию - программные - сезонные |
По повторяемости выполнения: - однотипные - разнотипные - инновационные | По времени действия: - оперативные - тактические - стратегические | По виду лица принимающего решения бывают: - индивидуальные - коллегиальные - коллективные |
По степени уникальности: - рутинные - периодические - уникальные | По масштабу: - для одного человека - для струк-го подразделения - для компании - для отрасли - для страны | По характеру разработки и реализации: - уравновешенные - импульсивные - инертные - рискованные - осторожные |
По степени структуризации задач: - хорошо структурируемые - слабо структурированные | По числу критериев: - однокритериальные - многокритериальные | По направлению воздействия: - внутренние - внешние |
По глубине воздействия: - одноуровневые - многоуровневые | По используемым ресурсам: - ограничение - без ограничений | По способу фиксации: - письменные - устные |
Требования, предъявляемые к УР
|
1 Законность (в соответствии действующему законодательству и уставным документам (контроль со стороны юриста и референта))
2 Достижение своевременности (условия знания и интуиция руководителя)
3 Наличие четкой целевой направленности и адресности (формирование и доведение целей и сроков выполнения до каждого работника)
4 Отсутствие в тексте противоречий решения самому себе или ранее реализованному (контроль юриста или референта)
5 Возможность организационной выполнимости (заключение специалистов или экспертов)
6 Наличие параметров для внешнего или внутреннего контроля его выполнения (составление рабочих документов)
7 Учет возможных отрицательных последствий при реализации решений в экономической, социальной, экологической и др областях (заключение внешних экспертов)
8 Наличие у руководителей соответствующих полномочий для принятия УР (внедрение должностных инструкций и положений об отделах и службах)
9 Наличие возможности обоснованного положительного результата (набор расчетов и предположения).
|
• быть научно обоснованным, компетентным
• приниматься на основе достоверной, полной и своевременной информации с анализом и оценкой возможных альтернатив;
• быть непротиворечивым;
• иметь ясную направленность и адресность;
• отличаться своевременностью и быстродействием;
• обладать точностью и ясностью;
• быть контролируемым;
• быть экономичным и эффективным.
Характеристика основных этапов процесса разработки и принятия УР.
К основным стадиям процесса принятия решения по Г. Саймону относятся:
1) разведывательная (осознание необходимости принятия решения);
2) проектная (проектирование альтернатив);
3) выбора и реализации (принятие и реализация управленческого решения).
Стадия 1. Разведывательная. Если проблемная ситуация неочевидна, то ее решение неоднозначно и процесс принятия решения требует структуризации. Структуризация позволяет определить этапы и процедуры, направленные на решение проблемы для конкретной ситуации. Данный процесс сводится к построению с помощью алгоритмов либо блок-схем так называемых оперограмм разработки УР.
После выявления причины возникновения проблемы ее формализуют – определяют ее характер: "угроза" существующему положению или "новые возможности", а также определяют сильные и слабые стороны организации, т.е. на основе имеющейся информации проводят SWОТ-анализ.
Постановка цели для задач принятия решений заключается в осознании ЛПР проблемы, для решения которой возможно использование различных альтернатив (вариантов действия), а принятие решения заключается в выборе одной из них.
|
В качестве ограничений для задач принятия решений выступают: время решения, средства решения, информация, финансы, материалы и др.
Формализация проблемы предполагает создание модели проблемной ситуации (математической или информационной модели, где варианты действий представлены как совокупности характеристик).
Стадия 2. Проектная. Проектирование альтернатив начинается с этапа выбора критерия принятия решения и представляет собой требования, отражающие систему предпочтений или одну из ее сторон. При выборе критериев для принятия решений ЛПР руководствуется системой нормативов, по которой и сравнивают альтернативное решение.
Назначение критериев – обеспечить эффективность принимаемых решений. Критерии при принятии решений служат стандартом ограничения, так как сужают деятельность менеджера в принятии решения.
Стадия 3. Выбор и реализация. Выбор УР включает в себя методы выбора альтернатив и зависит от степени структурированности проблемы
В этом случае находят удовлетворительное решение, т.е. решение, выбранное в соответствии с заданными критериями, удовлетворяющее поставленным ограничениям и способствующее устранению проблемы.
Результат сравнения альтернатив состоит в выборе такой альтернативы, которая устраняет имеющуюся проблему. Сравнение альтернатив может выполняться несколькими методами.
Идентификация возможных отрицательных последствий выбранной стратегии осуществляется с помощью риска и включает в себя и методы компенсирования данного вида риска.
Стадии, этапы и операции разработки управленческого решения
Стадия | Этап | Операция |
1. Разведывательная | 1.1. Возникновение проблемы | Установление причины возникновения ПС |
Определение характера ПС | ||
1.2. Формализация проблемы | Постановка цели для задач принятия решений | |
Выявление ограничений для задач принятия решений | ||
Создание и формализация модели принятия решения | ||
2. Проектная | 2.1. Определение и выбор критериев для принятия решения | Установление критериев выбора |
2.2. Разработка и формулирование множества альтернатив | Проектирование альтернатив (действий по устранению ПС) | |
Оценка возможных последствий | ||
3. Выбора и реализации управленческого решения | 3.1. Выбор наилучшего решения | Описание методов выбора альтернатив |
Сравнение альтернатив | ||
Определение и оценка риска | ||
Принятие решений (выбор альтернатив) | ||
3.2. Организация работ по выполнению решения | Организация выполнения решения | |
3.3. Оценка последствий принятого решения (мониторинг) | Контроль и анализ процесса выполнения решения |