Автор проекта
- воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида «Солнышко» г. Куйбышев
Демченко Ольга Владимировна.
Исполнители
- воспитатель Демченко О. В., воспитанники старшей группы, родители воспитанников.
Сроки работы над проектом
с 12.01.2015 г. по 25.03.2015 г.
Актуальность
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменения эти вызваны научно- техническим прогрессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек всё активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы её преобразования, усвоение природных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Поэтому наша основная задача - создать у детей прежде всего установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической культуры, сформировать экологическое сознание.
Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно - действенного и эмоционально - чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.
Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности.
Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяет обобщать, анализировать и способствует экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
|
Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их растительный мир на примере комнатных растений, проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.
Проблема, решаемая в процессе реализации проекта не нова, но актуальна и значима. В ходе проектной деятельности сформировался коллектив педагогов и родителей, увлечённых экологической темой. Масштабы проекта позволяют решить поставленные задачи, и от озеленения группового уголка перейти к озеленению участка для прогулок, привлечь к этой работе большее количество детей и родителей.
Не всем известен тот факт, что назначение комнатных растений – не только в создании уюта. В своем большинстве у них преобладает зелёный цвет, который благоприятно воздействует на психику человека, успокаивает и придает уверенности. Влияние того или иного цвета на эмоциональное воздействие людей было замечено ещё в глубокой древности. В современном мире лечение цветом – цвето терапия стала очень популярна.
Ещё одно полезное качество домашних растений – это биоэнергетика. Биоэнергетика – это естественные процессы в природе, которые воздействуют на окружающий мир. Все растения, находящиеся в доме, отдают свою биоэнергетику и тем самым поднимают психофизические качества людей, которые находятся в непосредственной близости от этих растений.
|
Следующая составляющая пользы комнатных растений – это их влияние на микрофлору. Комнатные растения дезинфицируют воздух, делают его чище и здоровее. Растения способны очищать воздух в помещениях от токсических веществ, выделяемых пластиковыми покрытиями и моющими средствами.
Влажность в помещениях могут поддерживать многие растения, но наиболее распространенные из них: папоротник, цикламен, разные виды фиалок.
Вывод:
Важным приоритетом в дошкольном образовании является экологическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения.
Целью данной работы является конкретизация представлений детей об условиях жизни комнатных растений.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме ознакомления с комнатными цветами старших дошкольников.
2. Осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе проекта, включать родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
3. Познакомить детей с новым способом выращивания растения – черенкованием, учить приемам правильной посадки черенков.
4. Воспитывать интерес и любовь к растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними, создавать для растений лучшие условия роста и развития.
Объектом исследования являются дошкольники старшей группы, а также их знания о комнатных растениях.
Предметом исследования являются комнатные растения, а также условия жизни комнатных растений в детском саду.
|
Гипотеза исследования: если конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений, тогда:
- дети познакомятся с жизнью и условиями размножения комнатных растений;
- дети усвоят правила бережного отношения к окружающим их комнатным цветам;
- детям привьётся любовь к комнатным растениям, желание заботиться и ухаживать за ними.
Теоретическая значимость:
формирование углублённых знаний детей о жизни и условиях роста комнатных растений; воспитание бережного отношения к окружающей природе, чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.
Практическая значимость
· расширение зелёного уголка в группе детского сада;
· составление картотеки комнатных растений в детском саду;
· составление картотеки дидактических игр по проблеме проекта;
· создание альбома «Наши комнатные растения».
Новизна
Обогащение представлений дошкольников о комнатных растениях с учетом интеграции образовательных областей.
Ожидаемые результаты
· сформированы глубокие знания детей о комнатных растениях, уходе, размножении;
· повысилась активность участия родителей в педагогическом процессе группы;
Методологическую основу исследования составили теории познанияи положение об особенностях формирования динамических представлений о животном и растительном мире (Н.Н Поддъяков, Л.А.Венгер, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Л.С.Игнаткина и др.), психолого-педагогические исследования экологического воспитания (Л.М.Маневцова, Р.С.Буре, С.Н.Николоева, И.А.Хайдурова и др.), общетеоретические вопросы экологического воспитания старшего дошкольного возрастараскрыты в работах Л.С.Икнаткиной, С.Н.Николаевой, Н.А.Рыжовой и др.
План мероприятий по реализации проекта:
Реализация проекта рассчитана на 3 месяца и будет проходить в три этапа:
1. Предварительный этап с 12.01.2015 г. по 01.02.2015 г.
2. Практический этап с 02.02.2015 г. по 01.03.2015 г.
3. Обобщающий этап с 02.04.2015 г. по 25.03.2015 г.
I этап предварительный
Задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания старших дошкольников,в частности о комнатных растениях;
2) Разработать диагностический материал и выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме;
3) Провести анкетирование родителей по теме «Что Вы знаете о комнатных растениях?»
4) Разработать план работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;
5) Составить картотеку комнатных растений в детском саду.
6) Составить картотеку дидактических игр по проблеме проекта.
I I этап практический
Задачи:
1) Осуществить апробацию разработанного планаработы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;
2) Использовать интеграцию образовательных областей при ознакомлении воспитанников с комнатными растениями;
3) Провести практические занятия и трудовых процессов с детьми (посадка ростков комнатных цветов, протирание широких листьев мягкой влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатораи т.д.);
4) Изготовить совместно с родителями воспитанников иллюстрированный детскими рисунками альбом «Наши комнатные растения».
III этап обобщающий
Задачи:
1) Выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме;
2) Обобщить результаты деятельности по теме проекта;
3) Определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта;
4) Подготовить методический и практический наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями города.
Схема реализации проекта
Образовательная область | Виды детской деятельности |
Социализация | · Сюжетно – ролевая игра «Цветочный магазин» · дидактические игры «Что растениям необходимо для роста?», «Угадай по описанию», «Найди растение по описанию», «Найди и опиши» · пальчиковые игры «Алые цветы», «Посадим цветы», «Цветок». |
· занятие по экологии в подготовительной группе «Друзья природы» · беседы с детьми «Растения, живущие с нами рядом», «Как влияет окружающая среда на состояние растений» · практикум для родителей «Комнатные растения- улыбка природы» | |
Коммуникация | · составление рассказов совместно с родителями о своём комнатном цветке · заучивание стихотворения «Бальзамин» · отгадывание загадок о комнатных растениях · подбор пословиц и поговорок по теме «Комнатные растения» · дидактические игры «Отгадай по загадке», «Опиши цветок», «Продай то, что назову», «Я садовником родился» |
Познание | · беседа на тему «Как ухаживать за комнатными растениями», «Как размножаются комнатные растения», «Если бы ты был комнатным цветком» · викторина между детьми группы «Лучший знаток комнатных растений» · посадка ростков комнатных растений |
Художественное творчество | · Рисование акварелью на тему «Фиалка» · рисование пластилином «Я цветочек посажу, нашу группу наряжу» · аппликация «Комнатное растение » · лепка «Красивый цветочный горшок» · выставка детских работ «Мой любимый комнатный цветок», оригами «Роза». |
Труд | Хозяйственно-бытовой труд: · дежурство в уголке природы (полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы деревянной палочкой,опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора) · трудовые поручения – индивидуальные и коллективные Ручной труд: · Оригами «Лилия» |
Физическая культура | · Утренняя гимнастика «Весенние цветы» · физкультминутка «Алые цветы» · психогимнастика «Посадим цветок» · психофизическое упражнение в сочетании с танцевальной импровизацией «Попробуй превратиться в цветок» |
Музыка | · прослушивание музыки «Вальс цветов» П.И.Чайковского |
Чтение художественной литературы | · работа в книжном уголке с энциклопедиями о комнатных растениях · чтение художественной литературы |
Итоги проекта.
Проведенные мною анкетирование родителей «Что Вы знаете о комнатных растениях?» и диагностика детей по теме «Комнатные растения в нашей группе» позволили составить план работы по конкретизации знаний детей об условиях жизни комнатных растений.
Во время бесед дети подробнее узнали о происхождении и жизни комнатных растений, об уходе за ними и необходимыми условиями для их роста, развития, цветения и размножения.
После проведённых мною практических занятий с группой детей, индивидуальных поручений по дежурству в уголке природы, дети с большим удовольствием заботятся о наших питомцах в зеленом уголке, с большей ответственностью относятся к разным поручениям. Во время трудовой деятельности по уходу за цветами дети чаще делятся своими впечатлениями с воспитателем, друг с другом, рассказывают о том, как помогают своим родителям в уходе за домашними цветами.
Экологическая культура дошкольника может быть сформирована в постоянном общении с природными объектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему природному миру.