Министерство образования РФ
Омский государственный институт сервиса
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Л.Ю Яковлева
С О Ц И О Л О Г И Я
Тесты и задания для самостоятельной
Работы студентов
Омск 2000
Социология: Тесты и задания для
самостоятельной работы студентов/
Л.Ю.Яковлева.- Омский государст-
венный институт сервиса, 2000.- 35 с.
Предлагаемое методическое пособие активизирует познавательную деятельность студента. Задания построены по принципу от простого к сложному. Одни задания требуют только прослушивания лекций, ознакомления с текстом, другие - определенного интеллекта студента, его волевых усилий, поиска дополнительных источников информации.
В пособии приводятся различные образцы тестов и другой методический материал, что поможет сформировать умения и навыки, необходимые современному специалисту.
Методическое пособие предназначено для студентов всех специальностей.
Рецензент д.ф.к., проф. С.Ф.Денисов
Ответственный за выпуск зав. каф. И.М.Тагильцева
Рекомендовано заседанием ка- федры
Протокол № 3 от 21.04.2000 г.
Утверждено научно-методическим советом по гуманитарному образованию
Протокол № 2 от 18.03.2000 г.
С Омский государственный институт сервиса, 2000
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь требует для обучения не только информационные учебники, но и учебно-методические пособия, помогающие активизировать познавательную деятельность, приобрести не только знания, но также умения и навыки.
Данное пособие отличается от ранее опубликованных попыткой не только дать информацию о видах заданий и сформулировать их к отдельным темам обязательного учебного курса "Социология", включенного в учебные планы всех вузов, но и осуществить эту работу в определенной системе, освоив которую, студент сможет самостоятельно работать над изучением учебного курса.
|
Все темы раскрываются по единой структуре: вначале перечисляются основные проблемы для изучения, соответствующие Госстандарту и учебным программам, рекомендуются основные понятия темы для работы со словарем; затем даются вопросы для размышления, самопроверки, повторения; задачи и упражнения, дополнительная литература по теме помимо источников, рекомендованных в списке общей литературы. В пособии сосредоточен большой графический информационный материал и задания к нему. Их цель – помочь студенту более организованно и доступно строить свою работу, используя в том числе и такие формы, как заполнение тестов-таблиц.
В конце пособия дается общее приложение – контрольные (итоговые) тесты, выполнив которые можно проверить, усвоил ли студент курс "Социологии".
Данное пособие позволит наиболее эффективно организовать самостоятельное изучение курса и будет полезным студентам не только дневного, но и заочного факультетов.
Работу над каждой темой рекомендуется осуществлять параллельно по трем источникам: программе учебного курса, учебнику и данному пособию.
Тема 1. Предмет социологии
Эта тема первая в учебном курсе, поэтому может быть обозначена и как "Введение в социологию". Ее задача вызвать познавательный интерес к новому учебному предмету.
Проблемы для изучения
|
1) Для чего нужна социология.
2) Из истории социологического образования.
3) Объект и предмет социологии, ее основные функции.
4) Структура и уровни социологического знания.
5) Социология в системе социально-гуманитарных знаний.
Работа со словарем. Основные понятия
Социология, объект социологии, социальное, социальные отношения, теоретическая социология, прикладная социология, категории социологии.
Вопросы для самопроверки
1) Что дает знание социологии современному человеку?
2) Что мешало развитию социологии в нашей стране?
3) Какое место среди наук об обществе занимает социология?
4) В чем отличие объекта социологии от ее предмета?
5) Каковы особенности и задачи современной социологии? В чем сущность ее основных функций?
6) Какова структура социологии? Чем отличается теоретическая социология от эмпирической?
7) Какие категории социологии вы знаете? Можете ли вы назвать главную категорию?
Задачи и упражнения
Задание 1
Любая наука начинается с правильно поставленных вопросов. Мы спрашиваем, из чего состоят тела и почему они притягиваются, чему равна мощность и как работает турбина. А отвечает на таким образом поставленные вопросы физик. Биолог или математик не смогут ответить на них. Они формируют вопросы иначе – в терминах и понятиях своей науки. Стало быть, правильно сформулированные вопросы описывают предмет данной науки, ее методы, сущность и отличие от других наук.
Социология тоже задает вопросы, причем такие, какие никогда не задал бы экономист или физик. Например:
|
замуж внутри своего Почему родовая знать предпочитает жениться или выходить круга?
Почему одни люди предпочитают нарушать правила, а другие подчиняться им?
Почему образ жизни одного класса отличается от образа жизни другого класса? Почему одни люди становятся богатыми, а другие бедными?
Почему в сплоченной группе индивид достигает того, чего не мог достичь в одиночку?
Вам предоставляется возможность побыть в роли социолога, взглянуть на мир его глазами и задать социологические вопросы. Какие социологические вопросы вы бы задали?
Задание 2
Ученые обнаружили статистическую связь между психическими расстройствами и безработицей. Попросим психиатра и социолога прокомментировать.
Один из них сказал: симптомы расстройства (плохой сон, подавленность, плохое эмоциональное состояние) являются следствием, а не причиной безработицы, поскольку, перестав быть кормильцем семьи, мужчина теряет уверенность в себе и впадает в депрессию.
Другой возразил ему: люди, проявляющие признаки подавленности и расстройства, не способны к активному поиску работы и не могут долго сохранить за собой имеющуюся работу, поэтому душевное состояние выступает причиной безработицы.
Какая версия принадлежит социологу?
Задание 3
Предмет социологии раскрывается на двух уровнях – макро и микро. Попытайтесь самостоятельно разобраться в этом и определите, к какому уровню относятся следующие явления:
Развод. Забастовка. Межнациональный конфликт. Ссора друзей. Революция. Выборы президента страны. Сокращение числа поступающих в ВУЗы. Борьба классов. Семейный конфликт. Инфляция.
Задание 4
Напишите небольшое сочинение на тему "Каковы ваши ожидания от учебного курса "Социология"? (В этой работе попытайтесь ответить на вопрос: как можно использовать социологические знания: а) каждому гражданину; б) специалисту вашей профессии?)
Задание 5
Известный американский социолог Эдвард Шизл в статье "Призвание социолога" выделяет три типа взаимоотношений социологии и власти.
Первый – манипулятивный – характеризуется сотрудничеством с властью: социологическое знание используется для целей управления общественными процессами и манипуляции поведением людей и группы.
Второй – критический – тип политической ориентации имеет место, когда социологи отказываются от сотрудничества с властями, занимают независимую, аналитическую позицию по отношению к проводимой политике.
Третий – согласительный – тип ориентации заключается в поиске согласия между властями, группами, личностями.
Как вы считаете, какую позицию по отношению к власти должны занять российские социологи? К какому типу, по вашим наблюдениям, относится большинство из них сейчас? На основании каких показателей вы пришли к такому выводу?
Задание 6
Чем руководствоваться социологу, если цель заказчика противоречит его политическим и нравственным убеждениям? Что оказывает определяющее воздействие на нравственную позицию – ситуация в самой социологической науке или состояние общества, в котором он действует?
Задание 7
Известно, что с середины 1930-х годов был перерыв в развитии социологии в нашей стране: почти прекратились исследования, социология трактовалась как буржуазная лженаука. Объясните причины этого? Почему в последующий период развитие советской социологии носило ограниченный характер? Изменилось ли положение в России сейчас?
Задание 8
Прочитайте приведенные положения:
1. "Социальная общность может рассматриваться в качестве ключевой, основополагающей категории социологического анализа". (Ядов В. А. Размышления о предмете социологии// Социологические исследования, 1990. – № 2. – С. 12).
2. "Важнейшим ключевым для социологии выступает понятие социального. Понятие "социальное" как характеристика одной из сторон общественной жизни…" (Социология/ Под ред. Г. В. Осипова – М.: Наука, 1990. – С. 58-62).
3. "Что касается исходной клеточки исследования общества вообще, то ею, с нашей точки зрения, является человек. Понимание человека как субъекта общественных отношений и деятельности позволяет представить совокупность общественных отношений в качестве его сущности и тем самым от анализа человека перейти к исследованию самого общества". (Бороноев А. О., Ельмеев В. Я., Орлов В. Н. О предмете социологии как общей науки об обществе// Социологические исследования. 1991. – № 5. – С. 36).
С кем из авторов вы согласны в определении ключевой категории социологии или у вас есть своя позиция по этому вопросу? Аргументируйте свой ответ.
Задание 9
Социология – есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым объяснить его процесс и воздействие. (М. Вебер. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – С. 602).
Социология не есть приложение к какой-либо другой науке, она представляет собой особую автономную науку, и ощущение специфики социальной реальности настолько необходимо социологу, что только особая социологическая культура может привести его к пониманию социальных фактов. (Э. Дюркгейм. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М.: Наука, 1990. – С. 526).
Социология – теоретическая и эмпирическая наука, изучающая функционирование и развитие общественных систем в их целостности, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах.
Социология – наука о человеческом обществе в целом, об отношениях между людьми по поводу положения и роли в общественной жизни.
Какое или какие из определений, по вашему мнению, наиболее полно характеризуют господствующее представление о социологии как науке?
[5; 6; 20; 21(гл.2); 23; 24; 34(гл.1); 39; 41; 43; 45(гл.1); 50(гл.1); 51(гл.1); 52(гл.1); 53(разд.1); 54; 55; 58; 60; 61; 64]
Тема 2. Общество как целостная система
Проблемы для изучения
1. Социальные системы, их типы, формы, уровни социальной организации. Человек как компонент социальной системы.
2. Динамика социальных систем, проблема стабильности. Методы познания социальных систем.
3. Сущность, структура и функции общества как системы. Социологическое понятие "общества", его качественные характеристики: целостность, социальность, автономность и самодостаточность, способность к саморегуляции.
4. Структура и исторические типы обществ.
5. Система современных обществ: тенденции и перспективы развития.
Работа со словарем. Основные понятия
Общество, саморазвивающаяся система, индустриальное общество, информационное общество, социальная система, социальная связь, социальное взаимодействие, социальная организация.
Вопросы для самопроверки, повторения
1. Что такое социальная система?
2. Что такое общество? Почему человек не может существовать вне общества?
3. Каковы особенности общества как системы, его структура?
4. Какие факторы определяют специфику и тенденции развития человеческого общества? Что отделяет общество от природы?
5. Какие исторические типы общества вы знаете?
6. Охарактеризуйте современную ситуацию в России в терминах системного анализа общества. Каков главный системный признак современного российского общества?
7. Сформулируйте главные системные признаки и основания современного общества западного типа.
8. Каковы критерии социального прогресса?
9. Какова сущность информационного общества? Когда оно появляется?
Задачи и упражнения
Задание 1
Что такое "общество"? Дайте бытовое и научное значения термина. Почему человек не может существовать вне общества? Каковы особенности общества как системы, его структуры?
Задание 2
Какие факторы определяют специфику и тенденции развития человеческого общества? Перечислите их.
Задание 3
Укажите, к какому типу общества относятся следующие его признаки:
Таблица 1
Признаки | Традиционное | Индустриальное | Постиндустриальное |
1.Главная статья экспорта: мясо, цитрусовые, железная руда 2. Распространение конвейерного производства 3. Механизация производственных процессов 4. Широкое распространение крупных, гигантских производств 5. Самая главная проблема – обеспечение населения продовольствием |
Окончание табл. 1
6.Ресурсосберегающие технологии 7. Главный способ передачи информации – устная речь 8.Автоматизация производства 9.Невысокий уровень жизни 10.Массовое распространение компьютерной техники 11.Господство сословной иерархии 12.Доминирование аграрного уклада 13.Сфера услуг – главная сфера экономической деятельности 14.Деньги – главная ценность 15.Ведущая роль науки, знаний, информации |
Задание 4
Ответьте "да" или "нет" на поставленные вопросы.
Таблица 2
Вопросы | Да | Нет |
1. Государство – это часть света или территория, имеющая границы? | ||
2. Страна – политическая организация общества? | ||
3. Гражданское общество охватывает совокупность политических отношений? | ||
4. Общество существовало тогда, когда не было стран и государств? | ||
5. В тоталитарном государстве все равны перед законом? | ||
6. Однородная культура – признак традиционного общества? | ||
7. Прогресс – глобальный прогресс – локальный? | ||
8. Где нет письменности, там нет цивилизации? | ||
9. Отличительная черта общества – суверенность? | ||
10. В правовом государстве общество имеет приоритет над личностью? | ||
11. Общество – самая большая группа? | ||
12. Общество возникает на определенной стадии развития государства | ||
13. Реформа – это скачкообразный вид социального прогресса? | ||
14. Дымящиеся заводские трубы, загазованные городские кварталы – отличительные признаки постиндустриального общества? | ||
15. Переход от традиционного общества к индустриальному называется |
Задание 5
Укажите, принадлежат ли следующие понятия, явления стране, государству или обществу.
Таблица 3
Страна | Государство | Общество | |
1. Суд | |||
2. Армия | |||
3. Законы | |||
4. Безработица | |||
5. Школа | |||
6. Философия | |||
7. Недра земли | |||
8. Благосостояние | |||
9. Семья | |||
10. Профсоюз | |||
11. Область | |||
12. Президент | |||
13. Газета | |||
14. Международный договор | |||
15. Космонавтика |
Задание 6
Какую концепцию возникновения общества вы считаете наиболее верной и почему? Докажите.
1. Естественно-научная гипотеза.
Как стихийное развитие и усложнение форм жизни в биосфере.
2. Социологическая гипотеза.
Возникновение на базе высших животных новой формы общности существ: общение, коммуникация, адаптация у муравьев, пчел, обезьян и пр.
3. Религиозная гипотеза.
Общество возникло вследствие первоначального греха Адама и Евы, чьи потомки вынуждены добывать трудом хлеб свой насущный.
4. Космическая гипотеза.
Жизнь на земле возникла в результате гостевого посещения или эксперимента со стороны высокоразвитой космической цивилизации, то есть космический посев.
Задание 7
На ХII Всемирном социологическом конгрессе (1990) в качестве одной из ведущих идей была представлена концепция постмодернизма. Она является развитием теории немецкого социолога Макса Вебера о двух типах общества – традиционном и модернистском. В традиционном обществе поведение человека регулируется традициями, по принципу: делай так, как делали до тебя. В модернистском обществе поведение регулируется принципом рациональности, разумности и эффективности социального поведения.
В постмодернистском обществе, которое, как утверждают многие западные социологи, формируется сегодня, принципом поведения становятся интересы человека, коллектива, народа, те цели, которые они ставят себе, и средства, которые выбирают.
Подумайте: какими принципами регулируется ваше поведение, поведение большинства членов российского общества сегодня? К какому типу, по вашему, относится наше общество?
[3; 19; 21(гл.7,8); 27; 42; 44; 45(гл.3); 50(гл.3); 57; 67(гл.2)]