Объект дисциплины - оформление документов, отражающих управленческую деятельность предприятия и организация документооборота в учреждении.
Предмет дисциплины - правильность оформления документов управленческой деятельности предприятия (фирмы, организации); надлежащая организация документооборота в учреждении согласно требованиям ГОСТа.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
уметь:
· оформлять и проверять правильность оформления документации в соответствии с установленными требованиями, в т.ч. используя информационные технологии;
· проводить автоматизированную обработку документов;
· осуществлять хранение и поиск документов;
· использовать телекоммуникационные технологии в электронном документообороте;
знать:
· основные понятия: цели, задачи и принципы документационного обеспечения управления;
· системы документационного обеспечения управления их автоматизацию;
· классификацию документов;
· требования к составлению и оформлению документов;
· организацию документооборота: прием, обработку, регистрацию, контроль, хранение документов, номенклатуру дел.
В процессе изучения дисциплины формируются следующие компетенции:
ОК 01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 02. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 03. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 04. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения.
|
ОК 06. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий
ПК.2.2. Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем.
Формы контроля знаний
Формы и методы проведения учебных занятий: лекции и практические занятия.
В процессе обучения используются следующие формы текущего контроля: тестирование; фронтальный опрос; работа в «малых группах»; решение ситуационных и практических задач.
Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.
Содержание самостоятельной работы обучающихся
Организация самостоятельной работы предполагает:
- изучение нормативных документов;
- изучение правил оформления документов;
- составление таблиц, схем и их описание;
- оформление документов;
- подготовку к практическому занятию, зачету;
- изучение периодических изданий по дисциплине и подготовка по ним кратких конспектов.
Наименование разделов и тем | Содержание самостоятельной работы обучающихся | Объем часов | |
Тема 1.1. Законодательное и нормативно-методическое регулирование делопроизводства на предприятии | 1. Ответы на вопросы самоконтроля № 1-10 2. Выполнение заданий для самостоятельной работы № 1-7 | ||
Тема 1.2. ГОСТ Р 6.30-2003. Требования к оформлению реквизитов документов | 1. Ответы на вопросы самоконтроля № 11-17 | ||
Тема 2.1. Автоматизация документационного обеспечения управления (ДОУ) | 1. Ответы на вопросы самоконтроля № 18-22 | ||
Тема 3.1. Организационно-распорядительные документы | 1. Ответы на вопросы самоконтроля № 23-31 2. Выполнение заданий для самостоятельной работы № 8-13 3. Решение ситуационных задач № 1-3 4. Решение производственных задач № 1-11 | ||
Тема 3.2. Документы оперативной информации | 1. Ответы на вопросы самоконтроля № 32-34 2. Выполнение заданий для самостоятельной работы № 14-17 3. Решение ситуационных задач № 4-6 4. Решение производственных задач № 12-21 | ||
Тема 3.3. Современное деловое письмо | 1. Решение ситуационных задач № 7-8 2. Решение производственных задач № 22-28 | ||
Тема 4.1. Документы личного дела работника | 1. Ответы на вопросы самоконтроля № 35-44 2. Решение производственных задач № 29-31 | ||
Тема 4.2. Документы для трудоустройства | 1. Ответы на вопросы самоконтроля № 45-49 2. Выполнение заданий для самостоятельной работы № 18-25 3. Решение ситуационных задач № 9-10 4. Решение производственных задач № 32-34 | ||
Тема 5.1. Технология подготовки и заключения коммерческого соглашения | 1. Решение производственных задач № 35 | ||
Тема 5.2. Порядок оформления коммерческих писем | 1. Решение производственных задач № 36-38 | ||
Тема 6.1. Формирование дел | 1. Ответы на вопросы самоконтроля № 50-57 2. Выполнение заданий для самостоятельной работы № 26-33 | ||
Тема 6.2. Подготовка документов к последующему хранению и использованию | 1. Ответы на вопросы самоконтроля № 58-68 2. Выполнение заданий для самостоятельной работы № 34 |
|
|
Вопросы для самоконтроля
1. Какую роль играет документационное обеспечение в управлении современными организациями?
2. Как связано документационное обеспечение управления с документоведением, делопроизводством, архивоведением?
3. Какие нормативно-правовые акты регулируют документационное обеспечение управления?
4. Какова практическая значимость учебной дисциплины «Документационное обеспечение управления»?
5. Какой объем и содержание имеют понятия «информация» и «документ»?
6. Какую роль играет информация в обеспечении эффективного управления?
7. Каковы источники получения управленческой информации?
8. Каковы назначение и функции служб документационного обеспечения управления в современных организациях?
9. Что такое «система документации» и «унифицированная система документации»?
10. Какие виды управленческих документов включает в себя Унифицированная система организационно-распорядительной документации?
11. Каково назначение ГОСТ Р 6. 30-2003?
12. Понятие: "реквизит" документа.
13. Что такое постоянные и переменные реквизиты организационно-распорядительной документации?
14. Каков состав постоянных и переменных реквизитов организационно-распорядительной документации?
15. Какие реквизиты используются в заголовочной части организационно-распорядительных документов?
16. Какие реквизиты используются в содержательной части организационно-распорядительных документов?
17. Какие реквизиты используются в оформляющей части организационно-распорядительных документов?
18. Какая оргтехника используется для составления документов в современном делопроизводстве?
19. Какая оргтехника используется для поиска, ранения и передачи документов в современном делопроизводстве?
20. Каковы возможности компьютерных технологий в документационном обеспечении управления?
21. Каковы возможности средств телекоммуникации в документационном обеспечении управления?
22. В каких случаях применяются стандартные офисные программы в организации делопроизводства?
23. Каковы требования к оформлению приказов по основной деятельности?
24. Как оформить выписку из приказа?
25. Как оформить решение?
26. Как оформить постановление?
27. Что собой представляет Устав организации? Каковы основные требования к его составлению и оформлению?
28. Как оформить Положение об отделе или службе организации?
29. Как оформить штатное расписание?
30. Какие требования предъявляются к оформлению договора, контракта?
31. Что такое инструкция, каково ее содержание и оформление?
32. Какие требования предъявляются к оформлению протокола?
33. Как оформить докладную, служебную и объяснительную записки?
34. Каковы современные требования к языку и стилю управленческих документов?
35. Каков порядок регистрации управленческого документа?
36. Какие существуют виды контроля исполнения документов?
37. Какие документы входят в состав документации по кадрам?
38. Что такое трудовой контракт?
39. Каковы основные и дополнительные условия трудового контракта?
40. На какой срок может быть заключен трудовой контракт?
41. Что такое личная карточка формы Т-2? Какая информация фиксируется в ней?
42. Каковы правила заполнения и хранения личных карточек?
43. Какие действия фиксируются в приказах по кадрам?
44. Каковы сроки хранения приказов?
45. 59Что такое личное дело? Какие документы входят в его состав?
46. Каков порядок формирования и хранения личных дел?
47. Каковы правила заполнения титульного листа трудовой книжки?
48. Какие сведения о работнике фиксируются в его трудовой книжке?
49. Как хранятся трудовые книжки, и ведется их учет?
50. Из каких частей складывается документооборот организации?
51. Каковы этапы работы с входящими документами?
52. Как строится работа с исходящими документами?
53. Какова технология работы с внутренними документами?
54. Какие задачи документооборота решает регистрация документов?
55. Какие управленческие документы не подлежат регистрации в службах документационного обеспечения управления?
56. Какие операции по контролю исполнения документов осуществляют службы документационного обеспечения управления?
57. Как осуществляется систематизация и хранение документов в организации?
58. Что такое дело, с точки зрения документоведения? Приведите примеры дел, хранящихся в организации.
59. Раскройте содержание понятия «номенклатура дел». Какое должностное лицо в организации отвечает за составление и введение в действие номенклатуры дел?
60. Каковы реквизиты номенклатуры дел?
61. Какова содержательная часть номенклатуры дел?
62. Какие признаки заведения дела используются при формировании дел?
63. Каков основной принцип формирования документов в дела?
64. Какие нормативные требования необходимо соблюдать при формировании дел?
65. Что такое экспертиза ценности документов, и какие должностные лица в организации занимаются ее проведением?
66. Какие нормативные акты регулируют проведение экспертизы ценности документов в организации?
67. Что является результатом проведения экспертизы ценности документов организации?
68. Как осуществляется подготовка дел к архивному хранению в современных организациях?