Вознесенская, Юлия. Утоли моя печали: сб. рассказов. – М.: Лепта, 2011. – 336с.




Томик в переплете полинялом.

Человек писал вот эти строки.

Я не знаю, для кого писал он

Пусть он думал и любил иначе

И в столетьях мы не повстречались…

Если я от этих строчек плачу,

Значит, мне они предназначались».

Вероника Тушнова

 

Книга в нашем сознании - это, прежде всего, хранительница знаний, передающая духовные традиции, культуру и искусство от поколения к поколению, соединяющая людей разных времен и народов посредством слова. Книга обладает еще одной уникальной способностью – врачевать людские души и тела. Во все времена люди замечали положительное влияние книги на здоровье и настроение человека, особенно пораженного каким-либо тяжелым, подчас неизлечимым недугом. В воздействии художественного слова на человека много общего с тем влиянием, которое оказывает на людей музыка. И это не случайно. Композитор Скрябин утверждал, что музыка жива мыслью. То же можно сказать и о литературе: ее основа - мысль, облеченная в наиболее выразительную и действенную словесную форму. Современный человек испытывает чрезвычайно высокие психологические и информационные нагрузки, связанные с неблагоприятным воздействием окружающей среды, постоянно возрастающими темпами производства, лавинообразно увеличивающимся объемом информации. Сама жизнь подсказала необходимость осуществления новой функции – библиотерапевтической, и именно библиотеки должны предоставлять каждому «лекарство для души».

Использование книги и чтения в психотерапевтических целях имеет давнюю историю. Уже первое упоминание о библиотерапии относится к 1300 г. до н.э. Над входом в книгохранилище Рамсеса II, близ Фив, было высечено «Аптека для души». Греческие легенды, пьесы и поэмы вызывали чувство радости, жалости, страха и т.д., оказывая тем самым лечебное воздействие на человека. Древние греки ассоциировали понятие «книга» с понятием «душевное здоровье» и считали библиотеки «лекарством для души». Интересен тот факт, что бог Аполлон был в греческой мифологии не только богом поэзии, но и богом медицины. Авиценна – ученый, философ, врач – в «Книге исцеления» писал «о трех средствах в руках врача», и первым из них было слово. Пифагор, крупный ученый - математик и известный целитель, наряду с травами и музыкой успешно использовал литературу, стихи для лечения ряда заболеваний. Римский врач Соранус в первом веке нашей эры назначал одним пациентам, страдавшим маниями, чтение трагедий, а другим, находящимся в депрессии, - комедий.

В Европе начало излечения книгой положили первые церковные библиотеки, в которых хранились книги религиозного содержания, приносящие верующим успокоение и надежду. Библиотерапия находилась под крылом церкви до эпохи Возрождения. С начала XIX в. лечебное чтение получило распространение в Америке. Бенджамин Раш стал первым американцем, который рекомендовал чтение для лечения больных и душевнобольных.

Хорошие книги следует «прописывать» читателям в различных стрессовых ситуациях. Одни книги могут стать как бы своеобразным универсальным лекарством«, другие помогут в состоянии усталости, одиночества, психологического дискомфорта, при отсутствии дружбы, любви, понимания, самоуважения, при ощущении ненужности; третьи полезны в ситуации апатии, отсутствия поддержки; четвертые помогут разобраться в себе, подростку — пережить критический возраст и т.д. Определенные книги целительны при неуверенности в себе, беспокойстве, заниженной самооценке.

Человек – очень хрупкое создание. На протяжении своей жизни ему редко удается сохранить в целости тело, психику, душу. Но если потери душевные, внутренние далеко не всегда заметны, как для самого человека, так и для других, то нарушения телесные всегда мешают жить полноценно. Очень часто человек, получивший травму, не в состоянии выжить без помощи других людей. Можно, наверное, считать, что человек стал человеком не столько тогда, когда взял в руки орудие труда, сколько, когда помог раненому соплеменнику выжить, кормил его, не способного обеспечить себя пропитанием самостоятельно. Воля к жизни, стремление сохранить себя как личность в любых трагических ситуациях – это и есть проявление человечности. В подборке представлены книги на эту тему. «Любое страдание - это всего лишь побуждение к деятельности». Эммануил Кант.

Авит, Клели. Я все еще здесь [Текст]: [роман] / Клели Авит; перевод с французского Ирины Волевич. - Москва: Синдбад, 2019. - 248, [3] с.

Уже почти полгода Эльза находится в коме после несчастного случая в горах. Врачи и близкие не понимают, что она осознает, где находится, и слышит все, что говорят вокруг, но не в состоянии дать им знать об этом. Тибо в этой же больнице навещает брата, который сел за руль пьяным и стал виновником смерти двух девочек-подростков. Однажды Тибо по ошибке попадает в палату Эльзы и от ее друзей и родственников узнает подробности того, что с ней произошло. Тибо начинает регулярно навещать Эльзу и рассказывать ей о своей жизни. Его не покидает ощущение, что она слышит и понимает все, что он говорит. Для Эльзы появление Тибо подобно глотку свежего воздуха, который дает ей силы продолжать бороться за жизнь…

 

Алибекова, Раиса. Жизнь и Еда [Текст] / Раиса Алибекова. - Москва: АСТ, 2018. - 255 с., [8] л. ил. с.

В семь лет Раиса Алибекова едва не сгорела заживо. Ее чудом спасли, но на долгие годы она потеряла лицо. Его «лепили» заново в течение двадцати лет, по миллиметру в год – девушке пришлось перенести более двадцати пластических операций, проведенных под общим наркозом. Раиса пережила адские муки, но никогда не отчаивалась, потому что рядом с ней всегда были ее родные, а потом – любимые муж и сын. Сегодня Раиса – молодая красивая женщина, счастливая жена и мама, известный блогер. В «Инстаграме» на ее блог «Жизнь и еда», где она опубликовала более тысячи видеорецептов, подписаны 1200000 человек. В своей книге «Жизнь и еда» автор впервые подробно рассказывает о пережитых событиях и о том, что помогает ей не падать духом, никого ни в чем не винить и завоевывать все новые вершины в профессии и личной жизни. Раньше Раиса и не думала о книге, пока не узнала, что ее история помогает девушкам, попавшим в такую же беду, поверить в себя, принять свои недостатки. Рая родилась 24 июня 1990 года и сразу же стала всеобщей любимицей. Секретам кулинарного мастерства она стала обучаться с семи лет, после того как стала ходить в школу. Братья научили ее готовить вкуснейший плов, и с детских лет она поняла: «хочешь доставить любимым людям радость – накорми их вкусно». Все было хорошо, пока однажды не произошло несчастье – в доме отключили электричество, и младший брат Ахмед позвал сестру помочь ему зажечь керосиновую лампу. Сначала нужно было через воронку в горловине налить в резервуар лампы керосин, а затем зажечь фитиль. «Брат взял канистру… Позже выяснилось, что на заправке вместо маслянистого, медленно горящего керосина в нее залили бензин. Было очень темно, брат боялся пролить мимо и попросил меня посветить зажженной спичкой. Как только я чиркнула спичкой по коробку, произошло непоправимое – от искры в один миг вспыхнула я!». Старшие братья завернули Раю в ковер, чтобы сбить пламя. На машине отвезли ее в больницу, где почти три недели девочка находилась в искусственной коме – врачи опасались, что от болевого шока ее сердце не выдержит. У Раи сгорели лицо, уши, подбородок, шея и кисти рук. Предстояла церия серия операций – сначала врачи «сделали» маленький кусочек под глазом и часть ушка. Так, по чуть-чуть началось восстановление красивого лица девочки. В 15 лет Рая познакомилась с другими пациентами ожогового отделения больницы Сперанского и поняла, как тяжело приходится им. А еще Рая поняла, какие у нее чудесные, лучшие в мире родители и родственники, которые готовы на все ради того, чтобы помочь девочке. И вся жизнь впереди – «у меня есть руки и ноги, я могу ходить, танцевать, бегать, разговаривать. Я учусь, могу тренировать и тело, и память, и ум. Я могу получить образование, выбрать дело по душе, открыть для себя много нового, найти интересную работу». Так и получилось – несмотря на то, что несколько раз в году Рае приходилось ездить в Москву на операции, она получила прекрасное образование, вышла замуж за своего однокурсника Абдулу, стала счастливой мамой. И теперь к небольшим косметическим дефектам своего лица она относится философски – ведь самое главное, это чувствовать себя уверенно, зная, что рядом с тобой родные люди, которые любят тебя такой, какая ты есть. После рождения сына Шамиля Раиса захотела поделиться своими кулинарными рецептами, многие из которых которые сложились у нее еще в студенческие годы. Так заработал ее блог «Жизнь и еда». Часть рецептов вошла в эту книгу, в которой есть приложение «Рецепты самых вкусных блюд от Раи».

 

Амлинский, Владимир Ильич. Жизнь Эрнста Шаталова [Текст]: повесть, роман, рассказы / В. И. Амлинский. - Москва: Детская литература, 1978. - 332, [2] с.

За повесть «Жизнь Эрнста Шаталова» писатель был удостоен премии Ленинского комсомола (1980 г.). Эта повесть была написана в 1968 – 1969 годах, повествование в ней ведется от первого лица. Рассказчик – литератор, журналист, получает приглашение от Эрнста Шаталова посетить его, так как он хочет сообщить писателю нечто важное. Эрнст Шаталов – инвалид, прикованный к постели, живёт с матерью и младшим братом. Брат-студент и работающая мама не могут быть дома постоянно, и много времени Эрнсту приходится быть одному. У него есть пульт с кнопками, который помогает ему открывать входную дверь, включать радиоприёмник и телевизор, а также есть сигнальная кнопка, которой он редко пользуется, чтобы не утруждать других. Вот уже 10 лет он лежит в постели. Раньше Эрнст мог ходить, бегать, прыгать, играть в спортивные игры. Однажды, когда мальчик играл в хоккей, он получил случайный удар клюшкой в колено. После длительного лечения, когда Эрнст, наконец, поправился, он стал играть в футбол и снова получил удар мячом по тому же колену. Теперь половина его жизни состояла в очередях к врачам. Профессор Антонина Юрьевна Лурье, крупный специалист по костному туберкулёзу поставила диагноз «коксит» и отправила на лечение в Евпаторию, где он и закончил школу. А спустя три года та же профессор поставила другой диагноз – «инфекционный полиартрит». Эрнст промолчал, сдержался, хотя в душе его кипело негодование за неправильно поставленный диагноз. Главный консультант Крымского миноблздрава Григорий Акимыч Стенин помог мальчику совладать с обидой и стал для него настоящим старшим товарищем и наставником. Стенин начал убеждать Эрнста, что у него есть будущее: «…ты должен усвоить: пока у тебя есть голова и сердце, ты обязан существовать не как обрубок, не как инвалид – раб своей немощи, а как личность. Как личность, которая знает то, что и другим неведомо. Пока у тебя варят мозги, мир еще принадлежит тебе и ты еще живой, кое на что способный. Ты его еще можешь перевернуть, этот мир, понимаешь?». Именно доктор Стенин посоветовал Шаталову заниматься делом, а инструментом выбрать перо, бумагу и книги. В 1952 году Эрнст окончил школу с серебряной медалью, уехал из Евпатории и поступил в университет на филфак. Но в 1958 году Эрик совсем перестал ходить. Ему было тогда 25 лет. Университет пришлось бросить, так как он не хотел утруждать педагогов, приходящих на дом. Он работал, писал рецензии, редактировал диссертации. Он боялся одного – не выдержать, начать мстить за свою беду, мучить других. Но этого с ним не произошло. Эрнст был убеждён, что из него получился бы педагог, так как педагогика, по его мнению, главная наука – она учит превращать человеческое существо в личность. Эрнст Шаталов прожил всего 35 лет, но он пытался найти смысл своей жизни, не тратить времени впустую, приносить пользу семье, людям, обществу. История эта невыдуманная - все описанное действительно произошло с молодым москвичом. Повесть о жизни Эрнста Шаталова затрагивает актуальные вопросы: о смысле человеческой жизни, о нравственном достоинстве человека, о его бесконечных возможностях, об обязанности сделать свою жизнь полезной и нужной людям.

 

Армстронг, Лэнс. Возвращение к жизни [Текст]: о спорте и победе над раком / Лэнс Армстронг и Сэлли Дженкинс; [пер. с англ.: А. Самсонов, О. Белошеев]. - Москва: Альпина нон-фикшн, 2009. - 422, [2] с., [8] л. ил. с.

 

Лэнс Армстронг - знаменитый американский велогонщик. В 25 лет он узнал о том, что у него рак, усугубленный метастазами. Казалось, что будущего нет, но Лэнс – не из тех, кто сдается! После тяжелого и длительного лечения он сумел вернуться в спорт. Снова начались тренировки, и он выиграл самую престижную в мире велогонку «Тур де Франс», а через год — еще раз. Вскоре он женился, у супругов родились дети. Лэнс Армстронг искренне считает, что болезнь перевернула его жизнь – после выздоровления он создал фонд помощи больным онкологией, многое пересмотрел в своей жизни. Книга Лэнса Армстронга рассказывает о его взлетах и падениях, о детстве без отца, об упорстве и силе воли, о мечтах и надеждах. Армстронг честно говорит о своем трудном характере, ошибках и недостатках. В 2013 году он рассказал правду о себе и спорте и признался в употреблении допинга во время гонок. После этого заявления Лэнса лишили всех званий и наград, с ним разорвали контракты спонсоры, а газеты накинулись с негодованием. Но несмотря ни на что, Лэнс Армстронг – единственный велогонщик, который после победы над раком сумел 7 раз подряд выиграть велогонку «Тур де Франс» и стать живой легендой. Многие спортсмены, получившие серьезную травму, не раз признавались, что книга Лэнса Армстронга возродила в них силу воли, желание жить и побеждать!

 

Асадов, Эдуард Аркадьевич. Интервью у собственного сердца [Текст]: автобиография / Эдуард Асадов. - Москва: Эксмо, 2008. - 668, [2]., [12] л. ил. с.

О том, как непросто жить слепому человеку, написано множество научных, публицистических и художественных книг. Одна из них – автобиография известного поэта Эдуарда Аркадьевича Асадова (1923-2004) «Интервью у собственного сердца». Эта книга - разговор о времени и о себе, честный и бескомпромиссный монолог, обращенный к грядущим поколениям. Книга словно устремлена в будущее, дышит верой в трудный, но светлый завтрашний день. Вместе с читателем по страницам книги Асадов вновь проходит свою жизнь – вспоминает родных и близких, важные решения, которые повлияли на его судьбу. Будущий поэт родился в 1923 году в Туркмении, в интеллигентной учительской семье, оба его родителя были педагогами. Воспоминания о детстве у Эдуарда самые яркие, как и у всех. Но особенно запомнилось ему внимательное и бережное отношение к книгам, которое царило в семье. Эдуард помнил своего дедушку. Тот переехал из Перми в Свердловск. Иван Калустович был человеком большой эрудиции и знатоком книг. Эдуард очень любил читать сказки Ханса Кристиана Андерсена, но книги брать в руки дозволялось только после осмотра дедушкиным взором. Дедушка даже допустить не мог того, чтобы книгу брали грязными руками. Поэтическое творчество Асадова началось очень рано. С мальчишеских лет он любил одинаково театр и поэзию. Стихи начал писать в Свердловске, в восемь лет. Это были лирические опусы обо всем – о поездке в школьный лагерь, об игре в футбол, о зимней битве в снежки. Были сатирические стихи и колкие эпиграммы. Школьные годы пролетели быстро. После выпускных экзаменов Эдуард написал заявление в Литературный институт им. Горького, но отнести не успел. Позднее Асадов вспоминал, что никак не чувствовал приближения войны. Она подошла как-то незаметно. После непродолжительной учебы Эдуард попал на поля сражений – свое боевое крещение он получил под Москвой, воюя в самом пекле на Волховском фронте. Больше года он был наводчиком, но в 1942-ом, после ранения своего непосредственного начальника, был назначен командиром оружейного расчета. А в перерывах между сражениями он писал стихи и читал их на недолгих привалах своим сослуживцам. В 1943 году Эдуард Асадов получил лейтенантские погоны и назначение сначала на Северо-Кавказский, а затем на Четвертый Украинский фронт, став со временем комбатом. Роковым для Асадова стали бои под Севастополем – его собственная батарея была полностью уничтожена прицельным огнем противника. К сожалению, для поэта эта битва стала последней. Осколком снаряда, взорвавшегося в двух шагах от машины, комбату снесло часть черепа, залив лицо кровью и полностью ослепив его. По мнению медиков, после таких ранений человек должен умереть в течение нескольких минут. И уж точно он не способен совершать каких-то телодвижений. Асадов довел машину до соседней батареи, находясь практически без сознания, и только потом погрузился в пучину небытия. Почти месяц Эдуард Асадов находился на грани жизни и смерти. Когда юноша очнулся, ему пришлось выслушать две новости. Первая заключалась в том, что он является феноменом – никто из медиков даже не предполагал, что молодой человек сможет выжить, сохранив при этом способность говорить, двигаться, мыслить. Это была хорошая новость. А о плохом Асадов узнал в тот же день, как открыл глаза – и не увидел ничего вокруг. Оставшуюся жизнь ему предстояло провести в полной темноте – в результате полученной черепно-мозговой травмы юноша навсегда лишился зрения. Об этих трагических днях поэт потом вспоминал: «…Что было потом? А потом был госпиталь и двадцать шесть суток борьбы между жизнью и смертью. «Быть или не быть?» — в самом буквальном смысле этого слова. Когда сознание приходило — диктовал по два-три слова открытку маме, стараясь избежать тревожных слов. Когда уходило сознание, бредил. Было плохо, но молодость и жизнь всё-таки победили. Впрочем, госпиталь был у меня не один, а целая обойма. Переезды, скальпели хирургов, перевязки. И вот самое трудное — приговор врачей: «Впереди будет всё. Всё, кроме света». Это-то мне предстояло принять, выдержать и осмыслить, уже самому решать вопрос: «Быть или не быть?». А после многих бессонных ночей, взвесив всё и ответив: «Да!» — поставить перед собой самую большую и самую важную для себя цель и идти к ней, уже не сдаваясь. Я вновь стал писать стихи. Писал и ночью и днём, и до и после операции, писал настойчиво и упорно. Понимал, что ещё не то и не так, но снова искал и снова работал. Однако какой бы ни была твёрдой воля у человека, с каким бы упорством ни шёл он к поставленной цели и сколько бы труда ни вложил в своё дело, подлинный успех ему ещё не гарантирован. В поэзии, как и во всяком творчестве, нужны способности, талант, призвание. Самому же оценить достоинство своих стихов трудно, ведь пристрастнее всего относишься именно к себе». В 1946 году он был зачислен в Литературный институт, через два года первая подборка стихов Асадова была опубликована в «Огоньке», а в 1951 году увидела свет его первая книжка – после этого Эдуард Аркадьевич стал одновременно членом Союза писателей и членом КПСС. В 1998 году, в канун своего 75-летия, Асадов был удостоен звания Героя Советского Союза. Эдуард Асадов всегда был вместе с людьми. Никогда, даже в самые трудные дни жизни, не старался спрятаться, уйти в одиночество. Вместе с Родиной он прошел войну, застал распад СССР и всегда писал только правду о своей стране, о том, что пришлось пережить. В своей автобиографии Асадов говорит о жизни искренно, не скрывая ошибок и упущенных возможностей. Эдуард Асадов в своих стихотворениях обращался к лучшим человеческим качествам — к доброте, верности, благородству, великодушию, патриотизму, справедливости. Его сердце очень чутко откликалось на все, что происходило вокруг, не позволяя оставаться равнодушным и замыкаться в своем горе. Самой главной наградой он считал доверие к себе и любовь миллионов читателей.

 

Базен, Эрве. Встань и иди; Супружеская жизнь: перевод с французского [Текст]: перевод с французского / Эрве Базен; [сост. и вступ. ст. Ю. П. Уварова; ил. худож. Л. М. Непомнящего]. - Москва: Правда, 1983. - 478, [2] с.

«Встань и иди» - это роман о девочке-подростке Констанции Орглез, которую война сделала инвалидом. Она прикована к инвалидной коляске, но мужественно борется с недугом, да еще и старается помочь другим людям, однако далеко не всегда она встречает ответную благодарность, потому что в человеческом обществе каждый привык жить только для себя. Констанция в качестве примера, на который можно равняться, выбирает для себя Франклина Рузвельта, который был поражен детским параличом, но не сдался. Силой воли он добился того, что мог стоять и ходить почти как здоровый человек. Этого же хочет добиться и Констанция, но, к сожалению, ее болезнь прогрессирует. Однако девушка не сдается, наоборот, она собирает вокруг себя многих людей. Берется присматривать за маленьким мальчиком, пока его мать находится на работе. Друга своего погибшего брата уговаривает оплатить дорогостоящую операцию ребенку, чем показала ему новую возможность тратить деньги – оказывать помощь конкретным людям, а не просто рассуждать о добре и зле. Рядом с Констанцией образуется круг ее друзей, которые поражены силой духа девушки. Они стараются помочь ей, а она перенаправляет их усилия на тех, кто не менее ее нуждается в помощи, вырабатывает привычку не делить людей на своих и чужих, а приносить всем добро, теплоту и заботу. Доброта Констанции навсегда останется жить в памяти людей.

Белоглазова, Раиса Васильевна. Черемуховый цвет [Текст]: роман / Раиса Белоглазова. - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1971. - 606, [1] с.

Раиса Васильевна Белоглазова (1928-2002) – сибирская писательница, прозаик, родилась 16 мая 1928 г. в Улан-Удэ в семье машиниста-железнодорожника. Родители с детских лет воспитывали в ней твёрдость воли и уважение к труду. Когда 9-летнюю девочку тяжелая болезнь приковала к кровати, она не сдалась - благодаря родным, друзьям, соседям и учителям, окружившим ее заботой и вниманием, получила среднее образование. Но Раиса мечтала учиться дальше. Самостоятельно готовилась к вступительным экзаменам, раздобыв университетскую программу для филологического факультета, изучала

 

немецкий, училась переводить. 1951 год стал началом ее литературной работы. Окончив немецкое отделение Центральных курсов заочного обучения иностранным языкам в Москве, она с радостью читает Гёте, Гейне, Шиллера в оригинале. В 1953 г. повесть молодого автора «Со всеми вместе» была опубликована в альманахе «Новая Сибирь». Шли годы упорного, напряжённого труда, углубленного чтения русской и зарубежной классики, знакомство с сокровищами устного народного творчества бурят. В 1957 году Р. Белоглазова по рекомендации Всеволода Иванова поступает на заочное отделение Литературного института им. М. Горького. Литературным триумфом Раисы Белоглазовой по праву считается роман «Черёмуховый цвет» (1971), удостоенный в 1973 г. Государственной премии Бурятии, как произведение «о душевной чуткости, о благородстве, о мужестве». Первая книга романа Р. В. Белоглазовой «Черемуховый цвет» вышла в Бурятском книжном издательстве в 1966 г., а в 1971 г. вышли первая и вторая книги. В центре повествования - судьба Жени Голубевой, которая, преодолевая тяжкий недуг, становится композитором. Р. В. Белоглазова так говорит о замысле своей книги: «В целом роман «Черемуховый цвет» посвящен тем, кому в 40-х годах было по пятнадцать-двадцать лет. Юность этого поколения отмечена чистотой помыслов, острым сознанием своего гражданского долга, скромностью и трудолюбием. Многих из этих людей нет среди нас, они не вернулись с войны. А тем, кто остался жив, предстоит воплотить в быль их мечты». В этой книге словно живет душа самой Раисы Васильевны, которая так хотела бы, как и Женя, преодолеть свой недуг.

 

Беляев, Александр Романович. Голова профессора Доуэля; Ариэль [Текст] / Александр Беляев. - Москва: Профиздат, 2014. - 332, [2] с.

Александр Романович Беляев — советский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы. В жизни Александра Беляева есть событие удивительное и странное. В детстве он забрался на крышу сарая и прыгнул оттуда вверх. Он хотел полететь. Он был уверен, что полетит. Беляев весь - в этом прыжке, в этой одержимости мечтой, сжигающей его воображение. Он, конечно, не полетел, а упал и разбился. Неудавшийся полет вызвал необратимые изменения в позвоночнике, которые привели к жестокой болезни через много лет (туберкулез позвоночника). Три года он был прикован к постели, врачи не обещали улучшений. Тело казалось ему мертвым, жила только мысль, неукротимый человеческий дух. "Я переживал ощущение головы без тела", - писал он позже об этом страшном времени. Было ощущение, что отдельно существует он, живой человек, полный сил, страстного желания жить, а рядом на кровати, как что-то отдельное, медленно умирает его собственное тело. Но и в таком, казалось бы, безвыходном положении он продолжал работать - сотрудничать в газете. Подняться на ноги он смог лишь в 1922 году. Теперь он должен был носить постоянно ортопедический корсет. И он искал выхода. Он читал испещренные латынью книги по медицине и биологии, рылся в старых журналах. В книгах он нашел старое описание опытов Броун-Секара, пытавшегося оживить умершие органы. И видел облик ученого - благородного, мужественного, самоотверженного. Едва оправившись от болезни, Беляев начал работать над своим первым романом "Голова профессора Доуэля". Профессор Доуэль - из плеяды мечтателей, он хочет, чтобы его открытие осчастливило людей, уничтожило страх перед бессмысленной смертью. Все мысли, все страдания «головы без тела» Доуэля автор воспроизвел так, как только сам он знает - потрясающе правдивыми и в то же время фантастически - непривычными. Возможна ли жизнь человеческого разума вне тела? И, если да, то, что ждёт этот разум под властью морально нечистоплотного человека? Ставя свои дерзкие эксперименты, профессор Доуэль и не предполагал, что однажды в роли подопытного животного окажется он сам, а его бывший ученик получит в полную собственность голову своего учителя, чтобы безнаказанно распоряжаться его гениальными мыслями. Профессор Керн проводит в своей лаборатории эксперименты по оживлению органов, отделенных от человеческого тела. Пренебрегая морально-этическими принципами поведения врача, для достижения личных, эгоистических целей он не останавливается ни перед чем. Рассказ был напечатан в 1925 году в журнале «Всемирный следопыт». Читатели единодушно назвали его лучшим, что когда-либо было напечатано в журнале. Беляев понял, что такие книги очень нужны, потому что затрагивают самые глубинные, сокровенные струны человеческого воображения, помогают людям в реальной жизни преодолевать трудности, бороться со злом, стремиться к полноценной жизни.

Бенаквиста, Тонино. Три красных квадрата на черном фоне [Текст]: [роман] / Тонино Бенаквиста; [пер. с фр. С. Ю. Васильевой]. - Санкт-Петербург: Амфора, 2007. - 221, [1] с.

Роман «Три красных квадрата на черном фоне» - психологический детектив с интригующим сюжетом и главным героем, волею случая, ставшим инвалидом. Подающий надежды бильярдист Антуан работает днем монтажником в выставочном зале художественной галереи, где никто не знает, чем он занимается по вечерам. Он не допускает сослуживцев в свой мир. Во время оформления одной из выставок художника середины ХХ века на Антуана напал странный человек, укравший одну из картин. Он пытался задушить молодого человека, а потом толкнул скульптуру, которая и отсекла Антуануу кисть руки, а вместе с нею и мечту стать чемпионом по бильярду. А без этой мечты молодой человек не представлял для себя жизни. Мир сузился для Антуана до размеров руки, все остальное перестало существовать, и он даже не думает о поисках выхода из тупика, до тех пор, пока однажды Антуан не решает найти вора, укравшего вместе с картиной смысл жизни. И эти поиски оказываются поисками нового пути в жизни, дают новую возможность реализовать творческие способности личности. Сосредоточившись на бильярде, Антуан не замечал, как огромен мир, как много в нем красок. Желание найти виновника своей беды и отомстить ему наполняло Антуана злобой и отгораживало от людей, даже от родителей и друзей, разрушало его психику, его личность, окрашивало мир в серые и черные тона. Разыскивая похитителя картины, юноша познакомился с художниками, прочел много книг по искусству, научился отличать одну школу живописи от другой. Пытаясь проникнуть в психологию преступника, он научился гораздо шире смотреть вокруг. У него появилась потребность выразить себя, свое видение мира в красках, и Антуан открывает для себя другой мир – мир искусства, свободный от ненависти.

Беркович, Мария Борисовна. Нестрашный мир [Текст]: [документальное повествование о детях с нарушениями в развитии] / Мария Беркович; [вступ. ст. Л. Аркус]. - Москва: Теревинф, 2014. - 249 с.

Мария Борисовна Беркович – дефектолог, а также поэт, педагог, психолог и нянька для детей, у которых – аутизм, умственная отсталость, слепоглухота, множественные нарушения развития. Дополнительно Мария работает частным репетитором у тех детей, кто живет дома с родителями; и в детском доме с детьми, от которых родители отказались. Мария Беркович родилась 29 апреля 1985 года в Санкт-Петербурге. Ее мама – Елена Эфрос и бабушки – Галина Майзелис и Нина Катерли, сыграли большую роль в воспитании будущего педагога. Книга «Нестрашный мир» - не просто документальное повествование о детях с нарушениями в развитии. Эта книга об огромном желании помочь, подарить тепло и заботу. Книга состоит из записей Марии, которые она вела на протяжении многих лет. Герои ее писем, дневников и рассказов – дети с нарушениями развития, их родители, волонтеры и педагоги, работники детских домов. Но книга эта не только о профессии, а скорее о любви – к детям, к жизни, к призванию. Главной задачей при работе с детьми для Марии было правильно подобрать методы помощи, способы взаимодействия с «особыми» детьми. Очень нелегко писать о своих учениках, тем более, если они «особенные». Ведь трудно понять их внутренний мир. Как сравнила сама Маша, после того, как застряла в стеклянном лифте супермаркета – «я смотрю на своих детей из стеклянного лифта». Но рассказать о них нужно, ведь каждый из них – личность. И как твердо уверена Маша, «необучаемый ребенок – это ребенок, которого не обучают, только и всего. У Бога необучаемых нет». Конечно, молодому педагогу было нелегко. Но за годы работы накопилось столько смешных, грустных и радостных историй! Маша не пожалела о выбранной профессии, хотя порой было и тяжело. «Я думаю об удивительной простоте, с которой в мире «особых» людей разрешаются все основные вопросы. В мире «особого» человека, где имеют значение только чувства, а наносное, условное отпадает, возникает сильнейшее ощущение неподдельности всего, что происходит. После соприкосновения с этим неразбавленным миром не хочется выходить в обычную жизнь. Начинается душевный авитаминоз: все кажется ненастоящим. Та любовь, с которой мы соприкасаемся, общаясь с «особыми» людьми, это не любовь, которую они излучают. Это наша собственная любовь. Мы ее в себе находим, точно так же, как мы можем найти в себе все остальное, как будто такое лекарство принимаем – выпиваем полную чашку неразбавленной жизни, и это очень сильно проясняет наш взгляд». Книга Марии Беркович «Нестрашный мир» не только поможет врачам, психологам, педагогам и социальным работникам найти лучший подход в работе с детьми. В этой книге отразилась особая точка зрения Марии как педагога и человека, который очень любит детей и старается им помочь.

 

 

Вознесенская, Юлия. Утоли моя печали: сб. рассказов. – М.: Лепта, 2011. – 336с.

 

Тяжелая болезнь, уход близкого человека, развод, несчастная любовь - людям часто приходится сталкиваться с тяжелыми обстоятельствами, которые кажутся непреодолимыми. Новый сборник рассказов Ю.Н. Вознесенской подскажет, как с помощью веры превозмочь беду и справиться с самыми отчаянными жизненными ситуациями. Главная ценность историй в том, что все они созданы на основе реальных событий, содержат живой опыт людей, преодолевших горе и нашедших Бога.

Галкина, Наталья Всеволодовна. Табернакль / Зеленая мартышка [Текст] / Наталья Галкина. - Санкт-Петербург: Нева, 2012. - 326, [1] с.

«Табернакль» - это особая открытая пристройка в католических храмах, предназначенная для хранения предметов религиозного поклонения, или архитектурно оформленная ниша, предназначенная для размещения статуй. Можно сказать, что табернакль – это хранилище самого светлого и значимого для человеческой души. Роман «Табернакль» посвящен детям-инвалидам, которые стараются не только выжить в этом в мире, но понять его и полюбить Главная героиня рассказывает о времени, когда работала в Мариинском приюте для детей-инвалидов дизайнером по протезам. Она увидела многих врачей – кто-то был добрым и отзывчивым к пациентам, старался приободрить детей, рассказать им шутку или интересную историю. Но были и циничные врачи, и даже врачи-преступники, проводившие бесконтрольные экспериментальные операции над детьми. У самой главной героини родился ребенок-аутист. Почему? Возможно, потому что женщина предпочла молчать, когда надо было не то что говорить, но кричать о проблемах детей. В книге подробно описаны и будни матери ребенка-аутиста. Это - напряженная работа каждый день, битва за себя и за ребенка, за медикаменты, за право на жизнь. Годы работы главной героини в Мариинском приюте для детей-инвалидов, воспитание ребенка-аутиста – это тяжелейшие испытания, но именно благодаря им можно сохранить табернакль, святыню нашего сердца – доброту и сострадание. Роман «Табернакль» напоминает нам о главной цели общества – делать все сообща, быть вместе, проявлять активный гуманизм и беречь духовные ценности.

 

 

Геласимов, Андрей Валерьевич. Жажда [Текст]: рассказы / Андрей Геласимов. - Москва: Яуза: Эксмо: ОГИ, 2004. - 314, [2] с.

Костя в повести Андрея Геласимова «Жажда» горел в БТР-е, его поздно вытащили, посчитав мертвым. И теперь люди пугаются того, что осталось от его лица. Поэтому он старается поменьше попадать людям на глаза, живет один, один делает евроремонт чужих квартир, полученные деньги пропивает один в своей пустой квартире. Соседка пугает им своего пятилетнего сына, когда он ее не слушается или не идет спать. Костя может пробиться к людям, ведь у него есть руки и глаза, которые помнят, как хорошо он рисовал до того, как ему дали автомат и отправили на войну. Он сам постоянно перебирает в памяти картины войны, лица людей, а руки тянутся рисовать. Он отправляется с друзьями на машине разыскивать пропавшего товарища, они путешествуют не один день. Именно это направление вывело Костю людям. Он перестал бояться испугать кого-то своими шрамами, и люди увидели его настоящее лицо. Так, постепенно обожженная душа стала избавляться от рубцов.

Гиллард, Линда. Увидеть звезды [Текст]: [роман] / Линда Гиллард; пер. с англ. Марии Макаровой. - Москва: Иностранка: Азбука-Аттикус, 2012. - 398, [1] с.

Этот роман о судьбе женщины – необыкновенно сильной и мужественной, которая смогла пережить гибель супруга и потерю ребенка, и, несмотря на пережитое горе и свой недуг, вновь поверить в то, что любовь и счастье существуют в ее жизни. Главная героиня – Марианна Фрэйзер – слепа с рождения. Марианне уже за сорок лет, она одинока, живет в Эдинбурге вместе со своей сестрой Луизой, которая пишет фантастические романы, этим содержа себя и свою сестру. Книга построена на прямой речи обеих сестер – сначала говор<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: