МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
По выполнению практического занятия №1 «Расчет динамических параметров автомобиля»
МДК 01.01
«Конструкция и проектирование автотракторной техники»
Для учащихся по специальности
Автомобиле- и тракторостроение»
Разработал Сметанин В.Г.
Санкт-Петербург
Содержание
Введение_____________________________________________________________ 4
1 Исходные данные для расчета__________________________________________5
2 Расчёт скорости движения автомобиля на различных передачах_____________________________________________________________8
3 Построение масштаба скоростей _______________________________________9
4 Расчёт динамической характеристики __________________________________ 11
Список литературы____________________________________________________ 14
ВВЕДЕНИЕ
Методическое пособие «Расчёт динамических параметров автомобиля»
предназначено для студентов колледжей, обучающихся по специальности 23.02.02.
Пособие может использоваться при проектировании автотракторной техники, при проведении практических работ, дипломном проектировании, а также при технической эксплуатации автотракторной техники.
Пособие позволяет также определить необходимые технические данные для проектирования; определить исходные данные для расчётов систем автотракторной техники.
1 Исходные данные для расчёта:
· Вес автомобиля в снаряжённом состоянии без нагрузки:
1) Общий 
2) На задний мост 
· Грузоподъемность 
· Вес с полной нагрузкой
1) Общий 
2) На задний мост 
· Колея передних колёс
м
· Габаритная высота 
· Передаточные числа коробки передач
1) Первой 
2) Второй 
3) Третьей 
4) Четвёртой 
5) Пятой 
· Передаточное число главной передачи 
· К.П.Д. трансмиссии 
· Размер шин 
· Коэффициент сопротивления воздуха 
· Частота вращения коленчатого вала двигателя 
Исходные данные для расчетов можно взять из справочной литературы для определённого вида автомобиля, но учащемуся предлагается взять данные для расчетов из следующих таблиц:
| №в. |
|
|
|
|
| м
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1,8 | 2,24 | 7,44 | 4,10 | 2,29 | 1,47 | 1,0 | 6,45 | 0,85 | ||||||
| 1,75 | 2,15 | 7,51 | 4,20 | 2,35 | 1,49 | 1,0 | 6,40 | 0,85 | ||||||
| 2,0 | 2,31 | 7,47 | 4,15 | 2,25 | 1,51 | 1,0 | 6,50 | 0,85 | ||||||
| 2,2 | 2,43 | 7,49 | 4,35 | 2,31 | 1,48 | 1,0 | 6,30 | 0,85 | ||||||
| 1,9 | 2,25 | 7,45 | 4,18 | 2,34 | 1,50 | 1,0 | 6,35 | 0,85 | ||||||
| 1,85 | 2,30 | 7,48 | 4,25 | 2,28 | 1,46 | 1,0 | 6,55 | 0,85 | ||||||
| 1,95 | 2,39 | 7,52 | 4,30 | 2,41 | 1,45 | 1,0 | 6,60 | 0,85 | ||||||
| 2,1 | 2,40 | 7,50 | 4,27 | 2,33 | 1,52 | 1,0 | 6,45 | 0,85 | ||||||
| 2,05 | 2,33 | 7,46 | 4,23 | 2,30 | 1,44 | 1,0 | 6,40 | 0,85 | ||||||
| 2,15 | 2,24 | 7,55 | 4,33 | 2,27 | 1,41 | 1,0 | 6,50 | 0,85 | ||||||
| 2,1 | 2,15 | 7,47 | 4,25 | 2,39 | 1,43 | 1,0 | 6,30 | 0,85 | ||||||
| 2,0 | 2,31 | 7,49 | 4,30 | 2,32 | 1,47 | 1,0 | 6,35 | 0,85 | ||||||
| 2,2 | 2,43 | 7,44 | 4,27 | 2,36 | 1,49 | 1,0 | 6,40 | 0,85 | ||||||
| 1,9 | 2,25 | 7,51 | 4,23 | 2,42 | 1,51 | 1,0 | 6,45 | 0,85 | ||||||
| 1,85 | 2,30 | 7,47 | 4,33 | 2,40 | 1,48 | 1,0 | 6,40 | 0,85 | ||||||
| 1,95 | 2,39 | 7,49 | 4,10 | 2,38 | 1,50 | 1,0 | 6,50 | 0,85 | ||||||
| 2,1 | 2,40 | 7,45 | 4,20 | 2,29 | 1,46 | 1,0 | 6,30 | 0,85 | ||||||
| 2,05 | 2,33 | 7,48 | 4,15 | 2,35 | 1,45 | 1,0 | 6,35 | 0,85 | ||||||
| 2,15 | 2,24 | 7,52 | 4,15 | 2,25 | 1,42 | 1,0 | 6,35 | 0,85 | ||||||
| 2,1 | 2,15 | 7,50 | 4,35 | 2,31 | 1,52 | 1,0 | 6,55 | 0,85 | ||||||
| 2,05 | 2,31 | 7,52 | 4,18 | 2,34 | 1,44 | 1,0 | 6,60 | 0,85 | ||||||
| 2,15 | 2,43 | 7,50 | 4,25 | 2,28 | 1,41 | 1,0 | 6,45 | 0,85 | ||||||
| 2,1 | 2,25 | 7,46 | 4,15 | 2,41 | 1,43 | 1,0 | 6,45 | 0,85 | ||||||
| 2,0 | 2,30 | 7,55 | 4,35 | 2,33 | 1,47 | 1,0 | 6,40 | 0,85 | ||||||
| 2,2 | 2,39 | 7,47 | 4,18 | 2,30 | 1,49 | 1,0 | 6,50 | 0,85 | ||||||
| 1,9 | 2,40 | 7,49 | 4,25 | 2,27 | 1,51 | 1,0 | 6,30 | 0,85 | ||||||
| 1,85 | 2,33 | 7,44 | 4,30 | 2,39 | 1,47 | 1,0 | 6,35 | 0,85 | ||||||
| 1,95 | 2,24 | 7,51 | 4,27 | 2,32 | 1,49 | 1,0 | 6,45 | 0,85 | ||||||
| 2,1 | 2,15 | 7,47 | 4,23 | 2,36 | 1,51 | 1,0 | 6,40 | 0,85 | ||||||
| 2,05 | 2,31 | 7,49 | 4,20 | 2,40 | 1,41 | 1,0 | 6,50 | 0,85 |
|
|
|
|
| м
|
|
| |
| 240-20 | 0,7 | |||||||
| 241-21 | 0,6 | |||||||
| 242-22 | 0,8 | |||||||
| 243-23 | 0,65 | |||||||
| 244-24 | 0,75 | |||||||
| 245-25 | 0,7 | |||||||
| 246-26 | 0,6 | |||||||
| 247-27 | 0,8 | |||||||
| 248-28 | 0,7 | |||||||
| 249-29 | 0,6 | |||||||
| 250-30 | 0,8 | |||||||
| 251-21 | 0,65 | |||||||
| 252-22 | 0,75 | |||||||
| 253-23 | 0,8 | |||||||
| 254-24 | 0,7 | |||||||
| 255-25 | 0,6 | |||||||
| 256-26 | 0,8 | |||||||
| 257-27 | 0,7 | |||||||
| 258-28 | 0,6 | |||||||
| 259-29 | 0,8 | |||||||
| 260-20 | 0,65 | |||||||
| 261-21 | 0,75 | |||||||
| 262-22 | 0,65 | |||||||
| 263-23 | 0,75 | |||||||
| 264-24 | 0,7 | |||||||
| 265-25 | 0,6 | |||||||
| 266-26 | 0,8 | |||||||
| 267-27 | 0,7 | |||||||
| 268-28 | 0,6 | |||||||
| 269-2 | 0,8 |
Значения
,
,
,
,
,
(
для частоты
,
для частоты
,
для частоты
)даны для самостоятельного построения следующего графика зависимости момента (кг х Н) от частоты вращения коленчатого вала (рисунок 1.1.):
![]() |
Рисунок 1.1
На практике такие графики берутся из технических характеристик двигателя автомобиля и они обычно похожи на график выше, на них также показаны зависимости мощности и удельного расхода топлива от мощности, но в данном расчёте эти зависимости не требуются.
Расчёт скорости движения автомобиля на различных передачах
Скорость движения автомобиле на каждой передаче определяется по формуле:

, где
- радиус качения колеса, м;

– частота вращения коленчатого вала двигателя,
;
- передаточное число коробки передач (
;
- передаточное число главной передачи;
Скорости рассчитываются и записываются в таблицу 1.1.
Таблица 1.1. Расчётные значения скорости автомобиля, км/ч.
| Скорость | Передача | ||||
| Первая | Вторая | Третья | Четвёртая | Пятая | |
Наименьшая
при
Наибольшая
при
| 2,989 11,955 | 5,424 21,696 | 9,712 38,848 | 15,128 60,512 | 22,240 88,960 |
Построение масштаба скоростей.
Построение масштаба скоростей производится на скоростной характеристике двигателя. Для этого проводят ниже оси абсцисс горизонтальные отрезки, соответствующие числу передач, на которых отмечают наибольшие и наименьшие значения скоростей движения на каждой передаче, взятые из таблицы 1.1.
Масштаб скоростей движения (число километров за один час в 1 мм шкалы)

, где
- длина горизонтального отрезка, мм.
В результате получаем:
· Для первой передачи -
;
· Для второй передачи -
;
· Для третьей передачи -
;
· Для четвёртой передачи -
;
· Для пятой передачи -
.
Пользуясь найденными масштабами, строим на каждом из пяти отрезков шкалы со значениями скоростей (цена деления может быть различной).
![]() |
Рисунок 1.2. Скоростная характеристика и линии скоростей.
м
м

Наибольшая
при
