Материалы к лекционным занятиям




Методические рекомендации по конспектированию лекционного материала. Лекции, прослушанные студентами, являются базой их теоретической подготовки, так как дают систематизированные основы научных знаний. Знания, полученные на лекциях, должны закрепляться и углубляться в ходе самостоятельного дополнительного изучения.

Лекция – основная форма учебного процесса в высшей школе. Задача лекции – дать студентам освещение системы изучаемой науки на фактическом материале. В ряде случаев в лекции слушателей знакомят с новейшими фактами, гипотезами, нерешенными проблемами.

Приступая к работе на лекции, необходимо:

1. Записать тему, план, рекомендованную литературу.

2. Лекция не является формой стенографирования, её не надо писать дословно. Во время записи нужно отразить основное: самые важные положения, выводы, доказательства лектора, фиксируя главнейшие факты, указывая источники. Обычно лектор выделяет голосом, либо напрямую акцентирует внимание студентов на важнейших мыслях, которые стоит записать.

3.Сложные, важные, дискуссионные и т.п. мысли в процессе записи лекции рекомендуется отмечать определенными значками на полях или в тексте. Рекомендуется широко использовать общепринятые сокращения, условные обозначения различных терминов, слов, понятий.

4. Необходимо, чтобы внешнее оформление лекции наглядно отражало ее план, логическую структуру, облегчало использование записанного материала в процессе самостоятельной работы.

5. Каждый вопрос, перечисление аргументов, положений, которые раскрывают проблему, выводы, необходимо записывать с нового абзаца, выделяя, подчеркивая их. На каждом листе конспекта рекомендуется оставлять чистые поля, где при необходимости можно дописать дополнительный материал.

6. Конспект лекции необходимо доработать. После лекции надо прочитать записи, продумать логическую структуру, осмыслить основные положения темы, привести в порядок записи.

Объект, предмет и методы социологической науки.Этапы становления и развития социологии

Основные понятия

Предметная область науки, объект социологического исследования, гуманитарные знания, социально-философские воззрения, позитивная социология, социальная структура, социальная роль и поведение, категория "понятие", уровни понятийного аппарата, междисциплинарный характер знаний, социальный мир, социальная реальность, номинализм и реализм, социальные потребности и интересы, социальные взаимодействия.

Краткое содержание лекции

1.1Объект, предмет и задачи курса, место социологии в системе социально-гуманитарных наук.

Законы и категории социологии. Уровни социального знания. Функции социологии.

Социология — одна из самых молодых наук. Время ее возникновения и становления в качестве самостоятельной сферы научных изысканий совпадает с историческим периодом, именуемым социологами индустриализацией. Возникнув, она стала развиваться достаточно быстрыми темпами — вначале в виде национальных социологических школ, а затем, интегрируя в единый, общепризнанный комплекс знаний, течений, парадигм.

В сравнительно недавние исторические времена социология в отечественной мысли разделяла участь целого ряда других “лженаук”, таких, например, как генетика и кибернетика. Тем не менее, потребность в науке, занятой изучением наиболее общих законов, по которым развивается человеческое общество, ощущалась и в советские времена. В то время эту функцию фактически выполняла другая научная дисциплина с претенциозным названием “научный коммунизм”. Социология же проникала в советскую науку “через окно”. С начала 60-х годов партийные власти начинают проявлять интерес к эмпирическим социологическим исследованиям, данные которых активно используются в идеологических целях. Теоретической, объяснительной базой для получаемых данных оставался все тот же научный коммунизм.

Однако через образовавшуюся “щель” начинает просачиваться и ручеек теоретико-социологических знаний, которые к этому времени на Западе уже сформировались в довольно мощную и влиятельную научную дисциплину. Начиная с 1961 года, когда был опубликован первый русскоязычный перевод социологического издания, достаточно регулярно начинают издаваться и работы других известных социологов. Появляются и издания отечественных социологов — вначале под лозунгами критики “буржуазной”, “идеологически враждебной” теории, а затем и самостоятельные исследования. Российская наука и российский читатель постепенно входят в общее русло мировой социологической мысли. Наконец, с конца 80-х — начала 90-х годов социология получает полные права гражданства в России. Она вводится в число обязательных дисциплин во все стандарты высшего образования, открывая для всех желающих доступ к общемировым научным достижениям и в сфере изучения социальных законов.

Н. Смелзер дает такое определение: “Социология — это научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные (факты) из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа”.

Само понятие “социология” имеет две грамматические основы; это слово составляется из двух частей: латинское socius (компаньон) и греческое logos (изучение) — и поэтому буквально должно означать изучение процессов общения.

Любая научная дисциплина имеет свой объект и свой предмет исследования. Под объектом, как правило, понимают круг явлений (феноменов), подлежащих ее изучению.

Объектом социологической науки выступает социальная реальность. Особой отличительной чертой этой реальности М. Вебер определил –осознанное взаимодействие людей: «ожидание ожидания ожидания». Человек с достаточной уверенностью ожидает, что другие люди от него ожидают и готовы отреагировать на его действия так, как он ожидает.

Что же касается предмета исследования, то под ним обычно понимают совокупность характеристик, качеств, свойств объекта, представляющих особый интерес для данной науки.

Предметом социологии выступает концептуальная (т.е. понятийная) схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга. Первокирпичиками предмета социологии выступают два понятия – статус и роль. Первое дает статистическое изображение предмета, а второе – динамическое.

Среди социологов не утихают споры о том, следует ли считать социологию отдельной и самостоятельной наукой. В то время как основоположники этой дисциплины, начиная от Конта и Дюркгейма, настойчиво стремились показать, что социология — это автономная и отдельная наука о социальных явлениях, позднее возникли значительные расхождения по поводу места социологии среди других общественных наук. Доводы оппонентов сводились к следующим аргументам:

• социология является не отдельной дисциплиной, а дисциплиной, интегрирующей открытия экономики, политики и психологии, потому что социальное не является автономной характеристикой, но образуется на пересечении экономики, политики, географии, истории, психологии и т.д.;

• социология — это, скорее, особый взгляд на окружающий мир или форма воображения, которая стремится поместить индивидов и события в максимально широкий социальный контекст, и такое представление не является специфическим только для социологии, но разделяется также историками, географами, экономистами, журналистами и т.д.;

• в соответствии с некоторыми марксистскими подходами, социология не обладает особым научным статусом, поскольку она не имеет ни определенного объекта анализа, ни отдельной методологии, ни научной системы анализа и должна рассматриваться, скорее, как идеология, соответствующая конкретной стадии развития капитализма.

1.2 Функции социологического знания

Теоретико-познавательная. Подразумевает, что социология - область научного знания, представляет знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования.

Практически-преобразовательная (в т. ч. организационно-управленческая, прогностическая, адаптационная). Подразумевает использование социологического знания в различных областях соц. практики, в т. ч. во взаимном приспособлении индивида и соц. среды.

Мировоззренческая. Подразумевает, что социальное знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.

Система социологического знания.

Система - упорядоченная определенным образом совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность.

Основные признаки социологических систем:

• качественная определенность

• выделенностьотносительно среды существования

• гетерогенность (неоднородность состава), т.е. наличие некоторого множества составных частей в целом.

• наличие интегральных свойств, в которых проявляется зависимость частей и целого.

1.3 Система социологического знания.

Социальные факты, т.е. обоснованные знания, полученные в результате описания определенных фрагментов реальности. Установлению соц. фактов служат такие элементы социологического знания как:

• общие и специальные социологические теории (например, теория стратификации, теория культурного релятивизма и т.д.) Задача этих теорий - решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах. Эти теории развиваются в рамках определенных теоретико-методологических направлений: макро или микросоциологий, функционализма или символического интеракционизма.

• отраслевые социологические теории, например экономическая социология, социология семьи, социология города. Их задача - дать описание отдельных сфер жизни общества, обосновать программы конкретных социологических исследований, обеспечить истолкование эмпирических данных.

• методы сбора и анализа данных служат созданию эмпирической базы и первичному обобщению эмпирических данных (массовый опрос, наблюдения, анализ документов, эксперимент). Выбор метода исследования зависит от спецификации объекта и задач исследования, например настроения избирателей можно изучать с помощью опроса избирателей, опроса экспертов или глубинного интервью с типичным избирателем. Соответственно методу избирается метод анализа данных.

1.4 Структура социологического знания.

Эмпирическая социология — это не что иное, как совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации.

Однако любое эмпирическое социологическое исследование направлено не на изучение общества в целом или наиболее общих законов его функционирования, а на выявление или решение какой-либо конкретной проблемы в конкретном месте и в конкретное время. Поэтому полученная в ходе такого исследования информация накапливается и осмысляется в той или иной отраслевой (или специальной) социологической теории.

Макросоциология — это теоретические и эмпирические исследования больших коллективностей (города, церкви) или, выражаясь более абстрактно, социальных систем и социальных структур, экономического и политического строя, выявление более или менее крупных социальных изменений, а также факторов, оказывающих воздействие на такие изменения.

Микросоциология, к этой области социологического знания и познания принадлежат концепции и школы, занятые изучением механизмов поведения людей, их общения, взаимодействия, межличностных отношений.

1.5 Этапы становления и развития социологии.

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.

Социологический проект О. Конта. Вклад О. Конта в становление новой науки об обществе: закон о трех стадиях интеллектуального развития человечества, учение о статике и динамике.

Классические социологические теории: натурализм, психологизм, социологизм, понимающая социология. Школы в натуралистическом направлении: биоорганицизм, социал-дарвинизм, географическая, расово-антропологическая. Эволюционизм Г. Спенсера. Школы в психологическом направлении: групповая психология, психоанализ, бихевиоризм, символический интеракционизм. Классическая западная социология (М. Вебер, Э. Дюркгейм и др.).

Современные социологические теории: теория «зеркального Я», структурный функционализм Т. Парсонса и функционализм Р. Мертона. Эмпирическая социология. Хоторнские эксперименты Э. Мэйо.

Русская социологическая мысль. Теоретическая эволюция российской социологии. Субъективная социология П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского. Натуралистическая социология Л.И. Мечникова и Н.Я. Данилевского. Психологическое направление в русской социологии. Плюралистическая социология М. М. Ковалевского. Легальный марксизм П.Б. Струве и М.И. Туган-Барановского. Социологический неопозитивизм П.А. Сорокина.

Особенности формирования социологии в постреволюционный период. Современные школы социологии в России.

1.6 Задания для самостоятельной работы

Темы рефератов:

·Протосоциология: учения об обществе Платона.

·Протосоциология: учения об обществе Аристотеля.

·Протосоциология: учения об обществе Макиавелли.

·Социологическое учение М. М. Ковалевского.

·Социологическая концепция Л. И. Мечникова.

·Натуралистическое направление в социологии - Людвиг Гумплович.

·Психологическое направление в социологии – В.Вунд, Г.Лебон, Г. Тард.

·Психоаналитическая ориентация в социологии – З. Фрейд.

·Социология Г. Зимеля.

·Социологическая система В. Парето.

·Символический интеракционизм Дж. Г. Мида.

Пример тестового задания:

1. Социология как наука возникла:

а) в XVIII в.

б) в первой половине XIX в.

в) во второй половине XIX в.

2. Автор работы «Курс позитивной философии»:

а) К. Маркс

б) О. Конт

в) М. Вебер

3. Представителями социал-дарвинистских концепций являются:

а) Л. Гумплович

б) З. Фрейд

в) Ч. Дарвин

4. Центральным понятием марксистской социологии является:

а) социальное действие

б) общественно-экономическая формация

в) социальный институт

5. Большой вклад в разработку структурного функционализма внес:

а) Р. Мертон

б) Дж. Мид

в) Дж. Хоманс

6. Создатель теории социальной стратификации и социальной

мобильности:

а) К. Маркс

б) П.А. Сорокин

в) Э. Дюркгейм

7. Основоположником символического интеракционизма считается:

а) Т. Парсонс

б) Дж. Мид

в) М. Вебер

8. Автор теории социального обмена:

а) Р. Мертон

б) Дж. Мид

в) Дж. Хоманс

9. Высказывание: «Общество в целом состоит из тесно связанных друг с

другом компонентов; они тесно взаимодействуют друг с другом и в целом

поддерживают существование всей системы» относится к следующему

направлению в социологии:

а) конфликтология

б) символический интеракционизм

в) функционализм

10. Представитель «субъективной школы» в русской социологии:

а) П.Я. Чаадаев

б) Н.К. Михайловский

в) П.А. Сорокин

Задачи:

А) О. Конт – основоположник социологии – был одним из мыслителей, кто уделял значительное внимание методологическим проблемам В ответе на вопрос «как находить, систематизировать и использовать факты социальной жизни» он предложил несколько исследовательских принципов, сформулированных в методах новой науки. Какие это принципы?

Б) Попробуйте сформулировать, как на разных этапах исторического развития человечества менялись методы социологических исследований, социологические прогнозы.

В) Социология является научным знанием об обществе. Это означает, что социология использует научные способы изучения действительности, методы и средства, разрабатываемые в процессе эволюции научного знания, становление и развитие разных (естественных и общественных) наук. Какие научные способы, методы и средства используются в социологии?

1.7 Литература к разделу

Основная литература

1. Глазырин В.А., Социология. «Юрайт», 2012. - 4-е издание исправленное и дополненное, - с.400

2. Павленюк Л.И., Савинов Л.И., Журавлев Г.Т., Социология. Учебное пособие. - «Юрайт», 2011 - 3-е издание, с. 736

3. Тощенко Ж.Т. Социология ЮНИТИ-ДАНА, Москва, 2012 с. 450

Дополнительная литература

4. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология, М, 2009.- С. 14-21.

5. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Практикум по социологии. Учебное пособие для вузов. – М., NOTA BENE, 2009.- С.58-96

6. Социология для технических вузов. – Ростов н/Д., 2007. – С. 33-111.

7. Социология. Под ред. Лавриненко В.Н., -М., Юнити Дана, 2000.

8. Шарков Ф.И. Социология: теория и методы. Учебник. – М, Экзамен, 2007.-С.19-57.

Словари и справочники

9. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер С. Социологический словарь (Пер. с англ.), издательство Казанского университета, 2007.

10. Большой толковый социологический словарь (Collins). 2 т – Пер. с англ. – М, Вече, АСТ,2009.

Журнальные статьи:

11. Бочкарева В.И. Становление социологии в России: основные направления ее развития // Социально-политический журнал. 2003. № 1/2. С. 38-44.

12. Давыдов Ю.Н. Эволюция теоретической социологии XX века //Социологические исследования. 2005. № 8. С. 53-59.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: