Проблемы для изучения
1. Понятие социальных общностей. Природа социальных групп и их классификация.
2. Малые группы, их функции, назначение и классификация.
3. Большие группы и их черты. Феномен толпы.
4. Статусно-ролевые отношения и проблема лидерства.
5. Групповая динамика.
Работа со словарем. Основные понятия
Социальная общность, малая социальная группа, первичная группа, диада, идентификация, квазигруппа, триода, толпа, коммуникация.
Вопросы для самопроверки, повторения
1. Что такое социальная общность? Какие общности вам известны?
2. Почему в социологии существует наряду с понятием "социальная общность" понятие "социальная группа".
3. Каковы признаки социальной группы? Какие типы социальных групп существуют?
4. Какие черты присущи толпе? Виды толпы.
5. В чем сущность групповой динамики?
6. Какую роль в группе играет лидер? Назовите типы лидеров.
Задачи и упражнения
Задание 1
Как вы усвоили понятия, термины?
Таблица 4
Правильно ли дано определение? | Какой ответ правильный? | Дайте определение понятию |
1. Социальные отношения – это отношения между устойчивыми общностями людей (да, нет) | Социальные отношения – это: а) отношения людей в процессе производства; б) отношения между устойчивыми общностями людей; в) отношения между людьми | Что такое "социальные отношения"? |
Окончание таблицы 4
2. Социальные общности – это реально существующие совокупности людей, связанные едиными признаками (да, нет) | Социальные общности – это: а)реально существующие совокупности людей, связанные едиными признаками; б)совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и отношения между ними; в)отношения между устойчивыми общностями людей | Что такое "социальные общности"? |
|
Задание 2
Можно ли считать реальной группой:
а) впервые встретившихся в лаборатории людей, которые навсегда расстанутся после окончания эксперимента;
б) студенческую группу;
в) собравшихся на остановке людей, живущих в соседних домах;
г) представителей одной и той же национальности.
Свой ответ объясните.
Задание 3
Даны два определение группы:
1. Группа – это реальность или множество людей, значимых для индивида в определенный момент времени.
2. Группа – это определенное количество людей, вступающих в непосредственное (лицом к лицу) взаимодействие.
Какое из них лучше подходит для малой группы?
Задание 4
Оцените возможности применения способов социального контроля:
а) в малой группе с неформальными межличностными отношениями;
б) в организации, где существуют формальные и неформальные отношения;
в) в большой социальной группе (каста, социальный слой, класс).
Задание 5
В экспериментальной комнате находятся семь испытуемых, причем шестеро – подставные лица, они ведут себя в соответствии с установкой экспериментатора. На экране показывают пять разных фотографий пожилых людей.
Первым спрашивают настоящего испытуемого. Он не колеблясь говорит, что это разные люди. Но подставные испытуемые по очереди говорят об их сходстве. При этом они "убедительно" аргументируют ответы: фотографии изображают одно лицо, но под разными углами, поэтому они не похожи. Сходство якобы проявляется в глазах, очертании скул, количестве и расположении морщин. В конце эксперимента вновь спрашивают настоящего испытуемого.
|
Так вот: в 80% случаев испытуемые отказываются от первоначального мнения и уступают давлению группы.
Почему так происходит? Объясните.
Задание 6
К какому типу социальных групп относится студенческая группа? Ответ аргументируйте.
Задание 7
Социологи различают два вида социальных групп – первичные и вторичные. Дайте их характеристику.
Задание 8
В зависимости от численности малые группы делятся на:
а) диады;
б) триады.
Что скрывается за этими понятиями? Опишите.
К какому из двух типов вы отнесете:
а) "любовный треугольник";
б) влюбленных;
в) бездетную семью;
г) брата и сестру;
д) родителей и ребенка.
[8; 10; 18; 25; 34(гл. 4); 45(гл. 6); 65(разд. 4, гл. 1,2); 66(гл. 5)].
Тема 5. Социология личности
Проблемы для изучения
1. Социологическое понятие личности, его структура, основные элементы.
2. Основные социологические теории личности.
3. Социокультурная типология и социально-исторические типы личности.
4. Социальный статус и социальные роли личности. Роли предписанные и роли достигаемые. Самореализация личности.
5. Ролевые конфликты: внутриролевые, межролевые, личностно-ролевые.
6. Социализация личности, ее формы.
7. Проблемы взаимоотношения личности и общества. Личность и общество в переходный период.
Работа со словарем. Основные понятия
Личность, индивид, социальный тип личности, модальная личность, социальный статус, социальная роль, социальный престиж, социализация.
|
Вопросы для самопроверки, повторения
1. В чем различие понятий "человек", "индивид", "личность"? Каждый ли человек личность?
2. Каковы основные социологические теории личности?
3. Что такое социальный тип личности? Какие социальные типы личности вам известны, по какому критерию они определяются?
4. Каковы функции личности? Что такое "социальный статус" и "социальная роль" личности? Как эти понятия связаны между собой?
5. В чем основные причины ролевого напряжения и ролевого конфликта? Чем отличаются эти понятия? В чем сущность ролевого конфликта?
6. Каков механизм воздействия общества на личность и личности на общество?
Задачи и упражнения
Задание 1
В чем различие понятий "человек", "индивид", "личность"? Какая личность ХХ века, на ваш взгляд, является наиболее выдающейся? Почему?
Задание 2
Как вы понимаете следующие выражения:
1. Н. Г. Чернышевского: "Развивать человека в человеке".
2. Ф. М. Достоевского: "Найти в человеке человека".
3. Л. С. Выготского: "Личность есть понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке". (Психология личности. Тексты. М., 1982. С. 16).
Задание 3
В обществоведении распространен подход, согласно которому человек, весь без остатка, может быть описан, исходя из той системы социальных связей и отношений, в которую он включен.
Так ли это на самом деле? Согласны ли вы с таким подходом? Аргументируйте свой ответ.
Задание4
Согласны ли вы с утверждением, что в женщине больше развито начало индивидуальности, а в мужчине – личности? Аргументируйте свой ответ.
Задание 5
"Чем примитивнее общество, тем более сходство между составляющими их индивидами" (Дюркгейм Э. Метод социологии. М., 1990. С. 129).
Как вы понимаете это высказывание?
Задание 6
Как вы усвоили понятия, термины?
Таблица 5
Правильно ли дано определение? | Какой ответ правильный? | Дайте определение понятию. |
2. Социальные общности – это реально существующие совокупности людей, связанные едиными признаками (да, нет) | Социальные общности – это: а)реально существующие совокупности людей, связанные едиными признаками; б)совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и отношения между ними; в)отношения между устойчивыми общностями людей | 2. Социальные общности – это реально существующие совокупности людей, связанные едиными признаками (да, нет) |
Социальная роль - это определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих (да, нет) | Социальная роль - это: а) степень признания достоинств личности; б) оценка, которую общество дает статусу личности или должности; в) определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих | Что такое "социальная роль"? |
Социальный престиж - это оценка, которую дает общество статусу личности. (да, нет) | Социальный престиж - это: степень признания достоинств личности; б) оценка, которую общество дает статусу личности или должности; в) определенная модель поведения, отвечающая ожиданиям окружающих | Что такое "социальный престиж"? |
Задание 7
Подумайте и определите:
Черты личности – это устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения. Какие из приведенных ниже понятий подходят под это определение: аккуратность, чистоплотность, лень, страх, тревожность, смелость, агрессивность, надежда, алчность, хитрость, ответственность, бестолковость, сознательность, стыдливость, чувство вины, притязание, соревновательность, импульсивность, увлеченность, побуждение, мотивация, эмоциональность, интерес, разлука, радость, оптимизм, мнение.
Задание 8
Подтвердите или опровергните данное суждение: "Современные науки исходят из того, что каждый отдельно взятый человек олицетворяет все человечество. Он неповторим со своими индивидуальными особенностями, в то же время он повторим, ибо в нем собраны все отличительные особенности человеческого рода".
Задание 9
Заполните таблицу:
Таблица 6
Черты, присущие любому человеку как представителю человеческого рода | Индивидуальные черты, присущие отдельному человеку |
Задание 10
Поведение – зеркало, отражающее личность. Какова роль внешних обстоятельств и нас самих при выборе модели поведения? Оцените критерии выбора модели поведения:
а) оно не должно быть направлено против законов;
б) нравственная безупречность, честность, совесть – духовный гарант верности выбора модели;
в) учет конкретной ситуации;
г) значимость цели, которая "подталкивает" личность;
д) самокритичная оценка возможностей использования выбранной модели поведения: ваша внешность, речь и т.д.;
е) способность проявлять те качества, которые ожидаемы от нас и желательны другим;
ж) _______________ (можете дополнить).
Задание 11
Согласны ли вы с Г. Тардом, считавшим, что так называемое социальное давление только содействует самоопределению и более яркому выражению каждой отдельной личности. Без этой опоры, оказывающей ему известное сопротивление, индивид не мог бы двигаться в общественной среде, подобно тому, как птица не могла бы летать без помощи сопротивляющегося ее крыльям воздуха.
Задание 12
В реальной жизни встречается множество моментов унижения человека. Данные опросов свидетельствуют: более страшны даже не физические истязания, а нравственное унижение. Больше всего человек боится потерять свою личность (или себя как личность). Почему?
Задание 13
Специалисты утверждают: человек, который впервые попробовал наркотики после 20 лет, к 30 годам уже законченный наркоман, но при этом сохраняется как личность. А ребенок, который начал колоться в 13 лет, к 23 годам как личность полностью деградирует. Почему?
Задание 14
На основе личного опыта попытайтесь проанализировать, способствует ли образовательная школа развитию индивидуальности обучаемого? В чем это проявляется? Формирует ли качества нужные для жизни сегодня? Какие?
[2; 21 (гл. 10); 26; 28; 29; 32; 35; 38; 40; 45 (гл.7); 47; 50 (гл.5); 51 (гл.7); 52 (разд.2); 53 (разд.3); 65 (разд.2, гл.2); 66 (гл.5)].