Тема 3. Социальная структура общества





Проблемы для изучения

1.Социальная структура общества как социальный институт.

2. Классические теории социальной структуры М. Вебера и К.Маркса.

3. Социальное неравенство, его природа и виды, проявление в обществах разного типа. Классические теории, объясняющие классовое неравенство (К. Маркс, М. Вебер). Проблема социального равенства и социальной справедливости.

4. Стратификационные теории в зарубежной социологии.

5. Сущность и функциональная природа социальной стратификации, ее основные измерения.

6. Формирование социальной структуры современного российского общества.

7. Особенности стратификационных процессов в России.

8. Проблемы социальной мобильности.

9.Маргинальные слои и группы населения. Социально-демографическая структура и тенденции развития процесса в России.

Работа со словарем. Основные понятия

Социальная структура общества, социальное равенство, социальная справедливость, социальное неравенство, маргинал, маргинализация, социальная стратификация, страта, социальная мобильность, средний класс, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, достигнутый статус, приписанный статус.

 

Вопросы для самопроверки, повторения

1. Что такое социальная общность? Какие общности вам известны?

2. Почему в социологии существует наряду с понятием "социальная общность" понятие "социальная группа"? Каковы признаки социальной группы? Какие типы социальных групп существуют в обществе?

3. Что включает в себя понятие "социальная структура общества"? Какие концепции социальной структуры общества вы знаете?

4. Что представляет собой общественный класс? Какие причины разделения общества на основные и неосновные классы, социальные слои?

5. Влияет ли изменение структуры труда в условиях интенсификации производства на изменение социальной структуры общества?

6. Какова сущность стратификационных теорий: критерии разделения общества на страты, разработанные Г. Парсонсом, стратификация по Л. Уорнеру, по П. А. Сорокину?

7. Какие модели стратификации, типы стратификационных систем вам известны?

8. Каковы тенденции в изменении современной структуры российского общества? Какие основные слои вы выделили бы в нашем обществе?

Задачи и упражнения

Задание 1

К. Маркс и Ф. Энгельс писали: "История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов" (Соч. Т.4. С. 424).

В свою очередь Махатма Ганди отмечал: "На Западе возник вечный конфликт между капиталистами и рабочими. Каждая сторона рассматривает другую как естественного врага. Если бы обе стороны поняли, что они зависят друг от друга, у них было бы мало поводов для ссоры" (М. Ганди. Моя жизнь. М., 1969, С. 22).

Сопоставьте эти два высказывания, эти две позиции. Возможно ли, с вашей точки зрения, такое взаимопонимание классов, о котором писал М. Ганди?

Задание 2

Охарактеризуйте себя, ваших родственников как представителей социальной структуры общества. Подумайте, насколько глубока идентификация вас с тем или иным классом или социальным слоем?

 

Задание 3

Сравните классовый подход к анализу общества и теорию стратификации. В чем отличие подходов?

 

Задание 4

Историк Михаил Гефтер высказал мнение: "Россия – маргинал всемирно-исторического процесса" (см.: Европа и Америка. 1991.

№ 2. С. 34). Что дало возможность историку сделать такой вывод? Согласны ли вы с ним?

 

Задание 5

Аргументируйте свою личную позицию по следующим проблемам:

1. Есть ли в России средний класс или другие классы? Какие?

2. Возможна ли классовая борьба без классов?

3. Нужна ли интеллигенция в России, если перспективы ее формирования и будущей работы поставлены властью под вопрос и почти сняты с государственного финансирования?

4. Возможно ли в современном обществе достижение социального равенства и справедливости? Или это только мечта, миф, утопия?

Задание 6

Выделите пять важнейших критериев стратификации: родственные связи, национальность, религия, пол, образование, образ жизни, профессия, семейное положение, доход, возраст, принадлежность к номенклатуре, сословие, темперамент, здоровье, уровень культуры, партийная принадлежность, ораторские способности, расовая принадлежность, власть, идейные пристрастия.

Задание 7

Постройте школу престижа профессий в России и США. Разместите в порядке значимости следующие профессии: сталевар, бизнесмен, юрист, летчик, шофер, официант, преподаватель вуза, менеджер, ученый, продавец, учитель школы, врач, банкир, член парламента, писатель, священник, шахтер, генерал, издатель газеты, инженер, социолог.

 

Задание 8

Как вы думаете, почему неравенство измеряется через доступ людей к трем социальным благам – деньгам, власти, престижу? А можно ли измерить неравенство еще как-то?

 

Задание 9

Дайте определение следующим понятиям: бедность, масштаб бедности, относительная бедность, порог бедности, абсолютная бедность.

Задание 10

Дайте ответ на следующие вопросы:

1. Равенство или неравенство в большей мере побуждает людей хорошо трудиться?

2. Где больше заботятся о соблюдении прав человека – в обществе официального равенства или в обществе официального неравенства?

3. Какое общество больше заботится о малоимущих и пенсионерах - бедное или богатое?

Задание 11

Т. Мальтус считал: бедность – следствие чрезмерного роста населения. В бедности виноваты сами бедные. Помогая бедным, государство поощряет размножение населения и тем самым увеличивает бедность. Надо отменить государственные субсидии и заботу о бедных всецело доверить частной благотворительности.

Согласны ли вы с таким мнением? Подходит ли рецепт Мальтуса к России?

Задание 12

Существуют две противоположные точки зрения на бедность. Одни считают: чем больше богатство и больше богатых, тем глубже нищета и больше нищих. Другие возражают: чем больше богатых, тем богаче население в целом, следовательно, тем меньше бедных и нуждающихся.

А как вы думаете? Какие аргументы вы приведете в защиту своей позиции?

Задание 13

Одни специалисты полагают, что в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делают, чтобы выбраться наверх, смиряются, опускают руки. Другие думают иначе: бедность – это состояние в которое человек попадает помимо соей воли и желания, особенно в периоды экономических кризисов, разрушительных войн, стихийных бедствий, а также по причине физической немощи, инвалидности, нетрудоспособности.

А каково ваше мнение?

 

Задание 14

Известно, что конкурс в вузы не одинаков: где-то он выше, а где-то ниже. Проанализируйте ситуацию и ответьте:

Почему конкурс в некоторые вузы выше?

Связано это с престижностью вуза, с престижностью получаемой профессии, возможностями сделать быструю карьеру, с легкостью обучения, возможностью получить интересную работу?

Задание 15

Исходя из собственного жизненного опыта, определите, какие из перечисленных качеств личности в наибольшей мере способствуют продвижению наверх, деловой карьере:

Воля. Честность. Темперамент. Интеллект. Внешний вид. Коммуникабельность. Хитрость. Физическая сила. Целеустремленность. Способность рисковать. Вежливость.

[1, 4, 7, 9, 12, 13, 14, 15, 16, 21(гл.8), 30, 33, 37, 45(гл.8), 46, 48, 49, 50(гл.6), 51(гл.2), 53(разд.3), 56, 59, 63].

 





Читайте также:
Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано...
История русского литературного языка: Русский литературный язык прошел сложный путь развития...
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...
Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.02 с.