Тема: Россия в системе международных отношений в 90-е годы XX века.





Цели урока:

- оценить изменение геостратегического положения России после распада СССР и развитие отношений России с Западом в 90-е гг.;

План:

1. Российско-американские отношения. Россия и Европа

2. Россия и Содружество Независимых Государств


Словарь урока: глобализация, многополярный мир, однополярный мир, Совет Европы, международное сотрудничество, ядерное разоружение, мировое сообщество, балканский кризис, СНГ, ближнее и дальнее зарубежье, русский мир, война в заливе, проблема северных территорий, партнерство во имя мира.

 

 

1. Россия и Запад: поиск взаимопонимания.

Российская дипломатия в первые годы после вступления страны на путь демократии стремилась учитывать особенности нового этапа развития общества. В качестве приоритета рассматривалось сближение России со странами Запада и преодоление наследия «холодной войны». Декларация, подписанная в ходе визита Б. Ельцина в США в 1992 г., подтвердила окончание «холодной войны».

Так называемое «Рамочное соглашение» определило пути дальнейшего сокращения ядерных вооружений. В 1993 г. во время визита президента США Дж. Буша - старшего в Москву Россия и США заключили новый Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ 2).

Он предполагал сокращение числа ядерных боеголовок на две трети, до 3500 единиц у каждой из сторон. В 1993-1994 гг. при участии США России удалось согласовать с Украиной, Белоруссией и Казахстаном вопрос о ликвидации ядерного оружия на их территории. Это позволило предотвратить появление новых государств, обладающих оружием массового поражения.

Делегацию России стали приглашать к участию в ежегодных совещаниях лидеров «семерки» ведущих стран мира (США, Англии, ФРГ, Канады, Италии, Франции, Японии), где обсуждаются основные проблемы мирового развития. В итоге «семерка» превратилась в «восьмерку». В 1994 г. большинство бывших советских республик, а затем и Россия присоединились к программе НАТО «Партнерство во имя мира», призванной преодолеть отчуждение между Западом и Востоком Европы.

В 1996 г. Российская Федерация вступила в Совет Европы, приняв на себя обязательства соблюдать правовые нормы, действующие в странах ЕС. Тем самым закладывались предпосылки дальнейшего сближения России со странами Европейского Союза, являющимися её важнейшими торговыми партнёрами.

Выражая на словах поддержку продвижению России по пути демократизации, страны Запада не выполнили обещаний по предоставлению помощи России в реформировании экономики. Принимались меры по ограничению доступа российских производителей на мировой рынок. Наиболее жёстко в этом плане действовали власти США. Американская дипломатия резко выступала против продажи оружия (важная статья российского экспорта) таким странам, как Индия, Иран, Китай, Северная Корея, против строительства АЭС в Иране.

В Западной Европе с 1994 г. наибольшее внимание привлекли действия российских военных в Чечне. Россию обвинили в нарушении прав человека, дело дошло до приостановки её участия в Совете Европы. Европейские политики не скрывали своего сочувствия «борцам за свободу» Чечни.

Серьёзные поводы для недовольства политикой стран Запада возникли и в России. Началось расширение НАТО на восток. Несмотря на возражения России, членами НАТО в 1999 г. стали Венгрия, Польша и Чехия.

.ДОКУМЕНТ 1

Распад СССР имел серьезные геополитические последствия. Двухполярная система международных отношений, определявшаяся стратегическим противостоянием СССР и США, ушла в прошлое. Государства — участники мировой политики столкнулись с необходимостью заново определять свои внешнеполитические приоритеты, ориентиры, союзы.
Россия в этом смысле решала те же задачи, что и другие ведущие страны. Но масштаб, сложность, характер стоящих перед российской внешней политикой проблем уникальны.
В 1992 г. Российская Федерация добилась подтверждения своего международного статуса как правопреемника СССР, постоянного члена Совета Безопасности ООН, крупной ядерной державы. В рамках созданного в конце 1991 г. Содружества Независимых Государств (СНГ) Россия заняла соответствующее ее геостратегическому, экономическому, демографическому, военному потенциалу лидирующее положение, заявила о том, что рассматривает СНГ как сферу своих жизненных интересов. Тогда же определились главные направления российской внешней политики: отношения со странами ближнего зарубежья (бывшими республиками СССР, ставшими суверенными независимыми государствами) и отношения с ведущими мировыми державами (США, страны Западной Европы, Японией, Китаем и др.).

Отношения со странами ближнего зарубежья. Наиболее острые проблемы связаны с:
- созданием механизмов и структур в рамках СНГ, которые позволили бы решать проблемы безопасности, экономического и политического взаимодействия;
- судьбой огромного военного потенциала распавшегося СССР;
- защитой интересов русскоязычного населения (25 млн человек), оказавшегося вне пределов России; — налаживанием двусторонних политических, экономических, военно-стратегических отношений.
Важными достижениями 1992-1993 гг. были принятие Устава СНГ, подписание договора о коллективной безопасности, начало вывода российских войск из Прибалтики, Грузии, Молдовы, Армении, участие России в урегулировании приднестровского, осетино-грузинского, грузино-абхазского, таджикского конфликтов.
Опыт первых лет показал, что взаимодействие в рамках СНГ складывается непросто, возникают серьезные проблемы и даже кризисы. В частности, не все страны подписали Устав СНГ и договор о коллективной безопасности, тяжело решались вопросы экспорта российских энергоносителей и др. Вместе с тем просьбы руководства Грузии, Армении, Таджикистана и других стран о создании российских военных баз на их территории доказывали заинтересованность в сохранении и углублении сотрудничества.
В 1994 г. было принято решение о создании Межгосударственного экономического комитета и формировании Таможенного союза. В марте 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписали договор «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях».
Взаимодействие в рамках СНГ дополняется налаживанием двусторонних отношений. Здесь есть свои достижения и трудности.
Отношения со странами Прибалтики омрачаются проблемами статуса и правового положения русскоязычного населения. Международное сообщество признает дискриминационными законы Эстонии и Латвии о статусе национальных меньшинств.
Российско-украинские отношения складывались непросто. Камнем преткновения был вопрос о судьбе Черноморского флота и статусе Севастополя. В мае 1997г. было подписано соответствующее соглашение (о параметрах раздела флота между Россией и Украиной и об аренде Россией Севастопольской военно-морской базы), что позволило заключить Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Серьезные разногласия в двусторонних отношениях на протяжении последних лет вызывает проблема поставок российских энергоносителей и порядок расчетов за эти поставки.
Успехи в российско-белорусских отношениях позволили заключить договор о создании союзного государства России и Белоруссии (2000), учреждении исполнительных и законодательных органов этого союза. Интеграция с Белоруссией имеет для обеих стран важное стратегическое значение.
Позиция современной России в отношениях со странами ближнего зарубежья определяется в первую очередь защитой российских национальных интересов на всем пространстве СНГ.
Отношения с Западом. В развитии этих отношений можно выделить несколько этапов.
1991-1993гг. Позиция России формировалось под влиянием острой заинтересованности в политической и экономической поддержке Западом преобразований, проводимых руководством страны.

 

К достижениям этих лет следует отнести:

- деидеологизацию российской внешней политики;

- признание статуса России как правопреемника СССР;

- заключение договора с США об ограничении стратегических наступательных вооружений - (СНВ-2);

- соглашение с США о взаимном перенацеливании стратегических ракет и о прекращении разработки в США программы стратегической оборонной инициативы;

- налаживание тесных контактов с лидерами США, Франции, ФРГ, Великобритании;

- вступление России в Международный валютный фонд и Всемирный банк.

Негативные последствия данного внешнеполитического курса состояли в угрозе утраты Россией самостоятельной роли на международной арене, ослаблении ее влияния в развивающихся странах и «горячих точках», формировании однополярного мира. 1994-1999 гг. Этот период связан с попытками России выработать самостоятельную позицию на международной арене, четче определить свои национальные интересы, восстановить влияние на ход мировой политики. Была выдвинута доктрина построения многополярного мира.
Россия стала полноправным членом «большой восьмерки » развитых стран мира (с 1997 г.). Ей удалось четко обозначить свое отношение к планам расширения НАТО на Восток. Вопрос о принятии в состав НАТО бывших членов Организации Варшавского Договора был поставлен летом 1994 г. Россия заявила о принципиальном несогласии с этими планами, нарушающими ее безопасность (несмотря на это, в 1999 г. членами НАТО стали Польша, Венгрия и Чехия). В 1997 г. Россия подписала с НАТО договор об особом партнерстве. В 1996 г. наша страна стала полноправным членом Совета Европы. В 1994-1996 гг. российскому внешнеполитическому ведомству удалось добиться понимания Западом военной акции в Чечне как вынужденной, направленной на сохранение государственной целостности России.
1999-2002 гг. В 1999г. отношения России с США и странами Запада обострились. Россия заняла резко негативную позицию в связи с военной операцией НАТО против Республики Югославия в Косово. Запад, в свою очередь, осудил Россию за «непропорциональное применение силы» в рамках контртеррористической операции в Чечне, хотя и подтвердил право России защищать территориальную целостность страны. В 2000 г. Россия была временно лишена права участвовать в полном объеме в деятельности Совета Европы (в начале 2001 г. было принято решении о восстановлении этих полномочий). В 2000 г. Россия четко заявила о том, что ее внешняя политика определяется российскими национальными интересами. Существенный экономический рост, достигнутый в 1999 и 2000 гг., подкрепляет стремление России к проведению сильной, самостоятельной, конструктивной внешней политики, основанной на приверженности идее многополярного мира.
Важнейшим направлением внешней политики остается деятельность по активизации сотрудничества, направленного на борьбу с угрозами, исходящими от мирового терроризма. Россия жестко осудила террористические акты в США 11 сентября 2001 г., выступила в поддержку политических, экономических, финансовых, военных мер против терроризма.
Отношения с Японией, Китаем, странамц. Азиатско-Тихоокеанского региона. В 1990-е гг. Россия не раз заявляла о своем статусе как великой евразийской державы, заинтересованной в тесном сотрудничестве со странами Востока. В 1998-2000 гг. плодотворно развивались российско-японские отношения. Китай стал одним из основных торговых партнеров России. Позитивно складываются отношения с Южной Кореей, странами АСЕАН.
Россия вступает в XXI в. с осознанием своей ответственности и с готовностью активно участвовать в формировании мирового порядка, основанного на международной безопасности и сотрудничестве.

 

28 июня 1991 г.- Распущен Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Разрушение социалистического лагеря.

1 июля 1991 г.- Подписан Пражский протокол об официальном прекращении существования Организации Варшавского Договора. Выведены советские войска из Венгрии и Чехословакии. Варшавский договор распущен (политические структуры).

Январь 1993 г. Подписание в Москве договора между Россией и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2). Решение о взаимном сокращении к 2003 г. ядерного потенциала сторон на две трети.

1994 г. РФ присоединилась к программе «Партнерство во имя мира». Программа стала своеобразным компромиссом между США и Россией. Страны НАТО отказывались от планов немедленного включения бывших соцстран в НАТО. Россия же соглашалась на определенные формы военного сотрудничества в надежде контролировать этот процесс.

Январь 1996 г. Вступление России в Совет Европы. Повышение международного престижа страны. В РФ было принято решение о замораживании вынесения приговоров о смертной казни.

 

Хронология:

20 мая 1991 г. - Новый либеральный закон о выезде из СССР.

31 июля 1991 г - Дж. Буш и М. Горбачев подписали Договор о сокращении стратегических вооружений, уменьшающий численность ракет большой дальности на одну треть.

3 января 1993 г.- Б. Ельцин и Дж. Буш подписали второй договор о сокращении стратегических вооружений, предусматривающий сокращение числа ядерных боеголовок на две трети.

9 июня 1995 г.- Б. Ельцин и Л. Кучма встречаются в Сочи, подписывают соглашение о разделе Черноморского флота. Россия при этом выкупает долю Украины.

3 декабря 1997 г- В соответствии с Договором об ограничении стратегических вооружений между США и Россией в Баренцевом море начато уничтожение баллистических ракет морского базирования РСМ-52. Всего уничтожено 20 ракет.

30 января 1998 г.- В Вашингтоне (США) представители России, США, Канады, Японии, а также 11 государств, входящих в Европейское космическое агентство (Бельгия, Дания, Франция, Германия, Италия, Голландия, Норвегия, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания), подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в области строительства и эксплуатации международной космической станции «Альфа»

 

Д/З- обработать материал + параграф учебника Ч.3 № 48_

письменно заполнить таблицу (ВНИМАНИЕ! таблица аналитическая: даты, события, проблемы, достижения)

  СССР РФ 1990-2000
Американская стратегия    
вывод (промежуточный)    
Европейская стратегия    
вывод (промежуточный)    
Стратегия СНГ, Азии, Востока    
вывод (промежуточный)    
Вывод (общий) **    

** какое из данных направлений стало наиоболее приоритетным и результативный?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: